Тема 6. теория поведения потребителя

Формирование спроса на отдельный товар и исследование индивидуального спроса на основе эффектов дохода и замещения.

Полезность: совокупная и предельная полезность. Закон убывания предельной полезности. Критерии рационального поведения потребителя при выборе нескольких товаров. Равновесие предельной полезности и предельных издержек потребителя.

Концепция кривых безразличия. Бюджетное ограничение и кривые безразличия. Нахождение оптимального выбора покупателя с помощью кривых безразличия.

Использование кривых безразличия для исследования спроса: кривая «цена-спрос» и кривая «доход-спрос».

Особенности потребительского поведения при нефункциональном спросе: эффект сноба, эффект Веблена, эффект присоединения к большинству, спекулятивный спрос, нерациональный спрос. Спрос на товары Гиффена.

Потребительские предпочтения. Понятие полезности. Функция полезности в кардиналистской и ординалистской концепциях. Бюджетные ограничения. Потребительский выбор: равновесие потребителя. Эффекты замены и дохода при изменении цены блага: интерпретация по Хиксу и по Слуцкому. Парадокс Гиффена. Эффект замены и индексы цен. Выявленные предпочтения.

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

Теория потребительского поведения объясняет, как покупатели тратят свой доход с целью максимизации своих потребностей. Она показывает, каким образом на выбор влияют цены товаров, доход, предпочтения и как покупатели максимизируют свои «чистые» выигрыши от приобретения товаров и услуг. Эта теория имеет широкую сферу применения не только при осуществлении выбора в рыночной деятельности. Она может объяснить, например,какэкономические соображения влияют на решения вступить в брак, иметь детей и распределять время между трудом и отдыхом.

Поведение потребителя на рынке довольно сложно понять и объяснить. Масса причин влияет на вкусы и предпочтения человека при покупке им товара или услуги.

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

ЦЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

ПОЛЕЗНОСТЬ

ПОЛЕЗНОСТЬ И ПРОБЛЕМА ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ В КАРДИНАЛИСТСКОЙ И ОРДИНАЛИСТСКОЙ КОНЦЕПЦИЯХ.

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПОЛЕЗНОСТИ

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

МАКСИМИЗАЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

ЭФФЕКТ ДОХОДА

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

тема 6. теория поведения потребителя - student2.ru

Существуют методы, позволяющие предугадать возможное поведение потребителя.

1. Маркетинговое изучение поведения потребителей ориентируется на запросы и требования потребителей. Маркетинговое изучение опирается на экономическую теорию, научную психологию и социологию.

2. Системный анализ. Общие принципы и методы исследования опираются на экономическую теорию, объясняют поведение и спрос потребителя.

В рамках системного анализа изучение поведения потребителя начинается с исследования его потребительского выбора, причин, по которым он предпочитает один товар другому.

Обычно анализируют три версии потребительского выбора. Эти версии связаны, во-первых, с изучением концепции предельной полезности, во-вторых, с расчетом эффекта дохода и эффекта замещения, в-третьих, с анализом потребительских предпочтений.

Потребительский выбор по третьей версии – совмещение потребительских предпочтений с бюджетными ограничениями, на основе которых определяется, какие сочетания товаров потребители выберут для покупки, чтобы максимизировать удовлетворение своих потребностей. Потребитель не может купить все, что ему хочется, если каждая покупка приводит к истощению его ограниченного денежного дохода. Сталкиваясь с экономическим фактором редкости, потребитель должен идти на компромиссы. Он должен выбирать между альтернативными ценностями, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее желательный набор продукции.

От выбора, который сделают люди, после того как они соотнесут свои желания с доступными возможностями покупок тех или иных товаров, зависит то, на какое количество благ будет предъявлен спрос. Зависимость спроса от потребительского выбора очевидна. Спрос – понятие, которое связывает покупаемые блага с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих благ. То есть с точки зрения поведения покупателей спрос – желание и способность людей покупать товары или определенное соотношение количеств товара, которое покупается, и затрат покупателей – носителей спроса на приобретение этого количества товара.

Затраты принято делить на две группы:

1) денежные затраты, связанные с ценой;

2) неденежные затраты, обусловленные неценовыми детерминантами,– субъективные вкусы и предпочтения, число покупателей на рынке, средний доход потребителей, цена на сопряженные товары.

Наши рекомендации