Изучение товарного предложения в торговле

Для успешного выполнения своих функций торговля должна непрерывно получать из сферы производства товарные ресурсы, которые определяют объем и структуру предложения товаров на рынке. Следовательно, правильное соотношение между покупательским спросом, розничным товарооборотом и необходимым для его покрытия объемом товарной массы является одной из важнейших пропорций, которые должны соблюдаться в процессе функционирования торговли.

Управление товарным предложением конкретного потребительского товара, как и управление рынком, в целом осуществляется на федеральном, региональном и местных уровнях. Каждый уровень управления имеет свои цели и способы воздействия на товарное предложение. Децентрализация экономики обусловила усиление важности изучения и прогнозирования товарного предложения на региональном уровне. Экономическое обоснование планирования товарных ресурсов региона должно учитывать следующие факторы:

- объем и темпы роста покупательского спроса населения;

- динамику средних и. индексы розничных цен оптовой и розничной торговли;

- состояние товарных запасов;

- развитие местной промышленности и ее роль в формировании товарных ресурсов;

- влияние межрегионального обмена на формирование товарных ресурсов;

- данные о поставках товаров на региональный рынок по объему и структуре;

- динамику среднедушевого уровня поступления и потребления конкретных товаров;

- экономические и социальные условия регионального формирования товарных ресурсов;

- степень, масштаб и формы воздействия органов государственного управления на формирование предложения;

- состояние материально-технической базы оптовой, розничной торговли и общественного питания и перспективы ее развития и т. д.

Оптимальное развитие региональных рынков потребительских товаров обеспечивается сбалансированностью спроса и предложения, а пути его достижения объективно требуют изучения и экономического моделирования товарного предложения торговлей.

Товарная политика торговли предполагает определенный курс действий и принципы деятельности, благодаря которым обеспечиваются оптимальный объем, состав и структура товарного предложения и достигается эффективное с коммерческой точки зрения управление ими.

До 1991 г. товарное предложение на российском потребительском рынке было обусловлено централизованным механизмом распределение товаров. Жесткий контроль за предложением товаров со стороны государства был причиной нестабильности потребительского рынка нашей страны, резких колебаний спроса и предложения, перебоев в торговле, товарного дефицита, а также отставания отечественных товаров от зарубежных по качеству и ассортименту. Демонополизация сферы товарного обращения, либерализация цен, приватизация торговых предприятий и усиление на этой основе конкуренции стали существенными факторами стабилизации потребительского рынка России, насыщения его товарами народного потребления, ликвидации таких явлений, как дефицит, ажиотажный спрос, очереди.

Формирование товарного предложения на рынке потребительских товаров может преследовать следующие цели:

1) достижение намеченного дохода от капитала;

2) обеспечение стабильности прибыли субъектов торговли;

3) оптимизация составления рынка определенной территории;

4) достижение конкурентоспособности потребительской продукции;

5) создание условий стабилизации номенклатуры выпускаемых или закупаемых товаров.

Решения, принимаемые субъектами рынка при формировании товарного предложения, определяют:

- количество, потребительскую ценность, стоимость, качество и ассортимент производимых или закупаемых товаров;

- снятие с производства устаревших видов, типов и моделей и т. п.;

- стандартизацию, унификацию и типизацию продукции;

- соотношение между старыми и новыми товарами, межу разными размерами, типами, группами сложности, товарами единого, серийного и массового производства и т. п.

Товарное предложение, в соответствии со своими характеристиками, на определенном товарном и потребительском рынках может быть оценено с помощью следующих показателей:

• объем производства в целом и по групповой структуре (в стоимостном и натуральном выражении);

• темпы изменения объема производства в целом и по групповой структуре, %:

- к уровню прошлого года;

- к предыдущему периоду текущего года;

- к темпам роста продажи;

• ввоз и вывоз продукции отечественного производства в динамике;

• поступление импортной продукции в область по общему объему и в ассортиментном разрезе в динамике;

• объем и структура экспорта в динамике;

• объем поставок товаров в торговлю, их структура (в стоимостном и натуральном выражении);

• темпы изменения поставок продукции в торговлю;

• производство, поставка и потребление в расчете на душу населения;

• объем, уровень, состав, динамика запасов в промышленности, торговле и незавершенного производства;

• себестоимость, цены, рентабельность производства по системе в целом и по отдельным предприятиям;

• средние цены в поставке, продаже, запасах товаров определенного вида;

• результаты проверок качества товаров в промышленности и торговле доля забракованной и возвращенной продукции, перевод в пониженный сорт и т.д.;

• сезонность продажи отдельных товаров.

Показатели, определяющие развитие и перспективы товарного предложения:

- степень насыщенности товарного рынка;

- степень обеспеченности товарным предложением покупательного спроса;

- региональная вариация поставок товаров в торговлю;

- освоение новых видов и разновидностей продукции, снятие устаревших изделий;

- возможность расширения производства, в частности, наличие излишнего оборудования, обновление основных фондов, внедрение прогрессивных технологий и т.п.;

- информация о развитии производства аналогичных товаров в других странах, областях, изобретениях, патентах;

- индексы цен и тарифов, инфляции, влияющих на факторы производства;

- уровень управления производством (структура товаропроизводителей по формам собственности) и торговлей;

- среднегодовые темпы изменения производства, поставок, запасов;

- характеристика конкурентной среды (количество товаропроизводителей, в том числе монополистов).

Особенности развития товарного предложения рынка потребительских товаров приводят к выводу, что в качестве основы его экономического моделирования следует принять экономико-логический анализ абсолютных и относительных показателей, характеризующих развитие предложения во времени и пространстве.

Экономико-логический анализ предполагает использование группировок, балансового, индексного и графического методов для выделения сдвигов в объеме и структуре предложения под воздействием определяющих факторов. Группировочными признаками должны служить показатели, отражающие воздействие определяющих факторов. Например, среднегодовые объемы производства и реализации, уровень рентабельности производства отдельных товаров; удельный вес в производстве и продаже и т. п.

Так, при анализе сдвигов в ассортиментной структуре предложения вполне достаточно построить аналитические таблицы, включающие в себя показатели динамики производства и поставки по основным позициям ассортимента. Эти показатели могут быть выражены как в абсолютных, так и в относительных величинах.

Аналогичным образом должен проводиться анализ сдвигов в соотно шении источников предложения товаров, рынок которых исследуется. Данный аспект анализа имеет особое значение при исследовании региональных рынков.

Приступая к анализу и моделированию товарного предложения, прежде всего, следует сформулировать рабочую гипотезу по особенностям его развития во времени и в пространстве.

Рабочая гипотеза – это совокупность основанных на общих теоретических предпосылках предположений о связях и зависимостях предложения конкретных товаров при данных условиях места и времени. Она должна включать следующие элементы:

- предположения о влиянии общих условий развития экономики и отрасли производства на размеры и тенденции предложения товаров конкретного вида;

- предварительные выводы о связи между развитием предложения товаров на исследуемом рынке с развитием производства и продажи товаров-заменителей;

- предположения о возможных связях между предложением конкретного товара и эндогенными факторами производства и реализации.

Ранее рассмотрены факторы, влияющие на товарное предложение. В самом общем виде их можно представить схематично.

Цены на экономические ресурсы   Потребительское ожидание   Цены на другие товары  
Изучение товарного предложения в торговле - student2.ru   Изучение товарного предложения в торговле - student2.ru Изучение товарного предложения в торговле - student2.ru      
    Предложение    
Изучение товарного предложения в торговле - student2.ru   Изучение товарного предложения в торговле - student2.ru Изучение товарного предложения в торговле - student2.ru      
Технология производства, НТП в производстве   Число товаропроизводителей и посредников   Налоги и субсидии  
                 

Рис. Основополагающие факторы формирования товарного предложения

Экономическое моделирование предложения может осуществляться в два этапа. На первом этапе должны быть построены динамические ряды, аналитические и комбинационные статистические таблицы, исчислены необходимые средние и относительные величины, необходимые для первичного анализа. На втором этапе производятся необходимые сопоставления выбранных показателей, выявляются статистические связи между ними и т. д. На втором этапе целесообразно построить статистическую конструкцию – причинно-описательную числовую модель предложения товаров конкретного вида. Эта модель разрабатывается на основе динамических рядов показателей производства, поставки и продажи товаров данного вида, представленных в виде индексов. За базу принимается период, служащий верхней границей периода, выбранного для анализа.

Достоинством причинно-описательной модели предложения является то, что она позволяет дать количественную оценку степени расхождения между производством и поставкой, поставкой и продажей, т. е. Предварительную оценку степени относительной насыщенности рынка.

Дальнейшим развитием анализа степени насыщения рынка и удовлетворения спроса населения является исследование статистических связей между производством и поставкой; продажей и поставкой; запасами и поставкой; запасами и продажей.

В самом деле, размер поступления (поставки) конкретного товара i в периоде t (g Изучение товарного предложения в торговле - student2.ru ) теоретически должен быть равен потребности в нем (d Изучение товарного предложения в торговле - student2.ru ), т.е.

Изучение товарного предложения в торговле - student2.ru

Несоответствие между ними характеризуется уравнениями

Изучение товарного предложения в торговле - student2.ruили Изучение товарного предложения в торговле - student2.ru

что приводит к увеличению или сокращению запасов товара i т. к.

Изучение товарного предложения в торговле - student2.ru

где π - предложение i товара

∆зt - прирост (уменьшение) запасов товара i за период t.

Соответствие предложения спросу - не однозначное понятие, т. к. включает в себя и качественный элемент, а именно соответствие ассортимента, потребительских, эстетических и других признаков товаров предъявленному спросу.

Показателем, который характеризует качественное соотношение предложения и спроса является товарооборачиваемость в днях оборота

Изучение товарного предложения в торговле - student2.ru

где β - время обращения товаров, т. н. период, за который полностью реализуется средний запас товара i.

з Изучение товарного предложения в торговле - student2.ru - средний запас, исчисленный за 3-5 периодов.

Изучение товарного предложения в торговле - student2.ru

где п - число анализируемых периодов

Изучение товарного предложения в торговле - student2.ru оi - среднедневной объем продажи товара i, сложившийся за анализируемый период.

Ускорение оборачиваемости или ее замедление в известной степени отражают соответствие ассортимента и качества товаров спросу населения, характеризуя при этом уровень управления запасами.

В процессе осуществления своих функций торговля вступает в хозяйственные связи практически со всеми отраслями промышленности и агропромышленного комплекса. Эти контакты являются основой формирования товарного предложения на рынке конкретных потребительских товаров.

Система хозяйственных связей включает участие торговых организаций и предприятий в разработке планов производства потребительских товаров, используя для этого знания о закономерностях потребительского спроса и прогнозов его развития в перспективе. В основе связей лежит договор поставки, строгий контроль за ходом его выполнения и соблюдение договорных обязательств. Четкая организация хозяйственных взаимоотношений способствует оптимальному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, полному обеспечению покупателей всеми необходимыми товарами.

Взаимосвязи между торговлей и производством могут быть представлены в виде трех сфер взаимоотношений: к первой относятся взаимоотношения, связанные с изучением спроса, составлением и заключением хозяйственных договоров торговли с производством: ко второй можно отнести связи, возникающие в ходе исполнения договоров на поставку товаров; к третьей – взаимоотношения между торговлей и производством, возникающие вследствие продолжения в торговле процессов доработки, хранения товаров. Это – сфера взаимоотношений, связанных с материально-техническим обеспечением торговли.

Для совершенствования товарного предложения недостаточно обосновать общий объем и ассортимент поступления товаров на рынок. Существенное значение имеет порядок выполнения обязательств по договорам, и в частности порядок выполнения поставщиками обязательств по поставке. Необходимость экономического обоснования порядка поставки товаров в условиях конкурентной торговли имеет особую важность, т.к. непосредственно влияет на прибыльность каждого хозяйствующего субъекта.

Оптимизация хозяйственных связей торговли связана с приведением в полное соответствие структуры запасов и поставки товаров структуре покупательского спроса. Это достигается на основе рассмотрения двух важных аспектов товарного предложения.

Первый из них – это оценка производственного ассортимента товаров, рынок которых исследуется, с точки зрения его дробности (количество типов, моделей, видов, подвидов, классов и т. д.). Второй – соответствие потребительских свойств, а также технико-экономических параметров современным требованиям покупателей. Главная цель при этом состоит в том, чтобы установить насколько производственный ассортимент соответствует требованиям эффективной торговли.

Многие теоретики и практики торговли, рассматривая производственный ассортимент товаров, призывают улучшить его, прежде всего на основе количественного расширения, ссылаясь на практику зарубежных стран с развитой рыночной экономикой.

Бесспорно, расширение ассортимента товаров для населения –необходимое условие более полного удовлетворения покупательского спроса. Выпуск новых товаров, обновление и модернизация отдельных элементов уже освоенных предметов потребления - естественный процесс, связанный с конкуренцией, развитием предпринимательства, внедрением НТП и НТР в сфере рынка. Однако, под флагом обновления и расширения ассортимента в производство внедряются товары, которые по своим потребительским качествам, техническим и эстетическим показателям уступают не только зарубежным аналогам, но и уже освоенным отечественным изделиям. Поэтому в отдельных случаях проблема улучшения ассортимента может стоять не в его расширении, а в его сужении.

При анализе предложения обязательно следует изучить вопросы рентабельности отдельных видов продукции, себестоимость и структуру оптовых отпускных цен на товары. Это даст основание для коррекции производственных программ, рассматривая производство потребительской продукции не только с товароведных и технологических позиций, но и рыночных.

Анализ средних цен в поставке и запасах позволяет выявить основные тенденции и изменения производственного ассортимента и возможнную динамику розничных цен для моделирования предложения и экономического обоснования хозяйственных связей.

Торговля, развивая хозяйственные связи с производителями товарок при формировании товарного предложения в последние годы, исследует потребительские оценки ассортимента и качества поставляемых на рынок изделий.

Обобщающим критерием качества следует считать полезность изделия, или его соответствие своему назначению и современному содержанию тех или иных личных потребностей.

Потребительские оценки представляют собой субъективное мнение покупателя относительно потребительских и эстетических свойств представленных на рынок товаров. Они характеризуют информацию о превосходстве того или иного изделия (и его параметров) над другими.

С этой точки зрения потребительские оценки содержат информацию о спросе, прежде всего – неудовлетворенном и формирующемся. Однако это одновременно и данные, которые характеризуют неразрывность и взаимозависимость спроса и предложения.

Потребительские оценки неоднозначны. Они, характеризуя спрос, дают сведения производителям и торговле о необходимости модификации изделий, изменений в технологии, сырье и других элементах производства. Иначе говоря, потребительские оценки содержат информацию, на основе которой должен решаться вопрос об оптимизации предложения.

Окончательным итогом оценки ассортимента и качества при анализе предложения и экономического обоснования хозяйственных связей торговли с производителями (поставщиками) товаров может явиться расчет коэффициент расчетов предпочтения.

Коэффициент предпочтения показывает степень предпочтения покупателями конкретных изделий (по маркам, видам, моделям и т. п.) при данной структуре предложения.

Он рассчитывается по формуле:

Изучение товарного предложения в торговле - student2.ru

где pi - явно выраженное предпочтение, установленное как доля покупателей, предпочтивших товар i всем другим;

fi - удельный вес товара i в продаже товаров данного вида;

Изучение товарного предложения в торговле - student2.ru - коэффициент предпочтения по цене, выражаемой для i-го товара, как отношение его цены к ценам всех других товаров данного вида;

j, m, n - все другие товары данного вида.

Чем ниже явно выраженное предпочтение (pi) при высоком или примерно равном значении fi, тем меньше данное изделие соответствует спросу.

Предпочтение покупателей тесно связано с качеством товаров, в торговле требуется действие по контролю качества поступивших в торговлю товаров (табл. ).

Таблица

Наши рекомендации