Термины 4 страница
Средства на осуществление социальных программ и на оплату труда работников бюджетной сферы выделяются при разработке и утверждении закона о бюджете. Министерство труда и социального развития РФ контролирует соблюдение КЗоТа и других нормативно-правовых актов в области доходов и заработной платы. Министерство РФ по налогам и сборам и его органы осуществляют сбор налогов.
Государственное регулирование доходов и заработной платы включает взаимодействие ряда институтов. К ним относятся законодательные и нормативные акты, регулирующие налогообложение (федеральные, региональные и муниципальные налоги), государственное и коллективно-договорное регулирование заработной платы (установление государством минимальной заработной платы, участие вместе с профсоюзами и объединениями работодателей в разработке генеральных и отраслевых соглашений), бюджетное финансирование социальных трансфертов (федеральный и региональные бюджета), деятельность государственных внебюджетных социальных фондов, порядок привлечения средств физических и юридических лиц для решения социальных проблем (негосударственные фонды и другие некоммерческие организации), система льгот для них и для предпринимательских структур, осуществляющих благотворительную деятельность.
Государственное регулирование доходов и заработной платы все в большей мере переходит с федерального на региональный уровень.
К задачам федеральных органов власти относятся принятие нормативных актов, регулирующих общие принципы политики доходов и заработной платы; установление единой системы государственных минимальных социальных стандартов, порядка оплаты труда работников бюджетной сферы; разработка федеральных целевых социальных программ, определение сумм и механизма их финансирования.
Органы власти субъектов РФ распределяют полученные ими трансферты в соответствии с целевым назначением, разрабатывают региональные социальные программы и устанавливают порядок их финансирования, организуют предоставление адресной социальной помощи посредством субсидий и льгот. В ведении муниципальных органов находится фонд оплаты труда работников социально-культурной сферы. Они осуществляют социальные программы на своем уровне и оказывают социальную поддержку населению.
Выводы
1. Политика доходов и заработной платы осуществляется на основе взаимодействия механизма государственного и рыночного регулирования на макро- и микроуровнях. В нем должны увязываться принципы социальной справедливости и рыночной свободы, обеспечиваться соответствие социальной гармонии и рыночной эффективности.
2. Политика доходов и заработной платы трансформируется по мере развития мировой экономики. В социально ориентированной рыночной экономике она является неотъемлемой частью механизма государственного регулирования, обеспечивающего экономический рост, развитие свободного человека.
3. В переходной экономике преодолеваются административные ограничения доходов и заработной платы, расширяются сферы действия их рыночного саморегулирования, формируются новые государственные институты, осуществляющие политику доходов и заработной платы на макро- и микроуровнях. В политике доходов совмещаются государственные и рыночные механизмы регулирования, но при этом устанавливаются социальные ограничения рыночных, коммерческих механизмов. Государственное регулирование в полном объеме сохраняется в общественном секторе экономики, на государственных предприятиях и в отраслях бюджетной сферы.
4. По мере становления рыночной экономики разрабатываются и реализуются социальные приоритеты в политике доходов и заработной платы. Формируется система мер, направленных на повышение реальных доходов, развитие социальной сферы, социальную защиту населения.
5. О результативности политики доходов и заработной платы можно судить по благосостоянию, динамике реальных доходов населения и их дифференциации, доле среднего класса, изменению уровня социальной напряженности, соотношению легальных и нелегальных доходов населения, доле теневой экономики в ВВП.
Термины
Политика доходов и заработной платы
Перераспределение доходов
Меры прямого и косвенного регулирования доходов и заработной платы
Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы
Налоги с физических лиц
Подоходный налог
Социальные трансферты
Издержки перераспределения доходов
Кривая Лаффера
Институциональные основы регулирования доходов и заработной платы
Вопросы для самопроверки
1. Для чего государство осуществляет политику доходов и заработной платы?
2. С помощью каких мер осуществляется прямое и косвенное регулирование доходов и заработной платы?
3. Что определяет особенности политики доходов и заработной платы в условиях переходной экономики России?
4. Каковы социальные приоритеты политики доходов и заработной плагы в России?
5. Что такое издержки перераспределения доходов?
6. Каков механизм осуществления политики доходов и заработной платы?
7. Как можно оценить результативность политики доходов и заработной платы?
Глава 2. Валовой внутренний продукт, национальный доход и формирование доходов населения
2.1. Валовой внутренний продукт — показатель уровня экономического развития
ВВП и факторы его роста
Как отмечалось, политика доходов и заработной платы связана с макроэкономическими проблемами. В данной главе рассматриваются формирование и распределение валового внутреннего продукта и национального дохода в той мере и под таким углом зрения, которые необходимы для последующего изложения более конкретных направлений политики доходов и заработной платы.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — это объем продукции и услуг по рыночной стоимости, созданный за определенный период в результате производственной деятельности экономических единиц, являющихся резидентами страны. Под резидентами понимаются экономические единицы (предприятия и домашние хозяйства) с центром хозяйственной деятельности на экономической территории данной страны. ВВП определяется как стоимость произведенных в стране конечных товаров и услуг, т.е. товаров и услуг, используемых для конечного потребления. Стоимость промежуточных товаров и услуг, приобретенных и использованных в производстве, в ВВП не включается.
Поскольку конечная продукция в основной своей части потребляется населением, а накопление обеспечивает экономическое развитие, ВВП используется в качестве показателя, характеризующего уровень благосостояния.
ВВП может быть также определен как валовая добавленная стоимость. Добавленная стоимость характеризует вклад в стоимость продукции, сделанный на предприятиях. Добавленная стоимость, исчисленная по отдельному предприятию, характеризует его вклад в производство продукта или услуги в условиях, когда их создание вследствие разделения труда является результатом кооперированной деятельности многих предприятий.
ВВП создается с использованием основного капитала, который в процессе производства изнашивается и морально устаревает. На долю потребленного основного капитала приходится около 10% ВВП. Теоретически износ основного капитала следовало бы исключить из состава ВВП, поскольку он не представляет собой добавленной стоимости, а характеризует стоимость потребленного в производстве капитала. Однако определение износа сопряжено с труднопреодолимыми проблемами расчетов восстановительной стоимости основных фондов. Поэтому стоимость потребленного основного капитала принято включать в объем ВВП. Это делает его более сравнимым при сопоставлении данных по отдельным странам.
Исключение износа позволяет определить чистую добавленную стоимость, характеризующую непосредственное приращение стоимости в производстве и величину образующихся и распределяемых доходов. При этом затраты на производство продукции представляют собой доходы экономических субъектов, которые участвовали своими ресурсами в производстве. С этих позиций чистая добавленная стоимость соответствует сумме первичных доходов.
Первичные доходы — это доходы, полученные в результате трудового участия в производстве и владения используемыми в производстве активами. Они выплачиваются из добавленной стоимости, созданной в процессе производства. Как первичные доходы рассматриваются также взимаемые государством налоги на производство и импорт.
Валовой внутренний продукт является основным показателем, на основе которого определяются уровень и темпы экономического развития страны. Возрастание ВВП сопровождается увеличением численности занятых и повышением уровня жизни, что выражается в росте потребления товаров и услуг. Возрастание ВВП определяется инвестициями, их долей в ВВП и превышением общего объема инвестиций над величиной капитала, потребленного в процессе производства.
Периоды экономического роста могут сменяться спадом производства, занятости, снижением ВВП на душу населения и соответственно жизненного уровня. Однако если рассматривать развитие за длительные периоды, то очевидно, что в основе повышения жизненного уровня населения лежит рост производства товаров и услуг, т.е. ВВП в целом и в расчете на душу населения. Основными факторами роста ВВП являются вовлечение в производство дополнительных ресурсов, прежде всего дополнительного физического капитала и труда, а также увеличение производительности факторов производства в результате научно-технического прогресса, использования более продуктивных технологий и повышения квалификации работников.
Увеличение трудовых ресурсов связано с ростом численности населения в целом и в трудоспособном возрасте. Одновременно повышаются образовательный уровень, профессиональная подготовка и соответственно качество рабочей силы.
Наряду с ростом численности занятых возрастает объем накопленных производственных зданий, оборудования и других средств и условий труда. В связи с мелиоративными и оросительными работами может несколько возрастать количество сельскохозяйственных угодий; проведение геолого-разведочных работ ведет к увеличению возможных для использования в производстве месторождений полезных ископаемых.
Увеличение используемых ресурсов является важным фактором роста ВВП. Однако большая часть его прироста достигается за счет научно-технического прогресса, позволяющего производить новые виды товаров, повышать качество традиционных товаров и более полно использовать применяемые ресурсы.
Использование ВВП для характеристики экономического развития и уровня жизни
ВВП каждого года определяется тремя методами: суммированием доходов (оплаты труда наемных работников, чистых налогов на производство и валовой прибыли экономики), суммированием расходов (затрат на конечное потребление и сбережений) и как добавленная стоимость. Расчеты проводятся на основе данных о фактических операциях в действующих (номинальных) ценах.
Однако изменения в объеме ВВП зависят как от изменения физического объема товаров и услуг, так и от изменения цен на них. Между тем объем производства материальных благ и услуг определяется их массой, а не ценами, используемыми для их измерения. Для исключения влияния цен и определения динамики физической массы производимых товаров и услуг рассчитывается реальный ВВП в постоянных ценах, используемый для определения темпов экономического роста.
Динамика реального ВВП точнее характеризует изменения объема производства и услуг, чем динамика ВВП в действующих ценах. Экономический рост, измеряемый на основе реального ВВП, более тесно связан с увеличением реальных доходов домашних хозяйств (населения) и объемом физической массы потребляемых ими товаров и услуг.
Показатель реального ВВП широко используется в межстрановых и динамических сопоставлениях для сравнения общего объема произведенных товаров и услуг. Однако уровень благосостояния зависит также от численности населения, на которое приходится данный его объем. Чтобы исключить влияние численности населения при межстрановых (межрегиональных) и динамических сопоставлениях, определяется показатель реального ВВП на душу населения. В случае более быстрого роста общего объема ВВП по сравнению с численностью населения увеличивается реальный выпуск ВВП на одного человека.
Показатель ВВП на душу населения используется правительствами отдельных государств, ООН и ее органами, международными финансовыми организациями в качестве критерия при рассмотрении программ помощи отсталым в экономическом отношении государствам. Для отдельных стран, в том числе для России, он является критерием сравнения уровня экономического развития субъектов Федерации и решения вопросов об оказании помощи регионам, нуждающимся в финансовой поддержке из федерального бюджета.
Различия в темпах роста ВВП на душу населения между отдельными странами за длительные периоды ведут к изменению соотношений в уровне жизни. При сопоставлении уровней экономического развития разных стран существенное значение имеют различия в структуре экономики стран и валютные курсы, изменения которых могут сказываться на стоимостной оценке ВВП, в то время как физическая масса товаров и услуг не меняется. Поэтому более подходящими для такого рода сопоставлений являются данные работ, проводимых по методологии Статистического бюро ООН.
Уровень жизни зависит не только от объема ВВП на душу населения, но и в значительной мере от структуры ВВП по использованию. С ростом экономического уровня страны повышение уровня жизни выражается не только в увеличении объема потребления, но и в изменении его структуры. Возрастает, в частности, доля товаров длительного пользования и услуг.
С ростом экономического потенциала тесно связано изменение производственной структуры ВВП. Проявилась тенденция превращения услуг в ведущую сферу современного общественного производства. Доля услуг в структуре общественного труда неуклонно повышается при одновременном увеличении объема производства товаров. Удельный вес занятых в сфере услуг в развитых странах в 90-е гг. достиг 60-70% самодеятельного населения; на услуги в этих странах направляется половина всех его расходов.
ВВП и его динамика отражают объем произведенных и потребленных товаров и услуг и используются в качестве измерителя объема экономической деятельности. Однако характеристики, которые можно получить на основе этих показателей, являются неполными. Они не отражают объем нерыночной деятельности домашних хозяйств, например деятельности домохозяек, работ, выполняемых на дому своими силами и т.п., которые не учитываются при определении ВВП. Лишь некоторые крупные виды деятельности такого рода, например потребление домашними хозяйствами сельскохозяйственной продукции на собственные нужды, входят в ВВП и национальный доход и учитываются при характеристике уровня жизни.
Уровень жизни — это одна из важнейших, но не исчерпывающая характеристика условий жизни людей и общества в целом. Более полным является понятие образа жизни отдельных людей, социальных групп и населения страны в целом, отражающее характер жизни и деятельности. Образ жизни дает представление о том, как и для чего люди живут, чем заполнена их жизнь, какие у них интересы, как складываются качество, стиль и стандарт жизни. Этот образ формируется под воздействием исторических, природных, общественных, религиозных и других условий жизни общества.
Объем ВВП в силу своей экономической природы не учитывает указанных факторов, которые оказывают серьезное влияние на условия и комфортность жизни. Не учитывает этот показатель также изменение экологической среды, соотношение между временем занятости и временем досуга и др. Между тем комфортность жизни во многом зависит от состояния окружающей среды, увеличения свободного времени, используемого для отдыха, развлечений и других занятий по выбору человека.
С переходом к постиндустриальному обществу, освоением высоких технологий, наукоемких производств и информатизации от образа жизни, переплетения и взаимодействия экономической и социальной сфер все в большей степени зависят эффективность экономического роста и условия жизни общества. По мере накопления общественного богатства и повышения уровня жизни все большее внимание в экономике и политике развитых стран уделяется не увеличению объема ВВП, а социальным и экологическим параметрам, образу жизни. Эти обстоятельства должны приниматься во внимание при оценке условий жизни населения.
2.2. Национальный доход
Национальный доход, перераспределительные процессы и конечные доходы
Общий объем доходов страны зависит не только от результатов внутренней производственной деятельности, но также от доходов, полученных из-за рубежа и выплаченных за рубеж. Сумма первичных доходов страны, определенная на основе ВВП, характеризующего объем товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны, количественно отличается от объема первичных доходов, полученных резидентами этой страны, на сальдо первичных доходов, полученных из-за границы и переданных за границу Общий объем первичных доходов, полученных резидентами, образует валовой национальный доход — ВНД (до 1993 г. он назывался валовым национальным продуктом — ВНП), а за вычетом износа основных средств — чистый национальный доход — ЧНД (ранее чистый национальный продукт — ЧНП).
Главное, однако, заключается не в количественных различиях. Национальный доход — это показатель доходов и представляет собой сумму первичных доходов всех секторов экономики, тогда как валовая добавленная стоимость и ВВП рассматриваются как показатели производства. Названия «валовой национальный доход» и «чистый национальный доход» лучше отражают существо этих показателей, связанных с категорией дохода, а не с производством продукта.
Как правило, сальдо первичных доходов, полученных и переданных за рубеж в странах с развитой экономикой, является положительным, а в развивающихся странах — отрицательным. Поэтому в развитых странах валовой национальный доход больше валового внутреннего продукта, а в развивающихся — меньше. Это связано с тем обстоятельством, что развитые страны как более богатые в большей мере предоставляют финансовые и материальные ресурсы и получают доходы из развивающихся стран за их использование. Можно полагать, что в России валовой национальный доход меньше ВВП, часть которого образует доходы других стран в виде процентов за кредит, репатриации дивидендов и т.п.
На общий объем доходов страны влияют также полученные и переданные данной страной трансферты в денежной и натуральной форме. Национальный доход с учетом сальдо трансфертов образует соответственно валовой или чистый располагаемый национальный доход.
Наиболее существенными видами трансфертов, переданных или полученных страной, являются следующие правительственные трансферты по программам помощи населению, пострадавшему от войны и стихийных бедствий, выплаты текущих подоходных налогов и налогов на материальные ценности, переводы между домашними хозяйствами резидентами и нерезидентами. При этом натуральные трансферты оцениваются в денежной форме.
Валовой или чистый национальный располагаемый доход может быть определен на основе соответственно валового или чистого национального дохода путем добавления текущих трансфертов, полученных резидентами данной страны от нерезидентов, и исключения трансфертов, выплачиваемых нерезидентам.
Чистый располагаемый доход полнее характеризует потребительские возможности страны, чем национальный доход. Он распределяется, как отмечалось, на первичные доходы, часть которых в последующем перераспределяется. Первичные доходы можно подразделить на трудовые доходы, доходы от собственности и предпринимательской деятельности (см. гл. 5).
К первичным доходам принято также относить взимаемые государством налоги на производство и импорт К налогам на производство относятся налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налоги на земельную собственность, здания и другие используемые в производстве активы, налоги на использованную в производстве рабочую силу и т.п. Налоги на производство соответствуют понятию косвенных налогов, которые полностью или частично перекладываются на конечных потребителей (см. гл. 15). Налоговые поступления из текущих доходов, взносы на социальное страхование и другие аналогичные трансферты рассматриваются не как первичные доходы государства, а как их перераспределение.
Первичные доходы лежат в основе величины конечных доходов каждого сектора экономики, в том числе конечных доходов населения, но не тождественны им. Конечные доходы образуются на основе первичных и производных (вторичных) доходов и используются на потребление и накопление. Они определяются с учетом перераспределительных процессов, осуществляемых с помощью трансфертов. Суммы доходов, переданных и полученных секторами экономики в ходе перераспределительных процессов, в целом по экономике совпадают, однако по каждому сектору и у получателей доходов внутри секторов образуется положительное или отрицательное сальдо переданных и полученных доходов.
Так, домашние хозяйства получают текущие денежные трансферты в виде выплат из бюджета на социальные нужды, страховых платежей, субсидий и т.п. за счет аккумулируемых в бюджете налоговых и иных средств. Первичные доходы в сумме с текущими денежными трансфертами (сальдо с учетом уплаченных налогов и полученных денежных трансфертов) образуют для каждого сектора экономики, в том числе для населения, располагаемый доход, распределяемый в конечном итоге на потребление и сбережения.
Располагаемый доход характеризует максимальную сумму денежных средств, которую домашние хозяйства могут использовать на приобретение потребительских товаров и услуг, не прибегая к финансированию расходов за счет сокращения своих денежных средств, реализации других финансовых и нефинансовых активов или увеличения своих обязательств.
Следует отметить, что, поскольку понятие доходов связано с производством, в них не включаются средства, полученные от продажи имущества, приватизации и т.п. Так, если владелец продал дом, квартиру, автомобиль, а вырученные деньги положил в банк, то вырученные средства рассматриваются не как доход, а как смена форм активов — материальных на финансовые.
В доходы, исходя из этого же принципа, не должен включаться прирост стоимости активов в результате инфляции в период нахождения приобретенных по низким ценам исходных материальных ресурсов на складе сырья и материалов, произведенных товаров на складе готовой продукции и т.п.
Потребление основного капитала должно оцениваться по восстановительной стоимости, а не на основе счетов бухгалтерского учета, где основные средства оцениваются по первоначальной стоимости и соответствуют восстановительной стоимости лишь в случае проведения переоценки.
Как видно из изложенного, понятие дохода, принятое при определении ВВП, как и вообще в системе национальных счетов, не вполне совпадает с пониманием дохода, принятым при определении финансовых результатов деятельности предприятий на основе бухгалтерского учета, которым они руководствуются в своей практической деятельности.
Процесс перераспределения осуществляется не только с помощью денежных трансфертов. Домашние хозяйства получают значительный объем социальных трансфертов в виде нерыночных услуг в области здравоохранения, образования, культуры и др. Располагаемый доход в сумме с сальдо полученных и выплаченных социальных трансфертов в натуральной форме образует скорректированный располагаемый доход. Скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств характеризует максимальный объем товаров и услуг, который они могут использовать на потребление, включая социальные трансферты в натуральной форме, не прибегая к уменьшению своих денежных средств, реализации других активов и увеличению своих обязательств.
Социальные трансферты в натуральной форме осуществляются в основном государственными органами и в небольших количествах некоммерческими учреждениями, а их получателями являются домашние хозяйства. Если с денежными трансфертами их получатели могут поступать в соответствии со своими желаниями, то социальные трансферты в натуральной форме направляются на удовлетворение конкретных потребностей, как это признано необходимым органами государственного управления в соответствии с проводимой ими социально-экономической политикой.
Скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств больше их располагаемого дохода на величину уменьшения располагаемого дохода государственного сектора и некоммерческих учреждений. Соответственно скорректированный располагаемый доход для экономики в целом — это ее располагаемый доход. Он в конечном итоге распределяется на фактическое конечное потребление и сбережения. Поскольку при этом учитываются не только денежные, но и натуральные доходы, скорректированный располагаемый доход более полно характеризует общий объем доходов домашних хозяйств.
Таким образом, предопределяются два подхода к пониманию конечных доходов и конечного потребления: концепция денежных доходов и расходов на конечное потребление и концепция фактических конечных доходов и потребления. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств (населения) превышает их расходы на эти цели на величину расходов государства и некоммерческих организаций на бесплатные услуги социально-культурного характера.
Категория скорректированного располагаемого дохода представляет особый интерес в условиях перехода от централизованной плановой к рыночной экономике. В этот период многие социальные и культурные услуги, оказывавшиеся ранее бесплатно, в значительной мере начинают предоставляться на коммерческой основе. Если не учитывать социальные трансферты, динамика жизненного уровня окажется искаженной. Денежные доходы и расходы населения в реальном выражении могут расти, тогда как фактический объем потребляемых населением товаров и услуг может сокращаться в связи с уменьшением нерыночных социально-культурных услуг, предоставляемых государством.
Понятие дохода в принципе может определяться по-разному в зависимости от целей анализа. Доход может трактоваться как сумма денежных доходов, получаемых хозяйствующими субъектами. Это увязывает категорию дохода с категорией денежного обращения, однако при этом в доход не включается стоимость натуральных продуктов, производимых домашними хозяйствами для собственного потребления. Требованиям, предъявляемым к этому показателю для характеристики уровня жизни, в большей мере соответствует понятие дохода, включающего как денежные, так и натуральные поступления.
Национальный доход и доходы домашних хозяйств
В рыночной экономике взаимодействуют домашние хозяйства и предприятия Домашние хозяйства предоставляют предприятиям услуги своего труда, а также (поскольку им в конечном итоге принадлежат предприятия) другие факторы производства — капитал и землю. Поскольку платежи за факторы производства получают их владельцы, производство и доходы связаны между собой. Однако владельцы ресурсов получают в качестве платы за предоставленные ими ресурсы лишь часть созданного с их использованием валового национального дохода (ВНД). Часть стоимости, добавленной в производстве, и соответственно валового национального дохода представляет собой амортизацию основного капитала и должна быть возвращена в производство для замещения основного капитала, израсходованного в процессе производства. Кроме того, часть ВНД изымается государством в виде косвенных налогов. Таким образом, национальный доход как сумма доходов факторов производства представляет собой ВНД, уменьшенный на амортизацию и величину косвенных налогов.
Валовой национальный доход за вычетом амортизации и косвенных налогов может быть представлен как сумма доходов владельцев трудовых ресурсов, доходов владельцев земли и капитала и предпринимательского дохода.
При этом государство как владелец предоставляемых им в пользование предприятиям ресурсов также получает часть созданного факторного дохода.
Объем национального дохода, получаемый домашними хозяйствами за предоставляемые ими ресурсы представляет собой совокупный объем факторных доходов конкретных домашних хозяйств, которым принадлежат эти ресурсы. Домашние хозяйства не могут, однако, использовать по своему усмотрению весь полученный ими национальный доход. Непосредственно на приобретение товаров, услуг и другие цели домашние хозяйства могут использовать лишь часть полученного ими национального дохода. Доход, который домашние хозяйства могут использовать по своему усмотрению, называется личным располагаемым доходом.
Личный располагаемый доход меньше располагаемого дохода домашних хозяйств на величину прямых уплачиваемых налогов и нераспределенной прибыли предприятий Предприятия перечисляют своим владельцам не всю прибыль. Лишь часть ее выплачивается владельцам акций в виде включаемых в личный располагаемый доход дивидендов. Значительная доля прибыли используется на нужды развития производства. Кроме того, юридические лица вносят в доход бюджетов налоги, взносы на социальное страхование и другие обязательные платежи. В то же время домашние хозяйства получают доходы от государства в виде процентов по государственным займам, которые не включаются в национальный доход, но входят в личный располагаемый доход. Домашние хозяйства получают также трансферты в виде различного рода социальных выплат — пенсий и т.п. В общем итоге величина личного располагаемого дохода в целом и на душу населения меньше, чем величина национального дохода и ВВП.
Часть полученного дохода домашние хозяйства уплачивают в виде индивидуальных налогов с физических лиц Оставшийся у домашних хозяйств доход представляет собой личный доход после уплаты налогов.