Возрастно-половая структура занятого сельского населения

(по состоянию на ноябрь)

Таблица 4

  2000 г. 2004 г. 2005 г.
В процентах к занятым: лица в возрасте до 29 лет лица в возрасте старше 50 лет женщины в % к их числу лица: до 29 лет старше 50 лет мужчины в % к их числу лица: до 29 лет старше 50 лет   22,0 19,2 47,3   20,1 19,1 52,7   23,7 19,4   24,7 18,9 46,8   22,4 19,0 53,2   26,6 18,8   24,4 21,6 47,1   21,3 22,2 52,8   27,3 20,9

В составе экономически активной сельской молодежи в возрасте 15-19 лет опережающими темпами увеличивалась численность безработных. Обращает на себя внимание и значительный рост (33,4%) экономически неактивной молодежи в возрасте 20-29 лет (354 тыс. человек).

Уровень безработицы среди сельской молодежи в возрасте 15- 19 лет в период 2000 – 2005 гг. вырос в 2,5 раза, а среди лиц возрастной группы 20-29 лет в 1,4 раза превышает соответствующий показатель по всему экономически активному сельскому населению. Рост уровня общей молодежной безработицы в 2005 г. по сравнению с 2000 г. наблюдался только у женщин: в целом по всем возрастным группам – на 1,1 - процентных пункта, в возрасте до 20 лет – на 14,3 - процентных пункта.

Данные различных исследований говорят о том, что из-за ограниченного числа рабочих мест на селе, продолжающегося в ряде регионов сокращения или стагнации производства сельхозпродукции молодежь вынуждена вовлекаться в сферы примитивного, малоквалифицированного труда, что влечет за собой социальную деградацию и потерю профессиональной квалификации.

При исследовании характера занятости был сделан вывод, что молодежь на селе занята, в основном, трудоемким физическим и малопривлекательным трудом. Данный вывод последовал из проведенного анализа численности молодежи на сельхозпредприятиях, занимающих должности руководителей и специалистов.

На начало 2006 г. более 101 тыс. (2000 г. – 138,2 тыс.) должностей руководителей и специалистов хозяйств, или 20,4% от их наличия (2000 г. – 21,1 %), остаются вакантными или замещены лицами без соответствующего профессионального образования. В то же время свыше 391,6 тыс. специалистов, в том числе 43,7 тыс. с высшим профессиональным образованием, используются в хозяйствах в качестве рабочих (2000 г. – 208,8 тыс. и в 2006 г. 26,4 тыс. человек соответственно).

В связи с этим любопытным представляется оценить результаты трудоустройства молодых специалистов. В 2005 г. из общего числа специалистов, прошедших подготовку в учреждениях высшего и среднего агрообразования по контрактной форме, трудоустроились на сельхозпредприятиях лишь 21,3%, а от общей численности выпускников вузов и ссузов этого профиля – только 10,1%.

Важно подчеркнуть, что в настоящее время структура подготовки кадров для сельского хозяйства необоснованно смещена в пользу высшего и среднего профессионального образования. Хотя это явление объясняется закономерным желанием молодых людей выполнять более квалифицированную работу, чем малопривлекательные функции сельхозрабочих.

В то же время еще одну серьезную опасность представляет тенденция уменьшения числа предприятий агроотрасли, что имеет как институциональное, так и экономическое значение отрицательной модальности. В частности, рассматривая данные Росстата, связанные с распределением числа предприятий и организаций по отраслям экономики, можно увидеть, что если в сельском хозяйстве страны в 2002 г. функционировало 324 тыс. субъектов экономики, то уже в 2005 г. их число составило 304,1 тыс. Аналогичная ситуация имеет место и в случае изменения числа крестьянских (фермерских) хозяйств. Так в 2000 г. их насчитывалось 261,7 тыс., а на конец 2006 г. – 255,4 тыс. Следовательно, наряду со снижением численности сельского социума уменьшается и емкость сельского рынка труда, что, в первую очередь, затрагивает интересы молодежи, блокирует реализацию перспектив ее дальнейшей жизни на селе. Деловые организации так же, как общественные институты, помимо осуществления экономической деятельности выполняют еще и ряд общественно необходимых функций, особенно актуальных в случае сельских территорий. Поэтому уменьшение числа сельхозпредприятий и фермерских хозяйств больно «бьет» по местным сообществам, лишая их не только рабочих мест, но и привычной социальной поддержки от работодателей.

Для понимания положения молодых людей в сельском социуме также необходимо обратится к анализу их жизненных приоритетов, установок, ценностей.

Современная сельская молодежь оказалась в ситуации, когда изменения в социально-экономическом укладе жизни страны сопровождаются серьезной трансформацией ценностных ориентиров молодых людей. Сегодня им приходится решать, что ценнее: обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей возможность эффективной адаптации к рыночной экономике; отрицание морально-нравственных норм или следование им; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья как основа успешной жизнедеятельности.

Для оценки жизненных ориентиров и планов сельской молодежи в 2004 г. был проведен опрос среди выпускников сельских школ, студентов сельскохозяйственных техникумов и аграрных вузов в 16 регионах Российской Федерации (объем выборки 3629 человек). Участники опроса – молодежь в возрасте 15 - 23 лет.

Приведем некоторые результаты этого исследования.

91% респондентов считают, что имеют главную цель в жизни: подавляющее большинство хотело бы иметь хорошую семью - 72%; помочь родителям - 64%; жить в достатке - 57%; иметь свой дом, квартиру - 50%.

Среди ценностей сильны традиционные – «семья» и «здоровье» - их выбрали от 80% до 92% молодежи, представляющих различные группы респондентов. 85% опрошенных назвали семью основным фактором формирования у них честности и порядочности, 60% – собственной правдивости, 52% – чувства достоинства. Устойчивое доминирование ценности семьи и высказанная как жизненная цель «помощь родителям» демонстрирует психологическую привязанность молодежи к родителям и отсутствие глубокого конфликта поколений в сельских сообществах. Хотя 74% опрошенных не хотят повторить жизнь своих родителей даже в общих чертах, но почти столько же (79%) высоко оценили производительный труд прошлых поколений. Большинство молодых людей считают, что у их отцов была достойная и содержательная жизнь со своими, пусть даже ошибочными, идейно-нравственными идеалами.

Здесь интересным является сравнительная оценка моральных качеств, присущих старшему и молодому поколению сельских жителей. Молодые признают, что поколению отцов гораздо больше присущи такие качества, как чувство долга, патриотизм, честность, способность к самопожертвованию, духовность.

Данные социологического исследования продемонстрировали, что даже короткая возрастная дистанция между подростками-школьниками и студентами обнаруживает определенные различия в иерархии ценностей представителей этих групп сельской молодежи.

Сопоставление ценностей, высокую значимость которых отметили респонденты для своего самоопределения, выявило их различное ранговое расположение. Первые места у школьников занимают уважение людей, образование, квалификация (мастерство), любимая работа. Материальный достаток очень важен пока только для 47%. Не менее важным школьники считают честность, принципиальность и чистую совесть. У студентов первое место занимает уже наличие материального достатка. Квалификацию и образование они не связывают напрямую с любимой работой. Уважение людей значимо для них наравне с полезными связями.

К числу «аутсайдерских» ценностей опрошенные (школьники/студенты) отнесли: полезность людям - 26% и 24%, общая культура – 21% и 23%, вера в Бога – 23% и 13%, служение России – 19% и 8%, слава, признание – 15% и 8%.

Очевидно, что в процессе взросления под действием внешних факторов у молодых людей происходит определенная переоценка тех жизненных позиций, которые формируются в подростковом возрасте.

Анализ результатов самооценки респондентов подтвердил этот вывод. Если романтиками назвали себя более половины старшеклассников, то среди студентов вузов романтиком остался только каждый третий. Зато прагматиком, по их мнению, стал уже каждый четвертый, к циникам отнесли себя 6%. Среди старшеклассников аналогичные оценки дают себе вдвое меньшее число респондентов (14% прагматиков и 2,6% циников).

Основываясь на результатах данного исследования, можно заключить, что в целом ценностные ориентации сельской молодежи утратили идейные ориентиры, в то время как духовно - нравственные по-прежнему играют определенную роль. Это подтверждает то, что общечеловеческие ценности - любовь, здоровье, семья - не только не потеряли своего значения, но и для многих являются абсолютными ценностями, выступающими в качестве ведущих жизненных факторов. В то же время следует отметить, что для большой части сельской молодежи важны чисто материальные интересы, что объективно соответствует современному этапу развития российского социума.

Любопытно проанализировать трудовые ориентации молодых селян. Так учащиеся сельских общеобразовательных школ довольно неопределенно представляют себе будущую работу. Им хочется, чтобы она была высокооплачиваемой (31,8%), интересной, творческой (28,8%), нужной обществу (26,6%), но в чем конкретно это выражается, школьники часто затрудняются ответить.

На вопрос "Выбрали ли Вы будущую профессию?" в 2004 г. ответили утвердительно лишь 68% опрошенных учащихся. При этом 44% положительно ответивших на этот вопрос не совсем уверены в правильности своего выбора. Для сравнения в 1996 г. на аналогичный вопрос положительно ответили 88%, а в 1998 г. – 75% выпускников. Здесь в определенной мере проявились общие изменения в стиле жизни молодежи, особенно той ее части, для которой ценности созидательного труда уже утрачивают значение.

В анкете также был поставлен вопрос: "Если Вы выбрали профессию, то какую?"(см. табл. 5).

Из числа респондентов, определившихся в выборе предпочтительной профессии, всего 1,7% хотели бы стать механизаторами, 0,2% - животноводами, 1,6% - шоферами, 0,4% - ремонтными рабочими.

Сравнительная таблица изменения ориентации выпускников сельских общеобразовательных школ, которые твердо решили работать в агросфере по той или иной профессии (специальности), (%)

Таблица 5

Наименование профессий Годы
· Специалисты 8,6 9,8 5,5
в т.ч. агроном 5,6 3,2 1,7
зоотехник 4,1 1,8 0,2
ветврач 5,8 3,7 1,0
механик 4,9 3,8 1,1
автомеханик 6,7 2,9 1,5
· Рабочие профессии, в т.ч. механизатор   7,4   1,8   1,7
животновод 3,0 0,4 0,2
ремонтный рабочий 0,6 0,5 0,4
шофер 8,0 3,5 1,6

Аналогичное положение и с выбором профессии специалиста. Зоотехниками решили стать 0,2% респондентов, агрономами - 1,7%, ветврачами - 1,0%, механиками - 1,1%, автомеханиками - 1,5%.

По данным региональных органов управления сельским хозяйством в 2004 г. в хозяйствах осталось работать всего 5,5% выпускников сельских школ, в том числе 4,3% - 11-х классов и 8,0% - 9-х классов. В основном это ребята, успевшие получить в школе какую-либо рабочую специальность.

Для того чтобы реализовать желание молодых жить и работать на селе, необходимо принять конкретные меры по снижению влияния негативных процессов, способствующих миграции молодежи в городские населения. Тем более, что купирование, а затем и полное устранение некоторых из них не требуют значительных материальных затрат (табл. 6).

Например, в среднем около 23% молодежи не устраивает ограниченный на селе выбор профессий. В то же время современному селу необходим труд не менее 120 специалистов различного профиля. Сейчас же учреждениями профессионального образования осуществляется их подготовка примерно по 30 видам образовательных программ.

Негативные процессы в жизни села, способствующие миграции молодежи, (%)

Таблица 6

  Что не нравится в жизни села
Наименование областей Российской Федерации Уро-вень меха-низа-ции труда Режим рабо-ты Уро-вень опла-ты труда Воз-мож-ность про-дол-жить образо-вание Жилищ-ные усло-вия, комму-нально-быто-вые условия Огра-ничен-ный выбор про-фессии Мало моло-дежи Куль-тур-ный досуг и его орга-низа-ция
Белгородская 20,3 4,7 54,7 18,8 7,8 18,8 12,5 6,3
Владимирская 8,1 6,5 58,6 12,9 12,9 18,3 14,5 9,1
Воронежская 18,3 6,1 68,9 19,5 22,0 16,5 23,8 10,4
Ивановская 8,0 8,0 60,2 17,0 26,1 27,3 21,6 11,4
Кировская 17,7 5,2 89,6 15,6 8,3 27,1 34,4 7,3
Курганская 37,2 11,7 90,4 38,3 55,3 54,3 21,3 21,3
Курская 20,6 8,8 29,4 8,8 14,7 5,9 23,5 17,6
Нижегородская 14,8 8,2 59,3 10,4 18,1 20,3 21,4 6,0
Новгородская 3,1 65,6 25,0 18,8 3,1
Орловская 16,7 8,4 83,3 12,5 16,7 12,5 20,8 20,8
Пензенская 17,9 5,3 60,0 8,4 10,5 16,8 6,3 11,6
Пермская 10,0 3,3 71,1 26,7 28,9 32,2 18,9 20,0
Самарская 9,2 5,0 70,0 15,8 22,5 25,0 20,0 16,7
Свердловская 17,0 5,7 67,0 14,8 25,0 29,5 11,4 14,8
Тюменская 8,7 6,1 68,7 11,3 20,0 26,1 16,5 15,7
Ярославская 21,2 17,2 70,7 14,1 20,2 14,1 34,3 15,2

13,3% молодых жителей села не устраивает организация культурного досуга, 10% недовольны установленным в сельхозпредприятиях режимом труда. Реализуемая в ряде хозяйств практика применения двухсменного режима труда для животноводов и механизаторов, совершенствование организации труда во многом могут способствовать улучшению условий трудовой деятельности сельчан и повышению уровня комфортности их жизни.

Большое влияние на миграцию молодежи оказывает существующий уровень оплаты труда, который не устраивает от 29,4% до 90,4% респондентов (в зависимости от региона).

Таким образом, ситуация в экономической и социальной сферах села привела к тому, что устойчивым жизненным ориентиром молодых селях стала миграция, прежде всего, через поступление после окончания школы в учреждения высшего и среднего профессионального образования, которые по сути становятся ведущим механизмом вывода трудовых ресурсов с сельских территорий.

Приходится констатировать, что пока село остается в состоянии затяжного системного кризиса. И это наиболее сильно отражается на состоянии социального потенциала сельской молодежи.

При этом нельзя утверждать, что государство не предпринимает меры по поддержке села и, в частности, сельской молодежи. Так, был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006г. №264-ФЗ, устанавливающий правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере сельского хозяйства и развития сельских территорий.

Ведется реализация приоритетного Национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», включающего в себя три направления:

- ускоренное развитие животноводства;

- стимулирование развития малых форм хозяйствования;

- обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе.

Однако совокупность антикризисных мер по преодолению неблагоприятной ситуации в сельских территориях России требует концептуально иного, более стратегического, системного подхода. Его важнейшим компонентом наряду с решением других актуальных задач агросферы должны стать комплексные долгосрочные программы по сохранению, поддержанию и развитию потенциала сельской молодежи. Ведь без молодежи через полтора-два десятилетия российская деревня, село могут окончательно превратиться в территорию социального бедствия.

Отдельно необходимо сказать о роли частного бизнеса и гражданского общества. В последние несколько лет сельскохозяйственное производство, организованное на основе использования передовых технологий, применения современных методов управления и высокопроизводительного оборудования, становится достаточно выгодным видом экономической деятельности. В то же время дефицит специалистов и рабочих на селе сегодня является одной из проблем, препятствующей развитию частных инвестиций в этот сектор экономики. В связи с чем государством должен быть разработан комплекс мер, стимулирующих инвестиционную активность деловых организаций в агросферу. Для чего им могут быть предоставлены льготные условия кредитования, льготное налогообложение, исключение из налогооблагаемой базы затрат на воссоздание социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры села, расходы на подготовку кадров и проведение конкретных социальных программ. Интересы частного бизнеса, государства и сельских жителей здесь полностью совпадают.

Кроме этого общественные объединения, политические партии, другие субъекты гражданского общества должны уделять селу и сельской молодежи, в частности, более серьезное внимание, чем ранее. Сегодня вся общественная, политическая, культурная жизнь страны сконцентрирована в крупных и средних городах. Сельский социум информационно и деятельностно «изолирован» от участия в целом ряде процессов развития страны. Однако это не добровольная изоляция, а вынужденная, являющаяся следствием наличия ненормального для целостного общества и социального государства, которым является Россия, безразличного, безучастного отношения к происходящему в сельских территориях. Наша сельская молодежь и другие категории сельских жителей достойны того, чтобы их проблемы, их трудности стали значимыми, важными не только для власти, но и для всех россиян.

В результате можно будет объединить потенциал различных общественных сил, государства, бизнеса и оказать селу не только крайне важную материально-техническую и финансовую помощь, но также моральную и информационную поддержку, создать в обществе климат значимости и почетности сельскохозяйственного труда, а тем самым закрепить молодежь в агропроизводстве и прекратить негативные тенденции развития российского села. Развитие сельского хозяйства, возрождение социальной сферы сельских территорий должны стать приоритетами, реализация которых обеспечит продовольственную и общественную безопасность страны.

Наши рекомендации