Методические указания к практическим занятиям

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

Экономика

(наименование дисциплины)

Направление подготовки

Профиль подготовки:

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Курс 3семестр 1

Форма обучения очная

Ростов-на-Дону

2016

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

Занятие № 1. по теме : «Экономическая организация производства. Кривая производственных возможностей». ( 2 ч.)

Цель занятия: закрепить базовые категории, характеризующие сферу производства, отработать навыки работы с кривой производственных возможностей, научить студентов применять концепцию альтернативных издержек».

Задачи:

- научиться различать индивидуальное производство и общественное производство; индивидуализацию и обобществление; производство и воспроизводство; простое воспроизводство и расширенное воспроизводство; ресурсы производства и факторы производства;

- выделять и классифицировать производственные ресурсы;

- формулировать критерии эффективности производства и использовать их для оценки рациональности производства данных товаров;

- строить кривую производственных возможностей и характеризовать её динамику;

- определять эффективность производства товаров через оценку альтернативных издержек.

План занятия:

1. Производства: понятие, виды, типы развития.

2. Проблема ограниченности ресурсов и оптимальный выбор.

3. Модель кривой производственных возможностей.

4. Критерий эффективности организации производства. Концепция альтернативных издержек.

Формы участия студентов: устный опрос, коллективный разбор проектных заданий по теме (см. «Рабочую программу п.6.2.)

Основные вопросы для проверки знаний студентов:

1. Дайте различие понятий «индивидуальное производство» и «общественное производство».

2. Назовите господствующие тенденции развития общественного производства.

3. В чем сущность процесса разделения труда и какую роль он сыграл в развитии производства?

4. Что такое «воспроизводство» и в чем отличие этого процесса от «производства»?

5. Назовите два типа развития производства.

6. Охарактеризуйте теорию трех факторов производства.

7. Чем ресурсы производства отличаются от факторов производства?

8. Перечислите виды факторных доходов.

9. Какие ресурсы являются базовыми, а какие производными?

10. Охарактеризуйте условия эффективности организации производства.

11. Что показывает кривая производственных возможностей?

12. Что такое альтернативные издержки и в чем они выражаются?

13. Как изменяются альтернативные издержки при увеличении объема выпуска одного из товаров?

Занятие №2. по теме : «Спрос и предложение». ( 2 ч.)

Цель занятия: закрепить понимание базовых рыночных категорий, отработать навыки работы с кривыми спроса и предложения, научить студентов анализировать спрос и предложение с точки зрения эластичности.

Задачи:

- отработать знание понятий спрос и предложение, основных рыночных законов, определяющих поведение рыночных субъектов;

- выделять и классифицировать факторы изменения спроса и предложения;

- характеризовать спрос и предложение с точки зрения их эластичности;

- строить кривую спроса и предложения и показывать их изменение.

План занятия:

1. Спрос в механизме рынка.

2. Предложение в механизме рынка.

3. Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности.

4. Кривые спроса и предложения и их динамика: основы графического анализа.

Формы участия студентов: устный опрос, коллективный разбор проектных заданий по теме (см. «Рабочую программу п.6.2.)

Основные вопросы для проверки знаний студентов:

1. В чем отличие "рыночного хозяйства" от "административной экономики"?

2. Охарактеризуйте понятия "спрос" и "потребность".

3. Сформулируйте «закон спроса», «закон предложения».

3. Что представляют собой "парадоксы" закона спроса.

4. Какие факторы влияют на изменение "самого" спроса и изменение "величины" спроса?

5. Каким образом инфляция влияет на действие закона спроса?

6. Что характеризует "эластичность спроса по цене"?

7. Какие факторы влияют на ценовую эластичность спроса?

8. Почему самая высокая цена назначается на рынке с наименьшей эластичностью спроса?

9. Какое значение имеет показатель эластичности по цене и для кого?

1 О. От чего зависит динамика предложения?

11. Что такое "рыночная конъюнктура"?

12. Как рассчитывается коэффициент ценовой эластичности спроса?

Занятие №3. по теме : «Динамика параметров рынка: взаимодействие спроса и предложения» . ( 2 ч.)

Цель занятия: отработать навыки работы с кривыми спроса и предложения, общей моделью рынка, научить студентов анализировать состояния рынка по динамике его ключевых параметров (рыночная цена, объем продаж).

Задачи:

- строить графическую модель рынка и отработать навыки работы с нею;

- определять равновесное состояние рынка и уметь характеризовать причины и последствия рыночного неравновесия;

- анализировать возможные ситуации на рынке (изменение его оптимальных параметров) под влиянием различных факторов.

План занятия:

1. Взаимодействие спроса и предложения на рынке. Рыночное равновесие.

2. Неравновесные ситуации на рынке.

3. Административное регулирование рыночной цены и его последствия.

Формы участия студентов: устный опрос, коллективный разбор проектных заданий по теме (см. «Рабочую программу п.6.2.)

Основные вопросы для проверки знаний студентов:

1. Что представляет собой ситуация рыночного равновесия?

2. Что такое цена спроса, цена предложения рыночная цена?

3. Назовите и охарактеризуйте неравновесные ситуации.

4. Как изменятся параметры рынка, если на рынке уменьшится предложение, а спрос останется неизменным?

5. Как изменятся параметры рынка, если на рынке увеличится спрос, а предложение останется неизменным?

6. Как изменятся параметры рынка, если на рынке уменьшится предложение, а спрос увеличится?

7. Что произойдет с равновесной ценой на рынке, если увеличатся доходы населения?

8. Что произойдет с равновесной ценой на рынке, если увеличатся косвенные налоги?

Занятие №4. по теме: «Особенности поведения потребителей. Модель потребительского выбора». ( 2 ч.)

Цель занятия: закрепить знание основных положений теории потребительского поведения, раскрыть логику поведения потребителей на рынке, отработать навыки графического анализа модели потребительского выбора.

Задачи:

- раскрыть понятие «полезность» и охарактеризовать особенность её динамики;

- провести сравнительный анализ количественного и порядкового подхода к оценке полезности;

- отработать навыки использования графического инструментария анализа предпочтений и возможностей потребителей;

- строить и анализировать модель потребительского выбора.

План занятия:

1. Суверенитет потребителя. Критерий рациональности поведения потребителя.

2. Количественная теория полезности. Общая и предельная полезность.

3. Порядковая теория полезности. Кривые безразличия. Бюджетная линия.

4. Потребительское равновесие. Излишек потребителя.

Формы участия студентов: устный опрос, коллективный разбор проектных заданий по теме (см. «Рабочую программу п.6.2.)

Основные вопросы для проверки знаний студентов:

1. В чем проявляется "суверенитет потребителя "?

2. Каковы последствия ограничения свободы потребительского выбора?

3. Как Вы понимаете, рациональность в поведении потребителя?

4. Что такое "полезность"?

5. Как изменяется общая полезность с увеличением количества потребительских благ; предельная полезность?

6. Сформулируйте закон убывающей предельной полезности.

7. Каков смысл "потребительского равновесия" на рынке?

8. В чем отличие кардиналистского подхода от ординалистского в теории потребительского поведения?

9. В чем суть "эффекта замещения"? Приведите примеры.

10. Опишите" эффект дохода".

11. Приведите примеры "товаров низкого качества" и "товаров Гиффена".

12. Каков экономический смысл "карты кривых безразличия"?

13. Перечислите и докажите свойства кривых безразличия.

14. Что такое "излишек потребителя"?

15. Сформулируйте условие максимизации общей полезности.

Занятие №5. по теме: «Особенности поведения фирмы». ( 2 ч.)

Цель занятия: закрепить знание основных показателей хозяйственной деятельности фирмы; научиться выделять и определять показатели экономической активности фирмы.

Задачи:

- закрепить знание природы и сущности понятий «производственные издержки», «совокупный доход», предпринимательский доход;

- отработать умение классифицировать издержки и доходы фирмы по различным классификационным признакам;

- проанализировать сущность и причину динамики показателей хозяйственной деятельности фирмы;

- раскрыть основу принятия хозяйственных решений фирмой.

План занятия:

1. Фирма – как активный хозяйствующий субъект.

2. Издержки и выручка в структуре фирмы.

3. Динамика производительности факторов производства.

4. Прибыль фирмы как показатель эффективности хозяйственной деятельности.

Формы участия студентов: устный опрос, коллективный разбор проектных заданий по теме (см. «Рабочую программу п.6.2.)

Основные вопросы для проверки знаний студентов:

1. Дайте определение фирмы.

2. Перечислите, какие виды издержек фирмы Вы знаете?

3. В чем различия бухгалтерского и экономического подходов к определению величины издержек?

4. Что относят к «явным» затратам фирмы, а что к «неявным»?

5. Что представляют собой вмененные издержки фирмы?

6. Чем отличаются такие показатели как выручка и прибыль фирмы?

7. Если производительность факторов производства растет, как ведут себя предельные издержки и предельная выручка?

8. В чем сущность закона убывающей производительности факторов производства?

9. Какой из видов издержек (выручки) является показателем конкурентоспособности фирмы?

10. Назовите условие максимизации прибыли фирмы.

Занятие №6 по теме: «Формирование и распределение рыночных доходов». ( 2 ч.)

Цель занятия: охарактеризовать принципы формирования рыночных доходов, научиться использовать методы оценки дифференциации доходов.

Задачи:

- раскрыть сущность рыночных доходов на основе противопоставления «рыночные – нерыночные доходы»,

- проанализировать принципы формирования рыночных доходов и их роль в процессе распределения доходов;

- отработать использование экономических методов измерения дифференциации доходов в обществе.

План занятия:

1. Рыночный доход, его виды и формы.

2. Принципы распределения рыночных доходов.

3. Дифференциация рыночных доходов. Проблемы её измерения.

Формы участия студентов: устный опрос, коллективный разбор проектных заданий по теме (см. «Рабочую программу п.6.2.)

Основные вопросы для проверки знаний студентов:

1. Что такое "рыночный доход"?

2. Каков механизм образования рыночных доходов?

3. Всегда ли доходы являются результатом рыночной деятельности?

4. Что представляет собой "функциональное" распределение доходов?

5. Как рассчитывается коэффициент Джини?

б. Что демонстрирует кривая Лоренца? Дайте ее графическое изображение.

7. Назовите факторы, влияющие на распределение дохода на потребляемую и сберегаемую части.

8. Перечислите направления потребительского использования дохода.

9. Что такое "реальный доход"?

1 О. Что происходит с величиной реального дохода в условиях инфляции?

11. Почему в инфляционной экономике используется индексация доходов? В чем ее смысл?

12. Является ли справедливым рыночное распределение доходов?

Занятие №7 по теме: «Макроэкономические показатели. СНС». ( 2 ч.)

Цель занятия: закрепить знание основных макроэкономических показателей, умение распознавать их и определять.

Задачи:

- определить сущность и значение макроэкономических показателей и системы национального счетоводства в целом;

- научить студентов различать макроэкономические показатели и оценивать значение их динамики для экономики страны;

-отработать методыопределения макроэкономических показателей.

План занятия:

1. Национальный продукт и национальный доход как основные макроэкономические показатели.

2. Разновидности макроэкономических показателей и способы их разграничения.

3. Методы измерения основных макроэкономических показателей.

Формы участия студентов: устный опрос, коллективный разбор проектных заданий по теме (см. «Рабочую программу п.6.2.)

Основные вопросы для проверки знаний студентов:

1. Какую роль играет СНС, и какие показатели она включает?

2. Дайте определения «национальный продукт» и «национальный доход».

3. Чем различаются ВНП и ВВП? ВНП и ЧНП?

4. Продукция каких секторов экономики не включается в ВВП?

5. Что такое конечная продукция и промежуточная продукция?

6. Чем отличаются номинальный и реальный ВВП?

7. Что представляет собой метод добавленной стоимости при измерении ВНП?

8. Какие методы измерения ВВП вы знаете? Опишите их.

9. Какие показатели включаются в ВВП, рассчитанный по доходам?

10. Как исчисляется личный располагаемый доход?

Занятие №8 по теме: «Совокупный спрос и совокупное предложение. Модели макроравновесной динамики». ( 2 ч.)

Цель занятия: охарактеризовать специфику макроэкономической динамики совокупного спроса и совокупного предложения, проанализировать сущность и значение классической, кейнсианской и монетаристской моделей макроэкономического равновесия.

Задачи:

- раскрыть сущность и содержание совокупного спроса и совокупного предложения;

- провести графический анализ макроэкономического равновесия и его особенности;

- найти общее и указать специфику в различных моделях макроравновесной динамики.

План занятия:

1. Совокупный спрос и совокупное предложение.

2. Классическая модель макроравновесной динамики.

3. Кейнсианская модель макроравновесной динамики.

4. Монетаристская модель макроравновесной динамики.

Формы участия студентов: устный опрос, коллективный разбор проектных заданий по теме (см. «Рабочую программу п.6.2.)

Основные вопросы для проверки знаний студентов:

1. Что такое совокупный спрос? Перечислите компоненты совокупного спроса.

2. Назовите основные детерминанты совокупного предложения.

3. Сформулируйте проблему макроэкономического равновесия.

4. Какое положение является исходным в классической модели макроэкономического равновесия?

5. Какой закон лежит в основе классической модели макроэкономики?

6. Охарактеризуйте классическую модель взаимодействия инвестиций и сбережений.

7. В чем принципиальное различие классической и кейнсианской модели макроэкономического равновесия?

8. Какой фактор оказывает влияние на инвестиционный спрос в кейнсианской теории?

9. На несовпадении каких двух показателей построена кейнсианская модель макроравновесия?

10. Что означает рецессионный разрыв в макроэкономике; инфляционный?

11. Какую роль играют деньги в кейнсианской модели?

12. Дайте определение мультипликатору. От чего зависит величина мультипликатора в кейнсианской теории?

13. В чем сущность и значение принципа «предпочтения ликвидности»?

14. Назовите основные черты монетаристской модели макроэкономического равновесия?

15. В чем сущность политики сдерживания в монетаристской концепции?

Занятие №9 по теме: «Денежный рынок и денежный мультипликатор. Денежно-кредитная политика государства.» ( 2 ч.)

Цель занятия: разобрать сущность денежного обращения, проанализировать механизм функционирования денежного рынка и особенности его регулирования.

Задачи:

- рассмотреть специфику формирования спроса и предложения денег;

- провести анализ равновесия на денежном рынке;

- отработать понимание сущности, целей и задач денежно-кредитной политики государства;

- охарактеризовать институты и инструменты денежно-кредитной политики государства;

- сформировать умение распознавать и оценивать мероприятия в области кредитно-денежного регулирования.

План занятия:

1. Структура денежной массы. Денежные агрегаты.

2. Формирование спроса и предложения денег. Равновесие на денежном рынке.

3. Кредитно-денежная политика государства и её виды.

Формы участия студентов: устный опрос, коллективный разбор проектных заданий по теме (см. «Рабочую программу п.6.2.)

Основные вопросы для проверки знаний студентов:

1. Дайте определение, что такое деньги? Какие функции они выполняют?

2. Назовите виды денег в современной рыночной экономике.

3. Что такое денежная масса и какие агрегаты в неё включаются?

4. Что такое денежная база? Покажите её отличие от денежной массы.

5. Из каких составляющих формируется денежный спрос?

6. Как формируется предложение денег в экономике и от чего зависит объем денежной массы?

7. В чем сущность банковского мультипликатора?

8. По каким причинам банки могут держать избыточные резервы?

9. Какие функции выполняют Коммерческие банки в экономике?

10. Укажите причины, по которым Центральный Банк контролирует банковскую ликвидность?

11. Охарактеризуйте сущность кредитно-денежной политики. Перечислите её основные инструменты.

12. Что означает понятие «операции на открытом рынке»?

13. Если государство ставит целью сократить количество денежной массы, какие меры оно предпримет?

14. Что определяет сегодня реальную стоимость денежной банкноты?

15. Что подразумевается под политикой «дешевых денег»?

Критерии оценивания:

Наши рекомендации