Основные теоретические положения

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Характеристика эпохи

Первые цивилизации, появившиеся около 3 тыс. лет до н. э. (Египет, государства Междуречья), сформировали определенный тип общества, который получил затем преимущественное распро­странение в странах Азии, хотя к нему можно отнести и некото­рые древние государства Европы (Крит), Америки (государства майя, ацтеков, инков) и Африки (Египет). Основные средства производства (земля и оросительные системы) принадлежали здесь государству, существовавшему в виде абсолютной монархии. Ос­новными производителями были свободные крестьяне и ремес­ленники, объединенные в общины. Они платили налоги и выпол­няли трудовые повинности. Рабы составляли незначительную долю трудящихся и использовались в основном либо для услуг, либо на самых тяжелых работах (в рудниках и каменоломнях). Значительную долю в экономике составляло натуральное хозяй­ство, хотя присутствовали и товарно-денежные отношения. Выс­шие слои общества были представлены преимущественно чинов­никами, так как социальные отношения в большой степени рег­ламентировались и контролировались государством. В духовной жизни общества огромную роль играла религия.

Предмет и метод

Основными источниками, из которых мы знаем об экономи­ческой мысли Древнего Востока, были юридические документы того времени и сочинения о государственном управлении, одной из сфер которого была экономика. Поэтому предметом экономи­ческой мысли в них была макроэкономика, т.е. хозяйственные отношения в масштабах государства. Метод этих сочинений был преимущественно нормативный, они были написаны в основном в форме рекомендаций о том, как лучше управлять государством. Нормы социально-экономических отношений в значительной сте­пени обосновывались существующими традициями и религиозны­ми представлениями.

Основные теоретические положения

1. Богатство. Главной проблемой экономической науки на всех стадиях ее развития является богатство (или разные его интерпре­тации—выгода, прибыль, полезность). Есть даже шутливое опре­деление того, кто такой экономист, согласно которому — это бед­ный человек, дающий советы, как разбогатеть. В экономическойтеории проблема богатства рассматривается на различных уров­нях — человека, фирмы, общества.Древневосточная экономическая мысль рассматривала прежде всего богатство государства. Так, в древнеиндийском сочинении «Артхашастра» (Г/ в. до н. э.) богатство определяется как «земля, населенная людьми», которые платят налоги. Поэтому достаток у народа гарантирует богатство государя. В древнекитайском энцик­лопедическом сочинении «Гуань-цзы» (IV в. до н. э.) также счи­талось необходимым «сделать государство богатым и народ доволь­ным». Эта задача возлагалась на государя и его чиновников.

2. Способы увеличения богатства. Поскольку речь шла прежде всего о богатстве государства, пополняемого за счет сбора нало­гов, в древневосточных сочинениях давались рекомендации, каксделать поступление налогов наиболее полным. Эти рекоменда­ции относились к разным слоям общества, из которых выделялись три. В древнекитайском сочинении «Шан цзюнь шу» (IV в. до н. э.) утверждалось: «Земледелие, торговля и управление — три основ­ные функции государства. Земледельцы обрабатывают землю, тор­говцы доставляют товары, чиновники управляют народом».

А. Крестьяне. На Древнем Востоке крестьяне считались осно­вой государства не только потому, что они были производителями главных предметов потребления и основными налогоплательщика­ми. Автор «Шан цзюнь шу» Шан Ян писал: «Государство добива­ется процветания земледелием и войной». И добавлял: «А когда все помыслы обращены к земледелию, то люди просты и ими можно легко управлять». Одной из наиболее результативных форм управ­ления Шан Ян считал «круговую поруку», т.е. взаимную ответ­ственность членов крестьянской общины, прежде всего при упла­те налогов. Он даже предлагал распространить принцип «круго­вой поруки» на все сферы государственного управления.

Б. Торговцы. Несмотря на признание необходимости торговли, все авторы древневосточных сочинений проявляли антипатию к торговцам. В «Артхашастре» торговцы даже названы «ворами, неносящими имени воров», предполагая, что они недоплачивают налоги государству. Действительно, проконтролировать доходы торговцев было значительно сложнее, чем доходы крестьян. Шан Ян писал: «...торговцы наловчились постоянно менять место сво­его пребывания». В качестве контрмеры он предлагал в целом уве­личить налогообложение купцов: «Если резко повысить пошли­ны, взимаемые на заставах ирынках, то земледельцы возненави­дят торговцев, а те усомнятся в доходности торговли и утратят предприимчивость».Кроме того, чтобы доходы торговцев могли быть легче опре­делены, а также для стабилизации положения на рынке древне­восточными авторами предлагалась государственная фиксация цен. Это нередко было и на практике — в некоторых сводах зако­нов древневосточных государств прямо указывались цены на ос­новные товары.

В. Чиновники. Авторы древневосточных сочинений прекрасно видели, что сбор налогов — только половина дела. Важно также, чтобы их не растаскивали по дороге в царскую казну. Против чи­новников-казнокрадов в «Артхашастре» рекомендуется применять наряду с официальным контролем тайный контроль путем внедре­ния правительственных агентов под видом слуг, торговцев и т.п. Правда, рекомендации свои Каутилья, автор «Артхашастры», за­канчивает пессимистически: «Так же как нельзя распознать, пьют ли воду плавающие в ней рыбы, нельзя определить, присваивают ли имущество чиновники, приставленные кделам».

3. Государственное регулирование экономики. Для древневосточ­ных обществ было в основном типично прямое государственное регулирование экономических отношений путем законов и ука­зов даже в сфере рыночных отношений. Выше уже говорилось оприменении фиксированных государственных цен. Типичным было также использование государственной монополии на произ­водство и продажу или только на продажу определенных товаров. Правда, осуществление государственной монополии вызывало иногда дискуссии. Так, в 120 г. до н. э. в Китае была введена го­сударственная монополия на производство соли ижелеза. Дохо­ды государства возросли, но население жаловалось на высокие цены и плохое качество этих товаров. В 81 г. до н. э. в связи со вступлением на престол нового императора вопрос об этом был вынесен на обсуждение, которое получило отражение в сочине­нии «Янь те лунь». Сторонники государственной монополии доказывали, что она приносит большой доход государству и явля­ется фактором безопасности, так как контролируются стратегичес­ки важные товары. Противники же указывали на неэффективность государственного производства, поскольку здесь работают рабы и преступники, которые «применяют свою силу далеко не полнос­тью», в результате чего изделия получаются низкого качества и до­рогие, «для народа непосильные». Указывалось также на неради­вость и злоупотребления чиновников, управляющих этими про­мыслами.

Наряду с прямым государственным регулированием некоторые китайские мыслители предлагали косвенное регулирование эко­номики. Например, Ли Куй (IV в. до н. э.) выдвинул идею «амба­ров справедливости», согласно которой в урожайные годы налоги надо увеличивать и накапливать продукты в государственных ам­барах, а в неурожайные — продавать накопленные запасы по низ­ким ценам или даже раздавать голодающим. Авторы трактата «Гу-ань-цзы» предлагали «справедливую (государственную) торговлю зерном» для сезонного выравнивания цен — осенью закупать зер­но «не слишком дешево», а весной продавать «не слишком доро­го». «Вместо того чтобы уравновешивать при помощи налогов, — рекомендовали они, — регулируйте при помощи денег».

Помимо конкретных рекомендаций в области рыночного ре­гулирования в «Гуань-цзы» присутствует и идея общетеоретичес­кого принципа экономического равновесия, проявляющегося в соотношении спроса и предложения на рынке: «Рынок — это то, по чему знают порядок или беспорядок в состоянии хозяйства

Наши рекомендации