Тема 6. Ценообразование в рыночной экономике
Время - 2 часа
Вопросы семинара:
1. Спрос. Факторы, влияющие на спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Цена спроса.
2. Предложение. Факторы, лежащие в основе предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Цена предложения.
3. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена. Виды рыночного равновесия. Основные функции цены.
Доклады:
1. Историческая эволюция научных подходов к анализу процесса ценообразования.
2. Эластичность спроса и предложения.
3. Виды цен и их взаимосвязь.
Рефераты:
1. Ценообразование в условиях перехода к рыночной экономике.
2. Эластичность спроса и предложения.
Методические рекомендации:
Рассмотрение первоговопроса следует начать с определения спроса ка платежеспособной потребности. Необходимо выяснить, какие факторы и каким образом оказывают влияние на формирование спроса. Курсантам предлагается показать графическое изображение кривой спроса, дать определение цены спроса, сформулировать закон спроса. Особое внимание следует уделить рассмотрению проблемы эластичности спроса и ее практическому значению.
Второйвопрос предполагает анализ предложения как экономической категории. Целесообразно определить, какие факторы влияют на величину предложения и ее изменение на соответствующих рынках. Необходимо дать графическое изображение кривой предложения, остановиться на характеристике эластичности предложения, определить цену предложения, сформулировать закон предложения.
В третьемвопросе главное внимание следует сосредоточить на характеристике механизма рыночного ценообразования. Целесообразно определить, каким образом при взаимодействии спроса на данное благо и его предложения устанавливается равновесная цена, что происходит на рынке при отклонении цены вверх или вниз от состояния равновесия. Определить, какие функции выполняет цена данного блага. Назвать виды цен и уяснить их взаимосвязь между собой. Сформулировать закон соответствия спроса и предложения.
Практическое занятие № 2 (тт. 4 - 6)
(предполагает решение практических заданий, предложенных преподавателем, по изученным темам)
Время – 2 часа
Примерные варианты практических заданий:
ТЕСТЫ
(объяснить выбранный вариант)
1. Преимущество индивидуального предпринимательства перед коллективными формами бизнеса заключается в следующем:
а) простота создания и ликвидации;
б) налоговые преимущества;
в) конфиденциальность и независимость в бизнесе;
г) все перечисленное выше;
д) ни одно из перечисленных выше.
2. Хозяйственное общество с ограниченной ответственностью:
а) несет риск убытков в пределах стоимости внесенных участниками вкладов;
б) обеспечивает приток капитала в фирму;
в) отвечает за долги, превышающие размер собственных средств;
г) все перечисленное выше;
д) ничего из перечисленного выше.
3. Важнейшими факторами успешного предпринимательства являются:
а) наличие необходимого начального капитала;
б) ответственность и активность предпринимателя;
в) работа в рамках государственного законодательства;
г) все перечисленные выше факторы.
4. Правами акционеров являются:
а) вложение капитала в фирму;
б) голосование;
в) получение дивидендов;
г) ознакомление с документацией компании;
д) все перечисленные права вместе.
5. К главным особенностям государственных и муниципальных унитарных предприятий относятся следующие:
а) создание унитарного предприятия по решению уполномоченного органа;
б) нахождение имущества в собственности государства или муниципалитета;
в) принадлежность имущества предприятию на праве хозяйственного ведения (или на праве оперативного управления);
г) все перечисленное выше;
д) ничего из перечисленного выше.
6. Постоянные издержки – это:
а) затраты на повышение квалификации персонала;
б) выплата заработной платы при уходе персонала в «вынужденный отпуск»;
в) надбавка к зарплате за сложность выполняемой работы.
7. Правление фирмы принимает решение об увеличении производства. Какие виды издержек фирма принимает во внимание, полагая, что на данное изделие будут расти:
а) постоянные издержки;
б) переменные издержки;
в) валовые издержки;
г) явные издержки;
д) бухгалтерские издержки;
е) предельные издержки.
8. Фирма расширяет производство с 80 единиц на 10%. При этом совокупные издержки вырастают с 640 до 700 руб. Предельные издержки дополнительной продукции будут равны:
а) 165 руб.;
б) 25 руб.;
в) 20 руб.;
г) все ответы неверны;
д) для ответа недостаточно информации.
9. Экономические законы спроса и предложения – это:
а) законы государственного планового ценообразования на социально значимые товары, устанавливаемые на уровне ниже рыночного равновесия;
б) законы конкурентного ценообразования в смешанной рыночной экономике;
в) и ответ а,и ответ б,поскольку они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
10. Предложение товаров на рынке зависит:
а) от экономии издержек производства;
б) от уровня применяемых в производстве технологий;
в) от цен на ресурсы производимых товаров;
г) верны ответы а, б и в;
д) предложение товаров не зависит от условий, перечисленных в предыдущих пунктах, что можно доказать с помощью графика (начертить график).
11. Эластичность спроса — это характеристика реакции покупателей на снижение цены товаров. Например, если 1%-е снижение цены вызывает увеличение продаж товаров более чем на 1%, то это соответствует:
а) единичной эластичности спроса;
б) неэластичному спросу;
в) эластичному спросу.
ВЕРНО – НЕВЕРНО
(аргументировать выбранный ответ)
1. Хозяйственное товарищество создать так же легко, как и индивидуальную фирму.
2. Никакая другая организационная форма собственности в бизнесе не может сравниться с акционерным обществом открытого типа в его успехах по сосредоточению денежных средств, человеческих ресурсов и по концентрации материальных активов.
3. Даже в случае резкого сокращения деятельности фирмы сохранятся все постоянные издержки.
4. Трамвайный парк заменил четыре двухвагонных трамвая прежней модели на четыре больших одновагонных трамвая новой модели. Пассажирская вместимость нового трамвайного вагона равна вместимости двух прежних вагонов. Как следствие этого трамвайный парк смог уменьшить удельные затраты на обслуживание одного пассажира.
5. В акционерном обществе открытого типа вкладчики не могут обратить свои акции в наличность, продав их на рынке.
6. Новые фирмы могут финансироваться из личных сбережений, за счет ссуды коммерческого банка, кредита поставщика, из средств частных инвесторов и венчурного капитала.
7. Интенсивное использование фактора — это использование данного фактора производства в большей степени, чем других факторов.
8. Изменение рыночной цены на продукцию фирмы не потечет за собой необходимость изменения в соотношении факторов производства.
9. Одно из проявлений действия закона спроса — это увеличение количества покупок товара при снижении его цены.
10. Смещение кривой спроса на любой товар можно объяснить, кроме прочих причин, снижением предложения этого товара.
11. Если семьи Ивановых, Петровых, Сергеевых, Николаевых и другие покупают своим сыновьям велосипед одной и той же модной марки, то это смещает вправо вверх кривую повышающегося спроса на этот велосипед.
12. Цена товара не является фактором, вызывающим смещение кривых, как спроса, так и предложения.
13. Под благовидным предлогом социального равенства можно принудительно установить цену товара ниже равновесного уровня. Но вследствие этого возникнет дефицит именно этого товара с низкой ценой.
Теоретические вопросы для подготовки к практическому занятию
1. Понятие и сущность предпринимательства.
2. Сферы предпринимательской деятельности.
3. Характерные черты предпринимательской деятельности.
4. Основные функции предпринимательства.
5. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в России.
6. Краткая характеристика индивидуального частного предприятия.
7. Краткая характеристика и классификация товарищества.
8. Краткая характеристика государственного предприятия.
9. Краткая характеристика и виды акционерных обществ.
10. Факторы, сдерживающие развитие предпринимательства в современной России.
11. Причины развития теневого предпринимательства в России.
12. Роль ОВД в защите предпринимательской деятельности.
13. Сущность и классификация факторов производства.
14. Особенности спроса на факторы производства.
15. Труд как фактор производства.
16. Капитал как фактор производства.
17. Земля как фактор производства.
18. Предпринимательская способность как фактор производства.
19. Структура издержек производства.
20. Сущность и классификация издержек производства.
21. Внешние и внутренние издержки производства.
22. Прибыль, механизм ее образования.
23. Экономическая и бухгалтерская прибыль.
24. Валовая и чистая прибыль.
25. Методы снижения издержек производства и повышения нормы прибыли.
26. Приемы и способы получения фирмами сверхприбыли.
27. Спрос и факторы, влияющие на него.
28. Кривая спроса и закон спроса.
29. Цена спроса.
30. Эластичность спроса и ее практическое значение.
31. Предложение и факторы, лежащие в его основе.
32. Кривая предложения и закон предложения.
33. Цена предложения.
34. Эластичность предложения и ее практическое значение.
35. Механизм образования равновесной цены, ее сущность.
36. Работа механизма рынка при отклонении цены вверх от равновесной.
37. Работа механизма рынка при отклонении цены вниз от равновесной.
38. Виды рыночного равновесия.
39. Работа рыночного механизма при увеличении спроса на данное благо.
40. Работа рыночного механизма при уменьшении спроса на данное благо.
41. Основные функции цены.
42. Виды цен и их взаимосвязь.