Термины 4 страница

Средства на осуществление социальных программ и на оплату труда работников бюджетной сферы выделяются при разработке и утверждении закона о бюджете. Министерство труда и социального развития РФ контролирует соблюдение КЗоТа и других нормативно-правовых актов в области доходов и заработной платы. Министерство РФ по налогам и сборам и его органы осуществляют сбор налогов.

Государственное регулирование доходов и заработной платы включает взаимодействие ряда институтов. К ним относятся законо­дательные и нормативные акты, регулирующие налогообложение (фе­деральные, региональные и муниципальные налоги), государственное и коллективно-договорное регулирование заработной платы (уста­новление государством минимальной заработной платы, участие вместе с профсоюзами и объединениями работодателей в разработке генеральных и отраслевых соглашений), бюджетное финансирование социальных трансфертов (федеральный и региональные бюджета), деятельность государственных внебюджетных социальных фондов, порядок привлечения средств физических и юридических лиц для ре­шения социальных проблем (негосударственные фонды и другие не­коммерческие организации), система льгот для них и для предпри­нимательских структур, осуществляющих благотворительную дея­тельность.

Государственное регулирование доходов и заработной платы все в большей мере переходит с федерального на региональный уровень.

К задачам федеральных органов власти относятся принятие нор­мативных актов, регулирующих общие принципы политики доходов и заработной платы; установление единой системы государственных минимальных социальных стандартов, порядка оплаты труда работ­ников бюджетной сферы; разработка федеральных целевых социаль­ных программ, определение сумм и механизма их финансирования.

Органы власти субъектов РФ распределяют полученные ими трансферты в соответствии с целевым назначением, разрабатывают региональные социальные программы и устанавливают порядок их финансирования, организуют предоставление адресной социальной помощи посредством субсидий и льгот. В ведении муниципальных органов находится фонд оплаты труда работников социально-куль­турной сферы. Они осуществляют социальные программы на своем уровне и оказывают социальную поддержку населению.

Выводы

1. Политика доходов и заработной платы осуществляется на основе вза­имодействия механизма государственного и рыночного регулирования на макро- и микроуровнях. В нем должны увязываться принципы социальной справедливости и рыночной свободы, обеспечиваться соответствие социаль­ной гармонии и рыночной эффективности.

2. Политика доходов и заработной платы трансформируется по мере раз­вития мировой экономики. В социально ориентированной рыночной эко­номике она является неотъемлемой частью механизма государственного ре­гулирования, обеспечивающего экономический рост, развитие свободного человека.

3. В переходной экономике преодолеваются административные ограни­чения доходов и заработной платы, расширяются сферы действия их рыноч­ного саморегулирования, формируются новые государственные институты, осуществляющие политику доходов и заработной платы на макро- и мик­роуровнях. В политике доходов совмещаются государственные и рыночные механизмы регулирования, но при этом устанавливаются социальные огра­ничения рыночных, коммерческих механизмов. Государственное регулирование в полном объеме сохраняется в общественном секторе экономики, на государственных предприятиях и в отраслях бюджетной сферы.

4. По мере становления рыночной экономики разрабатываются и реа­лизуются социальные приоритеты в политике доходов и заработной платы. Формируется система мер, направленных на повышение реальных доходов, развитие социальной сферы, социальную защиту населения.

5. О результативности политики доходов и заработной платы можно су­дить по благосостоянию, динамике реальных доходов населения и их диф­ференциации, доле среднего класса, изменению уровня социальной напря­женности, соотношению легальных и нелегальных доходов населения, доле теневой экономики в ВВП.

Термины

Политика доходов и заработной платы

Перераспределение доходов

Меры прямого и косвенного регулирования доходов и заработной платы

Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы

Налоги с физических лиц

Подоходный налог

Социальные трансферты

Издержки перераспределения доходов

Кривая Лаффера

Институциональные основы регулирования доходов и заработной платы

Вопросы для самопроверки

1. Для чего государство осуществляет политику доходов и заработной платы?

2. С помощью каких мер осуществляется прямое и косвенное регулиро­вание доходов и заработной платы?

3. Что определяет особенности политики доходов и заработной платы в условиях переходной экономики России?

4. Каковы социальные приоритеты политики доходов и заработной плагы в России?

5. Что такое издержки перераспределения доходов?

6. Каков механизм осуществления политики доходов и заработной платы?

7. Как можно оценить результативность политики доходов и заработной платы?

Глава 2. Валовой внутренний продукт, национальный доход и формирование доходов населения

2.1. Валовой внутренний продукт — показатель уровня экономического развития

ВВП и факторы его роста

Как отмечалось, политика доходов и заработной платы связана с макроэкономическими проблемами. В данной главе рассматриваются формирование и распределение валового внутреннего продукта и на­ционального дохода в той мере и под таким углом зрения, которые необходимы для последующего изложения более конкретных направ­лений политики доходов и заработной платы.

Валовой внутренний продукт (ВВП) — это объем продукции и услуг по рыночной стоимости, созданный за определенный период в результате производственной деятельности экономических единиц, являющихся резидентами страны. Под резидентами понимаются эко­номические единицы (предприятия и домашние хозяйства) с цент­ром хозяйственной деятельности на экономической территории дан­ной страны. ВВП определяется как стоимость произведенных в стра­не конечных товаров и услуг, т.е. товаров и услуг, используемых для конечного потребления. Стоимость промежуточных товаров и услуг, приобретенных и использованных в производстве, в ВВП не включается.

Поскольку конечная продукция в основной своей части потреб­ляется населением, а накопление обеспечивает экономическое раз­витие, ВВП используется в качестве показателя, характеризующего уровень благосостояния.

ВВП может быть также определен как валовая добавленная стои­мость. Добавленная стоимость характеризует вклад в стоимость про­дукции, сделанный на предприятиях. Добавленная стоимость, исчис­ленная по отдельному предприятию, характеризует его вклад в про­изводство продукта или услуги в условиях, когда их создание вслед­ствие разделения труда является результатом кооперированной дея­тельности многих предприятий.

ВВП создается с использованием основного капитала, который в процессе производства изнашивается и морально устаревает. На долю потребленного основного капитала приходится около 10% ВВП. Тео­ретически износ основного капитала следовало бы исключить из со­става ВВП, поскольку он не представляет собой добавленной стои­мости, а характеризует стоимость потребленного в производстве ка­питала. Однако определение износа сопряжено с труднопреодолимы­ми проблемами расчетов восстановительной стоимости основных фондов. Поэтому стоимость потребленного основного капитала при­нято включать в объем ВВП. Это делает его более сравнимым при сопоставлении данных по отдельным странам.

Исключение износа позволяет определить чистую добавленную стоимость, характеризующую непосредственное приращение стои­мости в производстве и величину образующихся и распределяемых доходов. При этом затраты на производство продукции представляют собой доходы экономических субъектов, которые участвовали своими ресурсами в производстве. С этих позиций чистая добавленная сто­имость соответствует сумме первичных доходов.

Первичные доходы — это доходы, полученные в результате трудо­вого участия в производстве и владения используемыми в производ­стве активами. Они выплачиваются из добавленной стоимости, со­зданной в процессе производства. Как первичные доходы рассмат­риваются также взимаемые государством налоги на производство и импорт.

Валовой внутренний продукт является основным показателем, на основе которого определяются уровень и темпы экономического раз­вития страны. Возрастание ВВП сопровождается увеличением чис­ленности занятых и повышением уровня жизни, что выражается в росте потребления товаров и услуг. Возрастание ВВП определяется инвестициями, их долей в ВВП и превышением общего объема ин­вестиций над величиной капитала, потребленного в процессе произ­водства.

Периоды экономического роста могут сменяться спадом произ­водства, занятости, снижением ВВП на душу населения и соответст­венно жизненного уровня. Однако если рассматривать развитие за длительные периоды, то очевидно, что в основе повышения жизнен­ного уровня населения лежит рост производства товаров и услуг, т.е. ВВП в целом и в расчете на душу населения. Основными факторами роста ВВП являются вовлечение в производство дополнительных ре­сурсов, прежде всего дополнительного физического капитала и труда, а также увеличение производительности факторов производства в результате научно-технического прогресса, использования более про­дуктивных технологий и повышения квалификации работников.

Увеличение трудовых ресурсов связано с ростом численности на­селения в целом и в трудоспособном возрасте. Одновременно повы­шаются образовательный уровень, профессиональная подготовка и соответственно качество рабочей силы.

Наряду с ростом численности занятых возрастает объем накоп­ленных производственных зданий, оборудования и других средств и условий труда. В связи с мелиоративными и оросительными работами может несколько возрастать количество сельскохозяйственных уго­дий; проведение геолого-разведочных работ ведет к увеличению воз­можных для использования в производстве месторождений полезных ископаемых.

Увеличение используемых ресурсов является важным фактором роста ВВП. Однако большая часть его прироста достигается за счет научно-технического прогресса, позволяющего производить новые виды товаров, повышать качество традиционных товаров и более полно использовать применяемые ресурсы.

Использование ВВП для характеристики экономического развития и уровня жизни

ВВП каждого года определяется тремя методами: суммированием доходов (оплаты труда наемных работников, чистых налогов на про­изводство и валовой прибыли экономики), суммированием расходов (затрат на конечное потребление и сбережений) и как добавленная стоимость. Расчеты проводятся на основе данных о фактических опе­рациях в действующих (номинальных) ценах.

Однако изменения в объеме ВВП зависят как от изменения фи­зического объема товаров и услуг, так и от изменения цен на них. Между тем объем производства материальных благ и услуг определя­ется их массой, а не ценами, используемыми для их измерения. Для исключения влияния цен и определения динамики физической массы производимых товаров и услуг рассчитывается реальный ВВП в по­стоянных ценах, используемый для определения темпов экономичес­кого роста.

Динамика реального ВВП точнее характеризует изменения объема производства и услуг, чем динамика ВВП в действующих ценах. Эко­номический рост, измеряемый на основе реального ВВП, более тесно связан с увеличением реальных доходов домашних хозяйств (населе­ния) и объемом физической массы потребляемых ими товаров и услуг.

Показатель реального ВВП широко используется в межстрановых и динамических сопоставлениях для сравнения общего объема про­изведенных товаров и услуг. Однако уровень благосостояния зависит также от численности населения, на которое приходится данный его объем. Чтобы исключить влияние численности населения при меж­страновых (межрегиональных) и динамических сопоставлениях, оп­ределяется показатель реального ВВП на душу населе­ния. В случае более быстрого роста общего объема ВВП по сравне­нию с численностью населения увеличивается реальный выпуск ВВП на одного человека.

Показатель ВВП на душу населения используется правительства­ми отдельных государств, ООН и ее органами, международными фи­нансовыми организациями в качестве критерия при рассмотрении программ помощи отсталым в экономическом отношении государ­ствам. Для отдельных стран, в том числе для России, он является критерием сравнения уровня экономического развития субъектов Фе­дерации и решения вопросов об оказании помощи регионам, нужда­ющимся в финансовой поддержке из федерального бюджета.

Различия в темпах роста ВВП на душу населения между отдель­ными странами за длительные периоды ведут к изменению соотно­шений в уровне жизни. При сопоставлении уровней экономического развития разных стран существенное значение имеют различия в структуре экономики стран и валютные курсы, изменения которых могут сказываться на стоимостной оценке ВВП, в то время как фи­зическая масса товаров и услуг не меняется. Поэтому более подходя­щими для такого рода сопоставлений являются данные работ, про­водимых по методологии Статистического бюро ООН.

Уровень жизни зависит не только от объема ВВП на душу насе­ления, но и в значительной мере от структуры ВВП по ис­пользованию. С ростом экономического уровня страны повыше­ние уровня жизни выражается не только в увеличении объема по­требления, но и в изменении его структуры. Возрастает, в частности, доля товаров длительного пользования и услуг.

С ростом экономического потенциала тесно связано изменение производственной структуры ВВП. Проявилась тенденция превраще­ния услуг в ведущую сферу современного общественного производ­ства. Доля услуг в структуре общественного труда неуклонно повы­шается при одновременном увеличении объема производства товаров. Удельный вес занятых в сфере услуг в развитых странах в 90-е гг. до­стиг 60-70% самодеятельного населения; на услуги в этих странах направляется половина всех его расходов.

ВВП и его динамика отражают объем произведенных и потреб­ленных товаров и услуг и используются в качестве измерителя объе­ма экономической деятельности. Однако характеристики, которые можно получить на основе этих показателей, являются неполными. Они не отражают объем нерыночной деятельности домашних хо­зяйств, например деятельности домохозяек, работ, выполняемых на дому своими силами и т.п., которые не учитываются при определении ВВП. Лишь некоторые крупные виды деятельности такого рода, на­пример потребление домашними хозяйствами сельскохозяйственной продукции на собственные нужды, входят в ВВП и национальный доход и учитываются при характеристике уровня жизни.

Уровень жизни — это одна из важнейших, но не исчерпывающая характеристика условий жизни людей и общества в целом. Более пол­ным является понятие образа жизни отдельных людей, соци­альных групп и населения страны в целом, отражающее характер жизни и деятельности. Образ жизни дает представление о том, как и для чего люди живут, чем заполнена их жизнь, какие у них интересы, как складываются качество, стиль и стандарт жизни. Этот образ фор­мируется под воздействием исторических, природных, обществен­ных, религиозных и других условий жизни общества.

Объем ВВП в силу своей экономической природы не учитывает указанных факторов, которые оказывают серьезное влияние на усло­вия и комфортность жизни. Не учитывает этот показатель также из­менение экологической среды, соотношение между временем заня­тости и временем досуга и др. Между тем комфортность жизни во многом зависит от состояния окружающей среды, увеличения сво­бодного времени, используемого для отдыха, развлечений и других занятий по выбору человека.

С переходом к постиндустриальному обществу, освоением высо­ких технологий, наукоемких производств и информатизации от об­раза жизни, переплетения и взаимодействия экономической и соци­альной сфер все в большей степени зависят эффективность эконо­мического роста и условия жизни общества. По мере накопления об­щественного богатства и повышения уровня жизни все большее вни­мание в экономике и политике развитых стран уделяется не увели­чению объема ВВП, а социальным и экологическим параметрам, об­разу жизни. Эти обстоятельства должны приниматься во внимание при оценке условий жизни населения.

2.2. Национальный доход

Национальный доход, перераспределительные процессы и конечные доходы

Общий объем доходов страны зависит не только от результатов внутренней производственной деятельности, но также от доходов, по­лученных из-за рубежа и выплаченных за рубеж. Сумма первичных до­ходов страны, определенная на основе ВВП, характеризующего объем товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны, количе­ственно отличается от объема первичных доходов, полученных рези­дентами этой страны, на сальдо первичных доходов, полученных из-за границы и переданных за границу Общий объем первичных доходов, полученных резидентами, образует валовой национальный доход — ВНД (до 1993 г. он назывался валовым национальным продуктом — ВНП), а за вычетом износа основных средств — чистый национальный доход — ЧНД (ранее чистый национальный продукт — ЧНП).

Главное, однако, заключается не в количественных различиях. Национальный доход — это показатель доходов и представляет собой сумму первичных доходов всех секторов экономики, тогда как валовая добавленная стоимость и ВВП рассматриваются как показатели про­изводства. Названия «валовой национальный доход» и «чистый на­циональный доход» лучше отражают существо этих показателей, свя­занных с категорией дохода, а не с производством продукта.

Как правило, сальдо первичных доходов, полученных и передан­ных за рубеж в странах с развитой экономикой, является положи­тельным, а в развивающихся странах — отрицательным. Поэтому в развитых странах валовой национальный доход больше валового внут­реннего продукта, а в развивающихся — меньше. Это связано с тем обстоятельством, что развитые страны как более богатые в большей мере предоставляют финансовые и материальные ресурсы и получают доходы из развивающихся стран за их использование. Можно пола­гать, что в России валовой национальный доход меньше ВВП, часть которого образует доходы других стран в виде процентов за кредит, репатриации дивидендов и т.п.

На общий объем доходов страны влияют также полученные и пере­данные данной страной трансферты в денежной и натуральной форме. Национальный доход с учетом сальдо трансфертов образует соответст­венно валовой или чистый располагаемый национальный доход.

Наиболее существенными видами трансфертов, переданных или полученных страной, являются следующие правительственные транс­ферты по программам помощи населению, пострадавшему от войны и стихийных бедствий, выплаты текущих подоходных налогов и нало­гов на материальные ценности, переводы между домашними хозяй­ствами резидентами и нерезидентами. При этом натуральные транс­ферты оцениваются в денежной форме.

Валовой или чистый национальный располагаемый доход может быть определен на основе соответственно валового или чистого на­ционального дохода путем добавления текущих трансфертов, полу­ченных резидентами данной страны от нерезидентов, и исключения трансфертов, выплачиваемых нерезидентам.

Чистый располагаемый доход полнее характеризует потребитель­ские возможности страны, чем национальный доход. Он распределя­ется, как отмечалось, на первичные доходы, часть которых в после­дующем перераспределяется. Первичные доходы можно подразделить на трудовые доходы, доходы от собственности и предприниматель­ской деятельности (см. гл. 5).

К первичным доходам принято также относить взимаемые госу­дарством налоги на производство и импорт К налогам на производ­ство относятся налог на добавленную стоимость, налог с продаж, на­логи на земельную собственность, здания и другие используемые в производстве активы, налоги на использованную в производстве ра­бочую силу и т.п. Налоги на производство соответствуют понятию косвенных налогов, которые полностью или частично перекладыва­ются на конечных потребителей (см. гл. 15). Налоговые поступления из текущих доходов, взносы на социальное страхование и другие ана­логичные трансферты рассматриваются не как первичные доходы го­сударства, а как их перераспределение.

Первичные доходы лежат в основе величины конечных доходов каждого сектора экономики, в том числе конечных доходов населения, но не тождественны им. Конечные доходы образуются на основе пер­вичных и производных (вторичных) доходов и используются на по­требление и накопление. Они определяются с учетом перераспределительных процессов, осуществляемых с помощью трансфертов. Суммы доходов, переданных и полученных секторами экономики в ходе перераспределительных процессов, в целом по экономике со­впадают, однако по каждому сектору и у получателей доходов внутри секторов образуется положительное или отрицательное сальдо пере­данных и полученных доходов.

Так, домашние хозяйства получают текущие денежные трансфер­ты в виде выплат из бюджета на социальные нужды, страховых пла­тежей, субсидий и т.п. за счет аккумулируемых в бюджете налоговых и иных средств. Первичные доходы в сумме с текущими денежными трансфертами (сальдо с учетом уплаченных налогов и полученных денежных трансфертов) образуют для каждого сектора экономики, в том числе для населения, располагаемый доход, распределяемый в ко­нечном итоге на потребление и сбережения.

Располагаемый доход характеризует максимальную сумму денеж­ных средств, которую домашние хозяйства могут использовать на при­обретение потребительских товаров и услуг, не прибегая к финанси­рованию расходов за счет сокращения своих денежных средств, реа­лизации других финансовых и нефинансовых активов или увеличения своих обязательств.

Следует отметить, что, поскольку понятие доходов связано с про­изводством, в них не включаются средства, полученные от продажи имущества, приватизации и т.п. Так, если владелец продал дом, квар­тиру, автомобиль, а вырученные деньги положил в банк, то выручен­ные средства рассматриваются не как доход, а как смена форм акти­вов — материальных на финансовые.

В доходы, исходя из этого же принципа, не должен включаться прирост стоимости активов в результате инфляции в период нахож­дения приобретенных по низким ценам исходных материальных ре­сурсов на складе сырья и материалов, произведенных товаров на скла­де готовой продукции и т.п.

Потребление основного капитала должно оцениваться по восста­новительной стоимости, а не на основе счетов бухгалтерского учета, где основные средства оцениваются по первоначальной стоимости и соответствуют восстановительной стоимости лишь в случае проведе­ния переоценки.

Как видно из изложенного, понятие дохода, принятое при опре­делении ВВП, как и вообще в системе национальных счетов, не впол­не совпадает с пониманием дохода, принятым при определении фи­нансовых результатов деятельности предприятий на основе бухгал­терского учета, которым они руководствуются в своей практической деятельности.

Процесс перераспределения осуществляется не только с помощью денежных трансфертов. Домашние хозяйства получают значительный объем социальных трансфертов в виде нерыночных услуг в области здравоохранения, образования, культуры и др. Располагаемый доход в сумме с сальдо полученных и выплаченных социальных трансфертов в натуральной форме образует скорректированный располагаемый доход. Скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств харак­теризует максимальный объем товаров и услуг, который они могут ис­пользовать на потребление, включая социальные трансферты в нату­ральной форме, не прибегая к уменьшению своих денежных средств, реализации других активов и увеличению своих обязательств.

Социальные трансферты в натуральной форме осуществляются в основном государственными органами и в небольших количествах не­коммерческими учреждениями, а их получателями являются домаш­ние хозяйства. Если с денежными трансфертами их получатели могут поступать в соответствии со своими желаниями, то социальные транс­ферты в натуральной форме направляются на удовлетворение кон­кретных потребностей, как это признано необходимым органами го­сударственного управления в соответствии с проводимой ими соци­ально-экономической политикой.

Скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств больше их располагаемого дохода на величину уменьшения распола­гаемого дохода государственного сектора и некоммерческих учреж­дений. Соответственно скорректированный располагаемый доход для экономики в целом — это ее располагаемый доход. Он в конечном итоге распределяется на фактическое конечное потребление и сбере­жения. Поскольку при этом учитываются не только денежные, но и натуральные доходы, скорректированный располагаемый доход более полно характеризует общий объем доходов домашних хозяйств.

Таким образом, предопределяются два подхода к пониманию ко­нечных доходов и конечного потребления: концепция денеж­ных доходов и расходов на конечное потребление и концепция фактических конечных доходов и по­требления. Фактическое конечное потребление домашних хо­зяйств (населения) превышает их расходы на эти цели на величину расходов государства и некоммерческих организаций на бесплатные услуги социально-культурного характера.

Категория скорректированного располагаемого дохода представ­ляет особый интерес в условиях перехода от централизованной пла­новой к рыночной экономике. В этот период многие социальные и культурные услуги, оказывавшиеся ранее бесплатно, в значительной мере начинают предоставляться на коммерческой основе. Если не учитывать социальные трансферты, динамика жизненного уровня окажется искаженной. Денежные доходы и расходы населения в ре­альном выражении могут расти, тогда как фактический объем по­требляемых населением товаров и услуг может сокращаться в связи с уменьшением нерыночных социально-культурных услуг, предостав­ляемых государством.

Понятие дохода в принципе может определяться по-разному в за­висимости от целей анализа. Доход может трактоваться как сумма денежных доходов, получаемых хозяйствующими субъектами. Это увязывает категорию дохода с категорией денежного обращения, од­нако при этом в доход не включается стоимость натуральных про­дуктов, производимых домашними хозяйствами для собственного по­требления. Требованиям, предъявляемым к этому показателю для ха­рактеристики уровня жизни, в большей мере соответствует понятие дохода, включающего как денежные, так и натуральные поступления.

Национальный доход и доходы домашних хозяйств

В рыночной экономике взаимодействуют домашние хозяйства и предприятия Домашние хозяйства предоставляют предприятиям ус­луги своего труда, а также (поскольку им в конечном итоге принад­лежат предприятия) другие факторы производства — капитал и землю. Поскольку платежи за факторы производства получают их владельцы, производство и доходы связаны между собой. Однако вла­дельцы ресурсов получают в качестве платы за предоставленные ими ресурсы лишь часть созданного с их использованием валового национального дохода (ВНД). Часть стоимости, добавленной в производ­стве, и соответственно валового национального дохода представляет собой амортизацию основного капитала и должна быть возвращена в производство для замещения основного капитала, израсходованного в процессе производства. Кроме того, часть ВНД изымается государством в виде косвенных налогов. Таким образом, национальный доход как сумма доходов факторов производства представляет собой ВНД, уменьшенный на амортизацию и величину косвенных налогов.

Валовой национальный доход за вычетом амортизации и косвенных налогов может быть представлен как сумма доходов владельцев трудовых ресурсов, доходов владельцев земли и капитала и предпри­нимательского дохода.

При этом государство как владелец предоставляемых им в поль­зование предприятиям ресурсов также получает часть созданного факторного дохода.

Объем национального дохода, получаемый домашними хозяйст­вами за предоставляемые ими ресурсы представляет собой совокупный объем факторных доходов конкретных домашних хозяйств, ко­торым принадлежат эти ресурсы. Домашние хозяйства не могут, однако, использовать по своему усмотрению весь полученный ими на­циональный доход. Непосредственно на приобретение товаров, услуг и другие цели домашние хозяйства могут использовать лишь часть по­лученного ими национального дохода. Доход, который домашние хозяйства могут использовать по своему усмотрению, называется личным располагаемым доходом.

Личный располагаемый доход меньше располагаемого дохода до­машних хозяйств на величину прямых уплачиваемых налогов и не­распределенной прибыли предприятий Предприятия перечисляют своим владельцам не всю прибыль. Лишь часть ее выплачивается вла­дельцам акций в виде включаемых в личный располагаемый доход дивидендов. Значительная доля прибыли используется на нужды раз­вития производства. Кроме того, юридические лица вносят в доход бюджетов налоги, взносы на социальное страхование и другие обя­зательные платежи. В то же время домашние хозяйства получают до­ходы от государства в виде процентов по государственным займам, которые не включаются в национальный доход, но входят в лич­ный располагаемый доход. Домашние хозяйства получают также трансферты в виде различного рода социальных выплат — пенсий и т.п. В общем итоге величина личного располагаемого дохода в це­лом и на душу населения меньше, чем величина национального до­хода и ВВП.

Часть полученного дохода домашние хозяйства уплачивают в виде индивидуальных налогов с физических лиц Оставшийся у домашних хозяйств доход представляет собой личный доход после уплаты налогов.

Наши рекомендации