Модуль II. Функционирование системы национальных рынков в статике и динамике
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «МАКРОЭКОНОМИКА» В РАМКАХ МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Рекомендовано научно-методическим советом университета
Методические указания по изучению дисциплины «Макроэкономика» в рамках модульной системы обучения. - СПБ.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 56 стр.
Составители: к. э. н., доц. В. В. Амосова;
к. э. н., проф. Т. Г. Бродская;
к. э. н., доц. А. Б. Камышова;
к.э. н., ст. преп. Ж.С. Кирилюк;
к. э. н., доц. Н.П. Матвеева;
д. э. н., проф. Д. Ю. Миропольский;
к. э. н., доц. И. В. Тер-Мартиросян.
Ответственные редакторы: к. э. н., проф. Т. Г. Бродская,
д. э. н., проф. Д. Ю. Миропольский
ã Издательство СПбГУЭФ, 2009
Цели и задачи изучения курса
Курс «Макроэкономика» является третьей, заключительной частью дисциплины «Экономическая теория», изучаемой студентами экономических специальностей СПбГУЭФ. Он содержит основные теоретические положения, раскрывающие сущность экономических явлений и процессов, которые определяют функционирование и развитие экономической системы на национальном уровне.
Как самостоятельное научное направление макроэкономика сложилась в 30-е годы XX века, значительно позже, чем другие разделы экономической теории. Благодаря своей сравнительной «молодости» макроэкономика является наиболее динамично развивающейся частью экономической теории. Многие проблемы, изучаемые в макроэкономике, носят дискуссионный характер, неоднозначно трактуются представителями различных школ и направлений экономической мысли.
Курс макроэкономики разработан с учетом взглядов и концепций ученых всех основных экономических школ и направлений, представленных как в нашей стране, так и за рубежом. Одной из ее отличительных особенностей является ориентация не только на сравнительный анализ альтернативных концепций, но и на выявление тех условий функционирования и развития национальной экономики, при которых та или иная концепция может адекватно описывать реальную действительность.
Данный курс состоит из 20 тем, сгруппированных в 3 раздела (модуля):
Модуль I. Методологические основы, структурные характеристики и поведенческие предпосылки макроэкономического анализа.
Изучение модуля Iпозволяет студентам сформировать представления об основных макроэкономических проблемах и методологии их исследования; выявить систему связей и взаимодействий всех макроэкономических субъектов, понять суть тех решений частного сектора экономики, которые имеют определяющее значение для формирования конечных результатов функционирования всей национальной экономики.
Модуль II. Функционирование системы национальных рынков в статике и динамике.
Материал, представленный в модуле II, формирует комплекс знаний о характерных макроэкономических особенностях функционирования каждого из отдельных национальных рынков, позволяет понять особенности механизма взаимодействия всех рынков в условиях статики и динамики; дает возможность овладеть базовым инструментарием макроэкономического анализа.
Модуль III. Макроэкономическая политика государства и особенности ее осуществления в открытой экономике.
Модуль III раскрывает значение макроэкономической политики для функционирования и развития национальной экономики; определяет характер влияния внешнеэкономических связей на национальную экономику и на эффективность макроэкономической политики государства; дает характеристику видов макроэкономической политики государства, определяет ее основные инструменты и механизм их воздействия на экономику. Его изучение позволяет студентам сформировать способности самостоятельно оценивать целесообразность использования и результативность тех или иных мер государственной политики для решения конкретных макроэкономических проблем.
Курс ориентирован на студентов III курса экономических специальностей всех форм обучения и преследует как теоретические так и практические цели. Теоретической целью курса является выработка у студентов целостного представления о механизмах функционирования национальной экономики рыночного типа с точки зрения основных макроэкономических школ. Практическая цель состоит в выработке у обучающихся элементарных навыков принятия решений в конкретной макроэкономической среде. Указанные навыки должны быть привиты студентам как потенциальным работникам государственных органов разного уровня, принимающим непосредственные макроэкономические решения или как будущим специалистам бизнеса, умеющим учитывать влияние макроэкономических показателей на результаты деятельности фирмы. Приобретенные теоретические знания и практические навыки должны быть продемонстрированы студентами при проведении самостоятельных аналитических разработок по тем или иным макроэкономическим проблемам.
Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:
- изучение и осмысление понятийного аппарата макроэкономической теории;
- овладение методологией макроэкономических исследований;
-развитие способностей к оценке механизма функционирования национальной экономики при различных экономических условиях;
-знание и понимание проблем не решенных в настоящее время макроэкономической наукой;
- освоение методов экономико-математического моделирования макроэкономических связей и зависимостей;
- формирование понимания сущности и содержания экономических процессов и явлений, описанных макроэкономическими моделями и функциональными зависимостями;
- приобретение навыков самостоятельного анализа фактических данных и конкретных макроэкономических проблем;
- развитие представлений о возможных соотношениях рынка и государства в различных макроэкономических процессах;
- выработка умения оценивать социально-экономические последствия тех или иных мер макроэкономической политики государства.
Курс разработан в соответствии с государственными образовательными стандартами экономических специальностей: финансы и кредит, мировая экономика, бухгалтерский учет и аудит, статистика, маркетинг, коммерция, логистика, национальная экономика, менеджмент организации, экономика труда, управление персоналом, математические методы в экономике.