Экономическая теория и практика
ПРЕДИСЛОВИЕ
Понимание современных тенденций и успешное решение проблем социально-экономического развития невозможны без повышения качества экономического образования, предполагающего, во-первых, приближение его содержания к уровню развития современной экономической науки, а во-вторых, его унификацию и стандартизацию для обеспечения необходимого уровня знания, которым должен владеть экономист новой генерации.
Предлагаемое учебное пособие подготовлено в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения, разработанными Министерством образования и науки РФ по профессиональной дисциплине «Экономическая теория» (базовая часть). В связи с этим структура пособия определяется последовательностью перехода от проблем, определенных требованиями к обязательному минимуму содержания по экономической теории в разделе «Введение в экономическую теорию», к проблемам, изучаемым микро- и макроэкономикой, и затем к анализу внешнеэкономических аспектов. Раскрываются роль и особенности государственного регулирования экономики в современных условиях. В отличие от переводных и многих отечественных учебников, в данном пособии основные экономические закономерности, процессы и явления иллюстрируются на основе статистических данных, характеризующих их развитие в Российской Федерации. Кроме того, в пособии получили отражение вопросы, связанные с причинами и экономической природой российских кризисов образца 1998 и 2008 гг.
Согласно ФГОС-31 данное учебное пособие и процесс изучения курса направлены на формирование у выпускников как общекультурных, так и профессиональных компетенций.
Общекультурные компетенции:
— способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
— способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9).
Профессиональные компетенции:
в области расчетно-экономической деятельности:
____________________
1 См.: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр») : приказ М–ва образования и науки Рос. Федерации от 21 дек. 2009 г. № 747.
— способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
в области аналитической, научно-исследовательской деятельности:
— способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
— способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
в области организационно-управленческой деятельности:
— способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений, разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);
в области педагогической деятельности:
— способность преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);
— способность принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
Учебное пособие подготовлено с учетом опыта преподавания курса экономической теории на экономическом факультете Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева.
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Экономическое содержание общественного производства
Основой жизни и развития человеческого общества является общественное производство. В экономической науке общественное производство исследуется с двух сторон – материально-вещественной и социальной (общественной) и выражается через категории «производительные силы» и «производственные отношения» (рис. 1.1).
Рис. 1.1 — Состав и структура общественного производства
Производительные силы – это совокупность средств производства и людей, обладающих определенными знаниями и навыками (квалификация, профессия и т. д.) к труду. В современных условиях к производительным силам относят силы природы и общества, факторы производства и ресурсы, способные создавать благо (продукты). При этом выделяют производительные силы первого и второго порядков. К производительным силам первого порядка относятся средства производства и рабочая сила, включая предпринимательскую способность. К производительным силам второго порядка относятся любые факторы производства, которые могут быть включены в настоящее время или в будущем (природные силы: ветер, прилив и отлив моря и т.д.). Они влияют на результат труда опосредствованно, т.е. косвенно.
Средства производства —это совокупность предметов и средств труда. Предмет труда есть то, на что воздействует человек в процессе труда, а средство (орудие) труда —это то, чем воздействует человек на предмет труда в процессе производства.
Формой развития производительных сил являются производственные (экономические) отношения. Производственные отношения – это отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления определенного продукта. Они могут тормозить или стимулировать развитие производительных сил. Существует закон соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил.
Производственные (экономические) отношения состоят из следующих основных видов отношений, образующих их систему :
1) социально-экономические, связанные с формами и отношениями собственности, охватывающие производство, распределение, обмен и потребление;
2) организационно-экономические (хозяйственные), выражающие:
а) формы общественной организации хозяйства (натуральные, товарные);
б) формы управления экономикой (рыночное регулирование, планирование);
в) общественные комбинации производственного процесса (общественное разделение и кооперация труда и производства, концентрация и специализация производства, его комбинирование, интеграция и др.).
Функционирование производства, связанное с использованием ресурсов для изготовления продукции, которая должна удовлетворять производственные и личные потребности людей, схематически отражает рис. 1.2.
|
|
| ||||||
| ||||||||
|
|
Рис. 1.2 — Процесс общественного воспроизводства
Процесс общественного производства должен по необходимости носить непрерывный характер: люди не могут перестать производить, так же как не могут прекратить потреблять.
Непрерывное возобновление и повторение процесса производства называется воспроизводством, которое включает воспроизводство общественного продукта, рабочей силы и экономических отношений. Воспроизводство может быть простым, когда объем производства при его повторении не изменяется, и расширенным, когда происходит накопление и объем производства увеличивается.
Воспроизводство включает несколько фаз.
Производство является исходным пунктом воспроизводства, где создаются материальные блага и с которого начинается его движение.
Распределение предполагает размещение факторов производства по сферам, предприятиям и домохозяйствам, а также распределение созданного продукта. Неправильная организация распределения производства может сдерживать производство или наоборот.
Обмен — это купля—продажа товаров и услуг. Хорошо налаженный обмен обеспечивает непрерывность и согласованность производства. Распределение и обмен образуют сферу реализации.
Потребление — это конечная цель производства, его движущий мотив. Оно диктует заказ производству, определяет объем, структуру, качество продукта.
Различают личное потребление (удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, обуви и т.д.) и производственное потребление (использование на производстве станков, оборудования, сырья и т.д.).
Экономическая теория и практика
Экономическая теория, как и любая наука, характеризуется, во-первых, своим объектом изучения; во—вторых, рассмотрением специфического содержания этого объекта, что составляет ее предмет; в-третьих, специфической методологией исследований.
Экономическая теория изучает «человека экономического», тогда как в центре внимания других общественных наук – иные аспекты его деятельности. Существенной чертой и важной сферой реализации «человека экономического» является его экономическая деятельность, или экономика. Поэтому объектом исследования экономической теории выступает экономика как целостная система, т.е. экономика в широком смысле — сфера общественной жизни, обеспечивающая людей необходимыми для их жизнедеятельности благами. В более узком смысле экономика означает хозяйство страны в целом или отдельного региона.
Функции экономической теории:
• познавательная —позволяет глубоко и всесторонне изучать производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг на уровне исторического процесса, вскрывать законы и тенденции экономического развития;
• критическая — выявляет достижения и недостатки различных форм производства;
• практическая — в соответствии с ней теория не только формирует экономические проблемы, но и указывает направления их решения, определяет основы экономической тактики, стратегии, политики как для предприятий (фирм), так и для государства в целом;
• прогностическая —осуществляет прогнозирование экономических событий, явлений, будущих форм и содержания экономических процессов.
Экономическая теория воздействует на практику не непосредственно, а через экономическую политику — совокупность инструментов и мер, обеспечивающих регулирование хозяйства государства.
Таким образом, взаимосвязь между экономической теорией и практикой двусторонняя. С одной стороны, экономическая теория на основе сбора фактов устанавливает экономические принципы, т.е. делает обобщение реального поведения индивидов; с другой — теоретическое осмысление реальной действительности позволяет разработать рекомендации для формирования соответствующей экономической политики государства и тем самым корректировать тактику в соответствии с выработанными экономическими принципами и прогнозами.