Выбор темы курсовой работы

Методические указания

К выполнению курсовой работы по дисциплине

Маркетинговое управление фирмой

(наименование дисциплины по учебному плану)

Направление подготовки «Технология»

Квалификация (степень) выпускника магистр

Профиль подготовки (название магистерской программы)

Форма обучения очная

(очная, заочная , очно-заочная.)

Санкт-Петербург

2013г.

Содержание

1. Общие положения…...…………………………………………………...……4

2. Порядок выполнения курсовой работы…………………………………….6

3. Требования к выполнению курсовой работы, оформлению отчетов и

защите ...............................................................................................……. 10

4 . Список литературы…………………….……………………………………...10

Общие положения

Методические указания предназначены для студентов факультета магистерской подготовки, обучающихся по направлению подготовки «Техология», для выполнения курсовой работы по дисциплине «Маркетинговое управление фирмой». В настоящих методических указаниях приведены структура, порядок выполнения, основные требования к выполнению, оформлению и защите курсовой работы, позволяющие определить степень сформированности необходимых компетенций.

Современная экономика России претерпевает серьезные изменения, вызванные, с одной стороны, процессом глобализации и обостряющейся конкуренцией, с другой стороны, появлением новых материалов и технологических процессов (информационных, коммуникационных и др.). В быстро меняющейся среде одни фирмы продолжают успешно развиваться, другие - не выдержав конкуренции, исчезают.

Фирмы, которые быстрее адаптируются к изменениям внешней среды, лучше откликаются на запросы потребителей, предлагая именно тот товар, который наилучшим образом удовлетворяет их потребности, успешно работают на рынке. В этом им помогает использование маркетинговой концепции в управлении фирмой.

Маркетинговое управление – процесс планирования и реализации политики ценообразования, продвижения и распределения идей, продуктов и услуг, направленный на осуществление обменов, удовлетворяющих как индивидов, так и организации. Поэтому стабильность фирмы, как и ее развитие, зависят от того, насколько быстро и удачно она будет использовать в своей практической деятельности различные маркетинговые стратегии.

Целью выполнения магистрантами курсовой работы по дисциплине «Маркетинговое управление фирмой» является закрепление знаний, полученных в ходе лекционных и практических занятий, а также формирование навыков практического применения этих знаний для выполнения следующих мероприятий:

• формирование системы маркетингового управления предприятием;

• разработка и реализация маркетинговых стратегий;

• отбор и реализация методов, приемов современного стратегического маркетинга в конкретной рыночной ситуации;

• формирование новой управленческой модели в условиях российского рынка;

• оценивание долговременных результатов маркетинговой деятельности.

Для достижения поставленной цели при выполнении курсовой работы магистрантам предлагается:

1. рассмотреть теоретические аспекты маркетингового управления предприятием, планирования маркетинга на основе изучения специальной литературы отечественных и зарубежных авторов;

2. выбрать реально существующее розничное или оптовое торговое предприятие, сделать его подробное описание, уделяя особое внимание маркетинговой деятельности и оценке её эффективности;

3. проанализировать текущую рыночную ситуацию;

4. оценить конкурентоспособность торговой услуги предприятия;

5. разработать рекомендации по изменению маркетинговой стратегии предприятия с целью повышения его конкурентоспособности.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выбор темы курсовой работы

Магистрантам необходимо выбрать тему курсовой работы из представленного перечня тем или предложить свою тему курсовой работы, обязательно согласовав её с руководителем.

Перечень примерных тем:

1. Развития маркетинговой концепции управления.

2. Стратегические ориентиры маркетингового управления.

3. Разработка системы инновационного стратегического маркетингового управления

4. Организационные изменения и новый диапазон маркетинговых решений.

5. Маркетинг взаимодействия

6. Аутсорсинг специализированных маркетинговых функций

7. Маркетинговое управление на российских предприятиях.

8. Разработка системы маркетингового управления на предприятии (по отраслям)

9. Трансформация маркетингового комплекса на российских предприятиях

10. Диагностика существующей модели управления компанией и оценка ее развития.

11. Оценка рыночного потенциала организации

12. Разработка конкурентных маркетинговых стратегий предприятий

13. Маркетинговый аудит и способы его проведения.

14. Маркетинговый потенциал и оценка возможностей развития.

15. Типовые маркетинговые стратегии и принципы ведения маркетинговых войн.

16. Организационное построение служб маркетинга предприятия.

17. Стратегическое маркетинговое планирование на предприятии

18. Разработка программы маркетинга и маркетингового плана.

19. Стратегии внутреннего маркетинга.

20. Проведение маркетингового аудита.

21. Разработка маркетинговой информационной системы на предприятии

22. Планирование и организация маркетингового исследования на предприятии (по отраслям)

Содержание курсовой работы

2.1.Введение

Во введении должна быть обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи курсовой работы.

2.2. Основная часть

Основная часть курсовой работы содержит теоретические и практические вопросы, соответствующие выбранной теме.

2.2.1. Теоретические аспекты изучаемой проблемы

Цель выполнения теоретической части - формирование навыков анализа, синтеза и критического резюмирования информации по исследуемой проблеме.

Рассмотрение теоретических аспектов изучаемой проблемы необходимо осуществлять после изучения и составления библиографии. При этом используются различные источники научной информации, включая интернет-ресурсы.

В соответствие со спецификой темы должны быть освещены следующие вопросы:

- стратегические задачи маркетинга;

- маркетинг в процедуре стратегического управления;

- маркетинг-менеджмент в крупных иерархических организациях;

- маркетинг-микс и управление взаимоотношениями с контрагентами предприятия;

- разработка нового стратегического инструментария с учетом маркетингового управления ;

- подходы к организационному построению службы маркетинга;

- организационные структуры управления маркетинговой деятельностью предприятия;

- процесс выбора организационной структуры;

- маркетинговый аудит и способы его проведения;

- стратегические задачи предприятия;

- стратегия инновации;

- стратегия инновационной имитации;

- стратегия дифференциации;

- стратегия диверсификации;

- стратегия завоевания доли рынка или ее расширения;

- стратегия снижения издержек производства;

- стратегия концентрации на сегменте.

2.2.2. Характеристика хозяйствующего субъекта и анализ его деятельности

Цель выполнения данного раздела курсовой работы – формирование навыков аналитической работы и оценивания экономической и управленческой эффективности маркетинговой деятельности.

Характеристика предприятия осуществляется на основе анализа основных организационно-экономических показателей, отражающих его состояние на изучаемый момент времени. Особое внимание уделяется рассмотрению маркетинговой деятельности предприятия, его маркетинговому плану, применяемым маркетинговым инструментам.

В ходе анализа маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта должны быть раскрыты следующие вопросы:

- организация внутреннего и внешнего маркетинга хозяйствующего субъекта;

- взаимоотношения маркетингового отдела с отделами сбыта, коммерческим, финансовым, стратегического управления и другими подразделениями компании;

- перечень основных проблем и задач, решаемых маркетинговым отделом.

В ходе анализа маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта должны быть решены следующие задачи:

- диагностика существующей модели управления хозяйствующего субъекта;

- оценка возможностей развития хозяйствующего субъекта.

2.2.3. Ситуационный анализ бизнес-среды хозяйствующего субъекта

Выполнение данного раздела курсовой работы будет способствовать формированию практических навыков анализа и оценки бизнес-среды хозяйствующего субъекта.

Описание условий деятельности выбранного хозяйствующего субъекта осуществляется в разрезе факторов макро- и микросреды. Особое внимание занимает анализ деятельности конкурентов. Для сбора необходимой для анализа информации о конкурентах должен быть выбран оптимальный метод маркетинговых исследований. По результатам анализа конкурентов осуществляется оценка конкурентоспособности предложений, которые хозяйствующий субъект продвигает на рынок.

В ходе анализа бизнес-среды хозяйствующего субъекта должны быть решены следующие задачи:

- оценка текущей рыночной ситуации на основе современных методов ситуационного анализа;

- анализ целевого рынка;

- разработка анкеты и проведение внутренней диагностики существующей модели управления предприятием;

- разработка анкеты и проведение внешней диагностики существующей модели управления предприятием;

- анализ конкурентной среды и выявление приоритетных конкурентов;

- оценка маркетингового потенциала;

- оценка возможностей развития.

2.2.4. Разработка маркетинговой стратегии хозяйствующего субъекта

Цель данного раздела курсовой работы – развитие способностей магистрантов к разработке маркетинговой стратегии, контролю её реализации и оценке.

Разработка маркетинговой стратегии осуществляется на основе результатов проведенного исследования рынка и оценки конкурентоспособности предложения хозяйствующего субъекта.

В ходе разработки маркетинговой стратегии хозяйствующего субъекта необходимо раскрыть следующие вопросы:

- возможные способы организации маркетинга на предприятии;

- организация, внедрение, оценка и контроль маркетинговой деятельности;

- участие персонала в решении стратегических, тактических и оперативных задач;

- обучение и переподготовка персонала;

- проблемы управленческих нововведений;

- проведение маркетингового аудита;

- поддержание ориентации на потребителя;

- основные составляющие плана маркетинга;

- осуществление контроля маркетинговой деятельности.

В ходе разработки маркетинговой стратегии хозяйствующего субъекта необходимо выполнить следующие задачи:

- разработать программу маркетинга и маркетингового плана;

- разработать бюджет маркетинга;

- разработать тактику хозяйствующего субъекта;

- разработать систему контроля результатов рыночной деятельности.

2.3. Заключение

В заключении должны быть отражены основные выводы о преимуществах маркетингового управления и обобщены предложения, направленные на повышение уровня конкурентоспособности предприятия.

Наши рекомендации