Финансовые рынки. Ценные бумаги и фондовая биржа

В системе рыночного хозяйства роль посредников в процессе мобилизации, денежных средств и их эффективного размещения в сферах производства и обмена выполняют финансовые рынки. Создавая возможность широким слоем общества участвовать в присвоении доходов тех или иных предприятий, финансовые рынки стимулируют деловую активность и облегчают управление национальным богатством. Инструментом, с помощью которого происходит размещение денежных средств населения в производстве, является обращение ценных бумаг.

Ценная бумага - это денежный документ, удостоверяющий право на получение дохода вследствие вложения ее владельцем средств в то или иное предприятие или в заем. Все ценные бумаги подразделяются на 2 вида - долевые и долговые. Долевые ценные бумаги называются акциями и представляют непосредственную долю их владельцев в реальной собственности. Доход, получаемый владельцем акций, называется дивидендом. Акции могут быть нескольких типов, они делятся на именные и на предъявителя. Акции на предъявителя могут свободно обращаться на рынке ценных бумаг, переходя от одного владельца к другому. Именные акции или не подлежать обращению, или их переход к другому владельцу связан с регистрацией этой сделки общим собранием акционеров.

Долговые ценные бумаги обычно дают право их владельцам на присвоение твердого, фиксированного дохода - процентной ставки и на возврат суммы, переданной или в долг к определенному сроку.

Фондовые биржи - организации закрытого типа, Т.е. операции на них совершаются только членами биржи или лица, купившего место на бирже. Два главных лица участвуют в совершении сделок - дилеры и брокеры. Первые покупают и продают ценные бумаги за свой счет, вторые выступают от лица своих клиентов и являются посредниками. Первым запрещены контакты с непосредственными клиентами, вторым запрещена торговля за свой счет. Помимо действующих лиц на бирже действуют специалисты, ведущие торговлю определенным видом ценных бумаг. Операционные маклеры действуют по поручению брокеров при выполнении ими посреднических функций за определенную плату. Доход дилеров формируется за счет разницы в курсах при продаже и покупке ценных бумаг. Доход брокеров составляют проценты, взимаемые за оказание посреднических услуг.

Торговля ценными бумагами осуществляется по ценам, называемым курсом. Курс акций в общем виде определяется как отношение дивиденда, умноженного на 100, к норме с судного процента. На всех ведущих биржах в мире вычисляются индексы, характеризующие состояние динамики курсов акций ведущих компаний, зарегистрированных на данной бирже. Наибольшую известность приобрел индекс Доу-Джонса, определяется на Нью-йоркской бирже. Он состоит из 3-х составляющих: индексов акций 30 промышленных, 20 железнодорожных, 15 коммунальных компаний, каждый из которых представляет собой сумму соответствующих курсов акций, деленных на количество этих акций в каждой группе.

Валютные биржи

Валютные биржи осуществляют торговлю валютой в крупных размерах на основе складывающегося спроса и предложения. Устанавливаемый на них курс называется официальным валютным курсом. Валютные биржи действуют во многих странах мира. В Италии действует 4 биржи (в Риме, Милане, Генуе и Венеции). Курсы валют устанавливаются маклерами бирж при участии представителей государственных органов и используются на данной бирже для расчета с клиентами банка.

В Германии действует 5 валютных бирж: во Франкфурте - на - Майне, Берлине, Гамбурге, Дюссельдорфе и Мюнхене. Координатором выступает Франкфуртская валютная биржа. Ежедневно официальными маклерами устанавливаются курсы 14 валют, являющиеся обязательными для расчета банков с клиентурой. Во Франции 1 валютная биржа - в Париже, где курсы определяются государственными маклерами.

В ряде стран, где находятся наиболее крупные банки (США, Великобритания, Швейцария), валютных бирж нет. В США торговля валютой осуществляется исключительно на межбанковском рынке. Здесь формируется средний курс (основа установления курса продавца и покупателя). В Великобритании банки ежедневно сообщают друг другу котировку. В Швейцарии курс устанавливается в ходе ежедневного опроса ведущих торговцев валютой.

Биржа труда

Для содействия безработным гражданам в поиске работы существуют во всем мире биржи труда.

Служба занятости населения или центры занятости, создаются для реализации государственной политики занятости населения и гарантий гражданам в реализации или своего права на труд. Выполнять эти функции могут гос. служба занятости и коммерческие центры занятости, которые для выполнения своих задач должны получить специальное разрешение у местных органов власти. В России гос. служба занятости включает Госкомитет по занятости населения и региональные центры занятости. Эти центры или биржи труда представляют собой учреждения, аккумулирующие информацию о динамике трудовых ресурсов и наличии рабочих мест, бесплатно предоставляют гражданам услуги, связанные с обеспечением их занятости.

Работа центров занятости определяется взаимоотношениями между людьми, обращающимися на биржу труда в поисках работы или для получения консультаций, и служащими самой биржи труда. Право граждан на получение пособия по безработице наступает не позднее 11-го дня с момента обращения граждан в службу занятости вплоть до решения вопроса об их трудоустройстве, причем срок выплаты пособия не может превышать 12 месяцев. Высвобожденные с работы в связи с реорганизацией или ликвидацией предприятия получают пособие в течение первых трех последней работы.

Биржа труда обязана не только платить пособие, но и помогать людям в поиске подходящей работы. Подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Если же сама биржа труда не в состоянии обеспечить занятость, она обязана предложить оплачиваемые общественные работы или же направить человека на переподготовку для приобретения другой специальности.

Налоговая система

В странах с рыночной экономикой налоги играют важную роль в формировании государственных и муниципальных доходов. Система российских налогов закреплена принятым в конце декабря 1991г. Законом «Об основах налоговой системы в РФ». В настоящее время все предприятия уплачивают одинаковые налоги. Основным является налог на прибыль. Налоговая ставка предприятий и иностранных юридических лиц составляет 32%, брокерских контор и инвестиционных институтов - 45%, на посредническую деятельность - 50%. Облагаемая налогом прибыль определяется исходя из валовой прибыли, представляющей собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, товаров, основных средств, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных мероприятий, уменьшенную на сумму расходов по этим операциям.

Предприятия отдельно от налога на прибыль уплачивают также налоги с доходов (дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным выпущенным в России ценным бумагам, от долевого участия в других предприятиях, от казино, видеосалонов, видеопоказа, игровых автоматов). Ставки по доходам на вышеуказанные виды деятельности и порядок уплаты налогов регламентируются специальными нормативными актами.

Объектом налогообложения являются обороты по реализации на территории России товаров (кроме импортных), в том числе производственно-технического назначения, выполненных работ и оказанных услуг.

Согласно Закону России «Об акцизах», объектом обложения является стоимость товаров акцизного характера, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. К товарам акцизного характера относятся винно-водочные изделия, пиво, икра осетровых и лососевых рыб, деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов, шоколад, табачные изделия, иные легковые автомобили, ювелирные изделия, меховые изделия, фарфор и хрусталь, ковры, одежда из натуральной кожи.

Предприятия отчисляют также средства в централизованный пенсионный фонд, фонд занятости и фонды соц. страхования.

Следующий вид налога - подоходный налог с населения. Он регулируется принятым 08.12.91г. Верховным Советом России Законом «О подоходных налогах с физических лиц». Новым в данном законе является переход к исчислению налога с суммы годового дохода физического лица.

В настоящее время в структуре государственной финансовой системы создано специальное подразделение - государственная налоговая инспекция, признанная осуществлять контроль за правильностью и своевременностью уплаты налогов.

Разработанная правительством России система налогообложения должна стать основным каналом поступления средств в гос. бюджет и тем самым способствовать преодолению его дефицита. Особое место в этой системе отводится налогу на добавленную стоимость. Как показывает практика, налоговая политика правительства ведет к сокращению внутреннего потребительского рынка. Она отрицательно сказывается на предпринимательской активности. Для исправления ситуации необходимо основательно изменить налоговую политику, дифференцировать налоговые ставки.

Наши рекомендации