Страна» по месяцам отчетного года

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Планирование на предприятии

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

для практических занятий

для студентов 1-25 01 07

«Экономика и управление на предприятии»

дневной и заочной формы обучения

Группа______________________

Студент_____________________

Допуск к экзамену ______________

Витебск

УДК 658.5.0121.2

Планирование на предприятии: рабочая тетрадь для практических занятий для студентов специальности 1 – 25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» дневной и заочной формы обучения

Витебск, Министерство образования Республики Беларусь, УО «ВГТУ», 2014.

Составитель: доц. Квасникова В.В.

Рабочая тетрадь содержит перечень заданий и задач для практических занятий по дисциплине «Планирование на предприятии» для студентов специальности 1 – 25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» дневной и заочной формы обучения.

Одобрено кафедрой «Коммерческая деятельность» УО «ВГТУ» «12» октября 2014 г., протокол № 4.

Рецензент: доц., к.т.н. Рипецкая Л.А.

Редактор: асс. Мацкевич Н.В.

Рекомендовано к опубликованию редакционно-издательским советом УО «ВГТУ» 4 декабря 2013 г. протокол № 8.

Ответственный за выпуск: Соколова М. А.

Подписано к печати __________ Формат_________Уч.- изд. лист.___________

Печать ризографическая. Тираж_________Заказ_____________

Отпечатано на ризографе учреждения образования «Витебский государственный технологический университет».

Лицензия № 02330/0494384 от 16 марта 2009 г.

210035, Витебск, Московский пр-т, 72.

 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение……………………………………………………………………..
Теоретические и организационно-методические основы планирования на предприятии …………………………………………………………….
Стратегическое планирование предприятия ……………………………...
Планирование продаж………………………………………………………
Планирование производства и реализации продукции …………………..
Планирование материально-технического обеспечения производства
Планирование труда и персонала…………………………………………..
Планирование оплаты труда ……………………………………………….
Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности производства
    Литература……………………………………………………………..……

введение

В современных экономических условиях эффективность и конкурентоспособность предприятия во многом зависят от состояния планирования, направленного на оптимальное осуществление его возможностей, в том числе на наилучшее использование всех видов ресурсов. Планирование на предприятии в условиях рыночной экономики представляет собой процесс научного обоснования стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта, выбор оптимальных путей их достижения в соответствии с имеющимися ресурсами.

Цель преподавания дисциплины состоит в изучении методических основ принятия плановых решений на промышленных предприятиях всех форм собственности, формировании у студентов навыков и умений разработки стратегического и тактического планов развития предприятия в условиях, характеризующихся высокой динамичностью внешней и внутренней среды, неопределенностью исходной информации.

В процессе изучения курса студент должен ознакомиться с теоретическими, организационно-методическими основами планирования, сущностью, содержанием, принципами и методами планирования, организационным обеспечением разработки плановых решений; организационными формами внутрихозяйственного планирования и видами планов, действующем законодательством по вопросам планирования производственно-финансовой деятельности предприятия.

Студент должен знать: сущность, методы, принципы, формы планирования и виды планов; структуру, содержание и порядок разработки стратегического и тактического планов предприятия.

Студент должен уметь: разрабатывать стратегию организации, разрабатывать разделы стратегического и тактического планов предприятия, владеть практическими навыками разработки и обоснования наиболее оптимальных вариантов социально-экономических и бизнес-планов развития хозяйствующих субъектов в современных условиях.

Изучение данного курса основывается на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин «Экономика организации (предприятия), «Инвестиционное проектирование», «Организация производства», «Конкурентоспособность предприятия», «Маркетинг и ценообразование».

Структура дисциплины содержит лекции и практические занятия.

Формой контроля учебного процесса, для дневной и заочной формы обучения специальность «Экономика и управление на предприятии» является экзамен.

Образовательный стандарт предусматривает для изучения курса «Планирование на предприятии» для дневной формы обучения специальности «Экономика и управление на предприятии» 226 часов, из них аудиторных 108 часа, в том числе 54 часа лекций и 54 часа практических занятий. Для заочной формы обучения 226 часов, из них аудиторных 22 часа, в том числе 12 часов лекций и 10 часов практических занятий. Для заочной сокращенной формы обучения 226 часов, из них аудиторных 20 часов, в том числе 12 часов лекций и 6 часов практических занятий.

Тема 1. Теоретические и организационно-методические основы планирования на предприятии

Цель: сформировать представление о сущности процесса планирования на предприятии, объекте и предмете, функциях, методах и принципах планирования, формах и видах планирования на предприятии.

Задание 1.1

В схему, представленную на рисунке 1, впишите основные этапы процесса планирования.

 
 

Рисунок 1 – Схема основных этапов процесса планирования

На предприятии

Задание 1.2

На основе изучения литературных источников, определите функции и принципы планирования в организации, поясните их содержание, заполнив таблицы 1.1 – 1.2.

Таблица 1.1 – Функции планирования в организации и их содержание

Наименование функции планирования Содержание функции планирования
 
 
Окончание таблицы 1.1  
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1.2 – Принципы планирования в организации и их содержание

Наименование принципа планирования Содержание принципа планирования
 
 
 
 
 
 
 

Тема 2. Стратегическое планирование предприятия

Цель: сформировать навыки анализа внешней и внутренней среды организации посредством метода SWOT, определения миссии, целей и задач организации, проведения портфельного анализа, выбора стратегии.

Задание 2.1

Напишите названия базовых конкурентных стратегий организации, а также их преимущества и недостатки, заполнив таблицу 2.1.

Таблица 2.1 – Характеристики базовых конкурентных стратегий

Организации

Характеристики Базовые конкурентные стратегии
     
Суть      
Преимущества      
Недостатки      

Задание 2.2

Назовите и дайте характеристику конкретным стратегиям организации, заполнив таблицу 2.2.

Таблица 2.2 – Характеристики конкретных стратегий организации

Группы конкретных стратегий Виды конкретных стратегий Базовые конкурентные стратегии
     
   
   
     
   
     
   
   
     
   
   
   

Задание 2.3

Приведите формулировки миссии, стратегических целей и задач организации, на которой вы проходили практику или работаете. Выявите слабые и сильные стороны организации, проанализируйте возможности и угрозы со стороны внешнего окружения, используя SWOT-анализ. Предложив рекомендации по использованию сильных сторон организации и возможностей во внешней среде, нивелированию слабых сторон и угроз со стороны внешнего окружения, разработайте стратегию организации.

РЕШЕНИЕ

Таблица А – Оценка внутренней и внешней среды …………

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ Оценка, балл СЛАБЫЕ СТОРОНЫ Оценка, балл
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.     1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.  
Итого   Итого  
ВОЗМОЖНОСТИ Оценка, балл УГРОЗЫ Оценка, балл
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.     1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.    
Итого   Итого  

Таблица Б – Взаимосвязь между возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами организации

Организация Внешняя среда
Возможности Угрозы
Сильные стороны СИ х В = СИ х У =
Слабые стороны СЛ х В = СЛ х У =

Таблица В – Рекомендации по использованию сильных сторон организации и возможностей во внешней среде, нивелированию слабых сторон и угроз со стороны внешнего окружения

Рекомендации по использованию сильных сторон Рекомендации по нивелированию слабых сторон
   
Рекомендации по использованию возможностей Рекомендации по нивелированию угроз
   
   
Миссия организации:   Цели организации:   Задачи:   Стратегия:

Задание 2.4

Проведите портфельный анализ для горизонтально интегрированного холдинга ОАО «Тристан», используя метод Мак-Кинси. Холдинг объединяет три крупных организации, производящих швейные изделия, корма для животных, продовольственную торговую сеть. Экспертные оценки привлекательности отраслей и конкурентных преимуществ видов бизнеса представлены в таблицах 2.3 – 2.4. На основе портфельного анализа разработайте стратегические рекомендации для каждого вида бизнеса, в том числе относительно целесообразности инвестирования.

Таблица 2.3 – Экспертная оценка привлекательности отраслей холдинга ОАО «Тристан»

Параметры отрасли Коэффициент значимости параметра отрасли Оценка параметра отрасли, балл
производство швейных изделий производство кормов для животных розничная торговля
1.Интенсивность конкуренции 0,294 1,5 3,4 3,2
2.Темпы роста рынка 0,294 2,1 3,8 2,7
3.Прибыльность отрасли 0,235 2,5 2,3 3,8
4. Инновационность отрасли 0,176 3,2 3,0 2,3

Таблица 2.4 – Оценка конкурентных преимуществ видов бизнеса холдинга ОАО «Тристан»

Конкурентные преимущества Оценка значимости, балл Оценка конкурентного преимущества, балл
производство швейных изделий производство кормов для животных розничная торговля
1.Производственный потенциал 4,8 4,2 3,2
2.Издержки производства (расходы на реализацию) 2,3 3,5 4,1
3.Качество продукции (услуг) 3,8 4,2 4,8
4. Доля рынка 1,8 3,2 4,3
5 Темпы роста доли рынка предприятия 2,8 4,6
6 Квалификация персонала 3,5 3,6
7 Эффективность сбытовой деятельности 3,7 3,9
8 Технологические преимущества 3,7 2,5 2,3
9 Маркетинговые преимущества
10 Гибкость и мобильность организационной структуры 2,8 2,8 4,3
11 Преданность потребителей продукции (предприятию) 2,4 3,2

Задание 2.5

Определите, какой стратегией руководствовались компании при осуществлении следующих действий.

1. Мировой лидер производства безалкогольных напитков фирма «Кока-кола» продолжает интенсивно развиваться, вкладывая огромные деньги в расширение своего потенциала. В 1996 г. компания осуществила инвестиций на сумму в 1,5 млрд. долл. Значительная часть из этих инвестиций была осуществлена на территории России, за потенциальный рынок которой «Кока-кола» ведет жесткую конкурентную борьбу с фирмой «Пепсико», работающей в России с начала 70-х гг. Придя в Россию существенно позже, чем «Пепсико», «Кока-кола», осознавая, что у нее несколько худшая позиция по сравнению с ее конкурентом, начала интенсивную деятельность по созданию производственной базы. В апреле 1994 г. она ввела в эксплуатацию завод по разливу напитков в Москве, строительство которого ей обошлось в 65 млн. долл. Вслед за этим в декабре 1995 г. был введен в действие завод в Пулково под Петербургом, на строительство которого было затрачено 40 млн. долл. Обеспечив производственную базу в районе крупнейших российских городов, «Кока-кола» устремила свой взор на другие регионы России. Наряду со строительством завода в Красноярске компания «Кока-кола» приступила к созданию дистрибьюторской сети в Сибири – дистрибьюторских центров в ряде городов.

Стратегия:

2. Крупнейший в южной части России производитель целлюлозно-бумажной продукции АО «Астраханбумпром» (до приватизации в 1992 г. Астраханский целлюлозно-картонный комбинат) в 1995 г. оказался на грани банкротства.

Комбинат работал на привозном сырье, которое поступало из Сибири и северо-западной части России. Низкие железнодорожные тарифы позволяли комбинату пользоваться услугами столь отдаленных производителей сырья. Однако резкое повышение тарифов на железнодорожные перевозки заставило руководство АО «Астраханбумпром» пойти в июне 1995 г. на остановку производства. Администрация области решила начать процедуру банкротства компании.

Чтобы избежать банкротства, руководство АО «Астраханбумпром» решило провести ряд радикальных преобразований. Во-первых, было решено перепрофилировать деятельность компании. На льготный целевой кредит, полученный от администрации области, было закуплено оборудование для производства медицинского и пищевого спирта. Производство же бумаги и картона решено было заморозить до того времени, когда сложатся подходящие условия.Во-вторых, были проведены мероприятия, направленные на улучшение финансового положения компании. В частности, штаты компании были сокращены более чем на две трети. Была продана часть оборудования (некоторое оборудование было продано на металлолом). Наконец, в конце 1995 г. компания передала на баланс города все объекты социально-культурного назначения

Стратегия:

3. В представлении многих фирма, выпускающая автомобиль марки «Мерседес» должна быть исключительно преуспевающей компанией. Глава концерна «Даймлер-Бенц» объявил, что потери концерна в 1995 г. составили несколько миллиардов долларов. Исходная идея состояла в том, чтобы превратить «Даймлер-Бенц» в многопрофильный технологический концерн и в 1985 г приобрел компанию «Мотор унд турбинен юнион», производящую авиационные двигатели. В том же году им был приобретен контрольный пакет акций авиастроительной компании «Дорнье». В 1985 г. концерн приобрел 25 % акций электротехнической компании «АЕГ». Стремясь расширить свое присутствие в авиакосмическом бизнесе, «Даса» начала в 1990 г. переговоры с голландской авиастроительной компанией «Фоккер».

Стратегия:

4. Основной поставщик сырья для российской шинной промышленности, ФПГ «Нефтехимпром», купила контрольный пакет акций украинского предприятия «Днепрошина». Эта покупка ознаменовала факт вхождения ФПГ «Нефтехимпром» в новый для нее бизнес - шинное производство. До этого в группу входили предприятия, занимающиеся только химическим производством (переработка первичного сырья и производство химических материалов): Новокуйбышевский нефтехимический комбинат, «Синтез каучук», «Химволокно». Кроме переработки нефти и создания синтетических материалов ФПГ «Нефтехимрпом» осуществляла сбыт шин, производимых из ее сырья по ее заказу через собственную сбытовую сеть. В будущем «Нефтехимпром» намеревается расширить шинный бизнесза счет включения в группу небольших, местного значения шинных заводов.

Стратегия:

5. Гостиничная сеть «Хилтон» широко известна в мире своими высококлассными гостиницами, расположенными в центральных районах крупных городов. Огромные банкетные залы, большие холлы, швейцары в ливреях и т.п. являются теми чертами гостиниц «Хилтон», которые позволяют относить их к разряду шикарных. Руководство сети «Хилтон» никогда не проявляло интереса к строительству и эксплуатации недорогих гостиниц «средней руки», гостиниц для бизнесменов или постоялых дворов.

Приверженность руководства идее сохранения за гостиницами «Хилтон» имиджа дорогих и высококлассных привела к тому, что практически приостановился рост гостиничных площадей. Это было связано с тем, что рынок такого класса гостиничных услуг оказался насыщенным и не расширялся. Чтобы выйти из сложившегося тупикового положения и расширить объем гостиничных, руководство решило начать строительство 100 недорогих гостиниц для бизнесменов среднего уровня, а также для семейного проживания. Располагаться новые гостиницы должны в пригородах больших городов, что обычно для гостиниц такого класса. При этом, учитывая то, что на рынке недорогих гостиниц такого типа наблюдаются и высокий спрос, и большая конкуренция, корпорация «Хилтон» планирует добиться некоторых конкурентных преимуществ за счет относительно высокого уровня обслуживания клиентов. В частности, в каждом номере будет телефакс и принтер. Кроме этого, в каждом номере будет кухня с микроволновой печью.

Стратегия:

6. На московском рынке отечественных мясопродуктов сложилась очень жесткая конкуренция. Рынок практически полностью поделен между шестью мясоперерабатывающими комбинатами, и любое увеличение объема продаж может происходить только за счет отвоевывания части рынка у конкурентов. К началу 1997 г. лидером рынка мясопродуктов являлся крупнейший московский мясокомбинат «Микомс». На его долю приходилось 30 % рынка. Однако за 10 месяцев эта доля сократилась до 17 %. в результате чего «Микомс» оказался на третьем месте, пропустив вперед Черкизовский МПК (доля рынка 28 %) и Царицынский МПК (доля рынка 24 %).

Ситуация комбината стала настолько тяжелой, что встал вопрос о продаже контрольного пакета акции, которым распоряжается руководство комбината.

Новый генеральный директор задался целью за полгода вывести комбинат из кризиса. Основной и наиболее действенной мерой по развитию комбината, предложенной генеральным директором, является отказ от посредника между комбинатом и оптовиками, каковым является Центральная база «Миком», и строительство двух собственных рынков, один из которых станет торговать мясом, а на другом будет осуществляться мелкооптовая торговля. Ожидается, что эти меры приведут к снижению розничной цены на продукцию комбината, так как из цепочки комбинат – конечный потребитель будет исключен посредник.

Стратегия:

Тема 3. Планирование продаж

Цель: сформировать практические навыки разработки плана продаж организации.

Задание 3.1

Перечислите и охарактеризуйте основные методы ценообразования, определите область их применения, заполнив таблицу 3.1.

Таблица 3.1 – Характеристика и область применения методов

Ценообразования

Название метода ценообразования Характеристика метода ценообразования Область применения метода
     
     
     
     
     
     

Задание 3.2

Спрогнозируйте объемы продаж продукции организации по производству швейных изделий ООО «Оливия» на планируемый год и определите доверительную зону прогноза, используя метод Дельфи. В опросе приняли участие 6 экспертов – работники отдела маркетинга и фирменной торговли. Результаты опроса экспертов относительно возможных объемов продаж продукции по видам представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2 – Результаты опроса экспертов относительно объемов продаж продукции ООО «Оливия» на планируемый год

Виды продукции Объем продаж, шт.
эксперт 1 эксперт 2 эксперт 3 эксперт 4 эксперт 5 эксперт 6
1. Пальто жен. зимнее
2. Пальто жен. демисезонное
3. Куртка мужская зимняя
4. Куртка мужская демисезонная
5. Плащ женский
6. Плащ мужской
7. Костюм женский
8. Костюм мужской

РЕШЕНИЕ     ВЫВОД:

Задание 3.3

Определите объемы продаж продукции ОАО «Слодыч» в первом квартале будущего года на основе информации, представленной в таблице 3.3, используя метод экстраполяции. Определите доверительную зону прогноза для показателя объем продаж, рассчитайте показатели статистической значимости аналитической функции.

Таблица 3.2 – Объемы продаж продукции ОАО «Слодыч» по месяцам

отчетного года

Месяцы
Объем продаж, тыс. т

РЕШЕНИЕ   Таблица А – Расчетная таблица
                         
                         
                         
                         

ВЫВОД:

Задание 3.4

Определите объемы продаж продукции ООО «Молочная страна» в первых трех месяцах планируемого года по информации, представленной в таблице 3.4. Для прогноза объемов продаж используйте метод по среднему темпу роста и по абсолютному приросту.

Таблица 3.4 – Данные об объемах продаж продукции ООО «Молочная

страна» по месяцам отчетного года

Месяцы
Объем продаж, тыс. т

РЕШЕНИЕ     ВЫВОД:

Задание 3.5

Определите объем продаж обуви ООО «Маркиза» в планируемом году, используя результаты опроса экспертов. Если, по мнению экспертов, объем продаж при наиболее неблагоприятном состоянии внешней среды составит 2000 тыс. пар обуви, при значительном росте реальных доходов населения объем продаж обуви будет равен 3200 тыс. пар обуви в год. При незначительном изменении ситуации на рынке относительно прошлого года объем продаж составит 2550 тыс. пар.

 
 
РЕШЕНИЕ   ВЫВОД:

Тема 4. Планирование производства

И реализации продукции

Цель: сформировать практические навыки планирования производственной мощности и объемов производства и реализации продукции организаций.

Задание 4.1

Напишите порядок расчета фондов времени работы оборудования, заполнив таблицу 4.1. Укажите, какой фонд времени работы оборудования используется при расчете производственной мощности организации?

Таблица 4.1 – Фонды времени работы оборудования

Наименование фонда времени работы оборудования Формула расчета Условные обозначения
Календарный    
   
….    

Задание 4.2

Напишите способы расчета производственной мощности для различных типов оборудования, заполнив таблицу 4.2.

Таблица 4.2 – Способы расчета производственной мощности для различных типов оборудования

Тип оборудования Формула расчета Условные обозначения Область применения
Станочный      
     
….      

Задание 4.3

Рассчитайте производственную мощность швейного предприятия на основе информации, представленной в таблице 4.3.

Таблица 4.3 – Исходная информация для расчета производственной мощности швейного предприятия

Цех, поток и вид изделия Производственная площадь потока, м2 Типовая норма площади на одно рабочее место, м2 Полезный фонд времени 1 работника в год, час Технологическая трудоемкость единицы изделия, час
Цех 1        
Поток 1        
Пальто женское 7,6 3,8
Поток 2        
Пальто мужское 7,6 3,5
Итого по цеху 1        
Цех 2        
Поток 1        
Куртка женская 7,6 2,7
Поток 2        
Куртка мужская 7,6 2,5
Итого по цеху 2        
Всего по предприятию        

РЕШЕНИЕ   ВЫВОД:

Задание 4.4

По информации, представленной в таблице, рассчитайте производственную мощность текстильного предприятия и планируемый коэффициент её использования.

Таблица 4.4 – Исходная информация для расчета производственной

мощности и планового выпуска продукции текстильного предприятия

Показатели Значение показателя
1 Количество ткацких станков, ед.  
установленных
заправленных
2 Число рабочих дней в планируемом периоде
3 Средняя продолжительность рабочей смены, час 7,9
4 Технические простои оборудования, %  
для расчета производственной мощности
планируемые
5 Коэффициент сменности работы оборудования  
для расчета производственной мощности
планируемый 2,8
6 Производительность оборудования, м/час  
максимально достигнутая при выработке планируемого ассортимента продукции 5,5
планируемая 5,0

 
 
РЕШЕНИЕ   ВЫВОД:

Задание 4.5

Определите годовую производственную мощность фрезерного участка машиностроительного предприятия по ведущей группе оборудования. Участок работает в 2 смены, продолжительность смены 8 часов. Работа производится на 8 станках, трудоемкость обработки одного изделия равняется 5 минутам. Коэффициент выполнения норм выработки составляет 1,2. Потери времени на ремонт оборудования в год составляют 4 % от режимного фонда времени. Количество рабочих дней в году 253.

 
 
РЕШЕНИЕ   ВЫВОД:

Задание 4.6

Рассчитайте производственную мощность каждого типа оборудования и определите производственную мощность цеха машиностроительного предприятия по информации, представленной в таблице 4.5.

Таблица 4.5 – Исходная информация

Показатели Тип оборудования
токарное фрезерное шлифовальное
1. Количество оборудования, ед.
2. Полезный фонд времени работы оборудования, ч. 4 000 4 000 4 000
3. Норма времени на изделие, ч.
4. Производственная мощность цеха по типам оборудования, ед. ? ? ?

РЕШЕНИЕ   ВЫВОД:

Задание 4.7

Рассчитайте среднегодовую мощность цеха и коэффициент ее использования. Производственная мощность на начало года составляла 100 тыс. изделий. С 1 августа отчетного года в эксплуатацию введено дополнительное оборудование мощностью 4000 изделий, а с 1 сентября выбыло оборудование мощностью 4200 изделий. Плановый выпуск продукции составляет 93500 изделий.

РЕШЕНИЕ   ВЫВОД:

Задание 4.8

Определите годовой объем продукции, которую должен изготовить швейный цех, в натуральном, стоимостном и трудовом выражении. В цехе при изготовлении костюмов занято 52 рабочих, затраты времени на один костюм составляют 1,1 часа. При изготовлении курток занято 35 рабочих, затраты времени на одну куртку 1,3 часа. Брюки изготавливают 25 рабочих, трудоемкость их производства – 1 час. Предприятие работает в 2 смены, продолжительность смены 8 часов. Количество рабочих дней в году 252. Цена костюма без налогов составляет 1000 тыс. рублей, куртки – 840 тыс. рублей, брюк – 350 тыс. рублей.

       
   
РЕШЕНИЕ   ВЫВОД:
 
 
РЕШЕНИЕ     ВЫВОД:

Задание 4.9

Определите коэффициент сортности продукции, а также производственную программу предприятия в натуральных, условно-натуральных и стоимостных единицах измерения.

Выпуск повседневной обуви в смену составляет 1200 пар, трудоемкость ее изготовления составляет 0,9 часа. Трудоемкость обуви принятой за единицу – 1,1 часа. Продолжительность смены составляет 8 часов, полезный фонд времени одного работника в год составляет 1980 часов. Среди выпускаемой обуви 96% приходится на кондиционную обувь и 2 % на некондиционную обувь. Оптовая цена на обувь 1 сорта составляет 30000 рублей. Скидка с цены некондиционной обуви составляет 15 %.

Задание 4.10

Определите степень загрузки производственных мощностей, если по плану производственные мощности должны работать 2340 часов и выпустить продукции в количестве 25 890 ед. Фактическое время работы производственных мощностей составило 2100 часов, было выпущено продукции в количестве

23 400 ед.

РЕШЕНИЕ     ВЫВОД:

Задание 4.11

Для выполнения портфеля заказов отделочному производству камвольно­го комбината необходимо 2 395 тыс.п.м. суровых тканей. Рассчитайте, достаточно ли имеющегося в ткацком цехе оборудования для выполнения такого зада­ния и обоснуйте необходимый коэффициент сменности его работы. Исходная информация представлена в таблице 4.6.

Таблица 4.6 – Исходная информация

Показатели Значение показателей
Количество станков, имеющихся в цехе
Средняя норма производительности оборудования, п.м./час
Годовой фонд времени работы оборудования, час
Планируемые простои оборудования, %
Продолжительность рабочей смены, час 7,92
Число рабочих дней в году

 
 
РЕШЕНИЕ     ВЫВОД:

Задание 4.12

Рассчитайте величину вводимой в плановом периоде производственной мощности и возможный выпуск продукции в плановом периоде. Если выпуск продукции с действующей на предприятии производственной мощности в плановом периоде составит 500 тыс.м. ткани. Вновь вводимое оборудование в количестве 25 станков с технической производительностью 8 м/час обеспечит прирост производственной мощности предприятия.

Условия эксплуатации вводимого оборудования: режим работы двух­сменный, режимный фонд времени работы оборудования в одну смену — 2017 часов, тех­нические простои оборудования — 3%, коэффициент использования производ­ственной мощности в плановом периоде — 0,87, коэффициент освоения вводимой производственной мощности – 0,8.

 
 
РЕШЕНИЕ     ВЫВОД:

Задание 4.13

Определите плановый коэффициент сортности ткани и резерв увеличения объема продаж на основе данных, представленных в таблице 4.7.

Таблица 4.7 – Исходная информация

Показатели Сорт
I II III
Объем производства ткани, тыс. м2
Цена 1 м2 ткани, руб.

РЕШЕНИЕ  

Задание 4.14

Определите объем реализованной продукции на основе данных, представленных в таблице 4.8.

Таблица 4.8 – Исходная информация

Показатели Значение показателей
Объем производства продукции в плановом периоде, млрд. руб.
Остатки готовой продукции на складе:  
на начало года, млрд. руб.
на конец года, млрд. руб.

РЕШЕНИЕ     ВЫВОД:

Тема 5. Планирование материально-технического обеспечения производства

Цель: сформировать практические навыки определения потребности организации в различных видах материально-технических ресурсов и величины производственных запасов.

Задание 5.1

Напишите способы расчета потребности в различных видах материально-технических ресурсов, заполнив таблицу 5.1.

Таблица 5.1 – Потребность в различных видах материально-технических ресурсов

Наименование показателя Формула расчета Условные обозначения
1. Потребность в сырье и основных материалах    
1.1    
1.2    
1.3    
1.4    
1.5    
2. Потребность во вспомогательных материалах    
Окончание таблицы 5.1  
2.1    
2.2    
3. Потребность в оборудовании    
4. Потребность в запасных частях и деталях    
5. Потребность в материальных ресурсах на изготовление инструмента и технической оснастки    
6. Потребность в топливе    
6.1    
6.2    
6.3    

Задание 5.2

Напишите способы расчета нормативов различных видов производственных запасов, заполнив таблицу 5.2.

Таблица 5.2 – Расчет нормативов производственных запасов по видам

Наименование показателя Формула расчета Условные обозначения
1. Производственный запас    
1.1 Текущий запас    
1.2…    
1.3…    
1.4…    

Задание 5.3

Рассчитайте расходное количество ткани для производства женских платьев при условии, что выпуск продукции равномерный в течение года. Исходные данные представлены в таблице 5.3.

Таблица 5.3 – Исходные данные

Показатели Значение показателей
Годовой выпуск женских платьев по плану, шт. 265 200
Фондовая норма расхода ткани на одно изделие, м2 1,46
Плановое снижение нормы расхода ткани с 1 сентября (в результате нового способа раскроя), % 3,0

РЕШЕНИЕ     ВЫВОД:

Задание 5.4

Определите плановую потребность в коже предприятия по производству обуви на планируемый период по информации, представленной в таблице 5.4.

Таблица 5.4 – Исходные данные

Показатели Значение показателей
Планируемый дневной выпуск обуви, пар
Количество рабочих дней в планируемом году
Чистая площадь комплекта деталей на одну пару обуви, дм2
Нормативное использование кожи по сортам, % 3 сорта 4сорта   86,0 76,0
Соотношение используемых кож, % 3 сорта 4сорта   30,0 70,0
Остаток кож на начало планового периода дм2

Норма текущего запаса кожи составляет 10 дней.

РЕШЕНИЕ     ВЫВОД:

Задание 5.5

Определите плановую потребность в ткани на планируемый период по информации, представленной в таблице 5.5.

Таблица 5.5 – Исходные данные

Показатели Значение показателей
Расходное количество ткани в планируемом периоде, м2 40 000
Количество рабочих дней в плановом периоде
Остаток ткани на складе предприятия на начало планируемого периода м2
Периодичность поставки ткани, дней
Норма страхового запаса, дней

РЕШЕНИЕ     ВЫВОД:

Задание 5.6

Определите техническую и фондовую норму расхода и плановую потребность в ткани для швейного предприятия. В соответствии планом производства и реализации продукции предусматривается выпуск женских шерстяных платьев в количестве – 259 800 штук и школьной формы для девочек в количестве 173 500 штук. Площадь лекал дли женского платья – 21356 см2, а для школьной формы – 16574 см2. Межлекальные выпады составляют 14,5 %. Отходы при настилании ткани на концах настила – 1 %, по ширине настила – 0,5 %, маломерные остатки – 2,5 %.

       
 
РЕШЕНИЕ     ВЫВОД:
 
   
РЕШЕНИЕ     ВЫВОД:
 
   
РЕШЕНИЕ     ВЫВОД:

Задание 5.7

Определите средневзвешенный номер обуви и чистую площадь деталей для средневзвешенного номера по данным, представленным в таблице 5.6.

Таблица 5.6 – Исходные данные

Номер обуви
Удельный вес обуви в общем выпуске, %

Чистая площадь деталей предыдущего номера составляет 10 дм2, чистая площадь деталей последующего номера – 11,2 дм2.

Задание 5.8

Определите расходное количество ткани на выпуск 36000 шт. мужских костюмов. Если при раскрое костюмов из ткани верха образуются маломерные остатки в размере 41 м2 .Техническая норма расхода ткани на 1 костюм составляет 2,84 м2 .

Задание 5.9

Определите плановую величину производственного запаса металла для обеспечения годовой производственной программы предприятия в размере 10000 ед. продукции. Расходное количество металла в год составляет 800 т. Поставка металла осуществляется один раз в месяц.

РЕШЕНИЕ  

Задание 5.10

Определите базисную и плановую норму расхода металла и годовую экономию от повышения коэффициента использования металла в натуральном и стоимостном измерении. Чистый вес изделия 38 кг, годовой выпуск 3000 шт., коэффициент использования металла 0,8. Планом на следующий год предусмотрено увеличить производственную программу на 5 %, повысить коэффициент использования металла до 0,82. Цена 1 кг металла составляет 42 усл. ед.

РЕШЕНИЕ

Задание 5.11

Рассчитайте потребность в условном топливе для производства цемента и осуществите перевод условного топлива в натуральный вид.

Наименование показателя Значение показателя
Норма расхода условного топлива на одну тонну цемента, кг
Прогнозируемый объем производства цемента, тыс. т
Структура потребления отдельных видов топлива, %:  
- уголь;
- нефтепродукты;
- газ.
Коэффициенты перевода условного топлива в натуральный вид:  
- угля; 1,2
- нефтепродуктов; 0,7
- газа. 0,9

 
 
РЕШЕНИЕ  

Тема 6. Планирование труда и персонала

Цель: сформировать практические навыки планирования уровня производительности труда и потребности в персонале организации.

Задание 6.1

Напишите абсолютные и относительные показатели производительности труда, заполнив таблицу 6.1.

Таблица 6.1 – Абсолютные и относительные показатели производительности труда

Наименование показателя Формула расчета Условные обозначения
1. Абсолютные показатели производительности труда    
Окончание таблицы 6.1    
1.1    
1.2    
2. Относительный показатель производительности труда    

Задание 6.2

Напишите способы расчета плановой производительности труда организации, заполнив таблицу 6.2.

Таблица 6.1 – Методы расчета плановой производительности труда

Наименование метода Формула расчета Условные обозначения
1. Прямого счета    
2.    
3.    
4. Метод планирования производительности труда по технико-экономическим факторам    
Этап 1    
Этап 2    
Этап 3    
Окончание таблицы 6.2    
Этап 4    
Этап 5    

Задание 6.3

Определите прирост производительности труда в процентах в планируемом году. Исходные данные представлены в таблице 6.3.

Таблица 6.3 – Исходные данные

Показатели Значение показателя
Производительность труда в отчетном году, млн. руб./чел. 28 000
Объём производства в плановом периоде, млрд. руб. 14 000
Сокращение численности работающих в плановом периоде за счет внедрения оргтехмероприятий, чел.

РЕШЕНИЕ

Задание 6.4

Определите относительное сокращение численности персонала и плани­руемый рост производительности труда, если численность основных рабочих в плановом периоде увеличится пропорционально росту объема производства, а численность вспомогательных рабочих – в половинном размере. Исходные данные представлены в таблице 6.4.

Таблица 6.4 – Исходные данные

Показатели Значение показателя
Численность персонала основной деятельности в отчетном году, чел. 5 000
из них рабочих, в т.ч. основных рабочих 4 000 2 500
Увеличение выпуска продукции в плановом году, %

РЕШЕНИЕ

Задание 6.5

Определите выработку на одного рабочего в нормо-часах и запланированный процент роста производительности труда, если плановое задание для участка на октябрь установлено в размере 300 комплектов изделий вместо 280 в прошлом месяце. Условия выполнения заданий в отчетном и плановом периодах представлены в таблице 6.5.

Таблица 6.5 – Исходные данные

Показатели Отчет за сентябрь План на октябрь
Трудоемкость одного комплекта, нормо-час.
Средняя продолжительность рабочего дня, час 7,6 7,8
Число рабочих дней в месяце
Число вспомогательных рабочих в % от основных

РЕШЕНИЕ

Задание 6.6

Определите долю прироста объема производства за счет повышения производительности труда на основе информации, представленной в таблице 6.6.

Таблица 6.6 – Исходные данные

Показатели Значение показателей
Планируемое увеличение объема производства в плановом периоде, %
Численность работающих в базовом периоде, чел. 3 000
Сокращение численности в плановом периоде в результате проведения организационно-технических мероприятий, чел.

РЕШЕНИЕ  

Задание 6.7

Определите прирост производительности труда в процентах. Если в отчетном году объем произведенной продукции по цеху составил 70 млрд. рублей при численности работающих 1400 человек. На следующий год объем произведенной продукции запланирован в размере 85 млрд. рублей при численности работающих 1480 человек.

РЕШЕНИЕ  

Задание 6.8

Определите прирост и плановую производительность труда, если в отчетном периоде предприятие выпустило продукции на сумму 2000 млрд. рублей. В следующем году объем производства продукции планируется увеличить на 5 %. Среднесписочная численность работающих в отчетном периоде 2150 человек. В плановом периоде предусматривается

Наши рекомендации