Маркетинг социально-культурной сферы.

Маркетинг(market-рынок) – дословно означает рыночную деятельность. На ранних стадиях развития маркетинга его рассматривали в основном как целенаправленную деятельность по сбыту. Затем маркетинг рассматривали как рекламную деятельность. В результате же маркетинг представляет собой комплекс мероприятий по продвижению продукции на рынок, связывая 4 маркетинговые политики (товарная, ценовая, рекламная, сбытовая), а также все маркетинговые технологии (маркетинговые исследования, маркетинговый анализ, механизм ФОССТИС и т.д.)

Первоначально нужно рассмотреть рыночные концепции (направление деятельности). Концепция товара ориентирована на создание товара, концепция сбыта, концепция маркетинга, которая на сегодняшний день является востребованной.

Функции, методы и принципы маркетинга.

Функции маркетинга – круг обязанностей, задача.

Функции маркетинга подразделяются на две группы практические и управленческие.

Управленческие

1. Планирование- разработка в рамках маркетинговой деятельности (платные услуги) маркетинговых планов и программ,

2. Организация-исполнение маркетинговых планов и программ.

3. Маркетинговый контроль– отчет о финансовой деятельности мероприятий и осуществлению маркетинга.

4. Информационно-исследовательская –деятельность по подготовке и осуществлению маркетинговых исследований и маркетингового анализа рынка.

5. Информационное обеспечение– информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

6. Интегральная функция– осуществления комплекса мероприятий по реализации деятельности.

Практические

1. Функция конфигурации -связана с разработкой и изготовлением продукции, формированием ассортимента, модернизацией (Товарная политика).

2. Функция цены (валютизация) –деятельность в области ценообразования, выбора ценовых стратегий (ценовая политика)

3. Функция фасилитации –определение каналов распределения и организации продвижения товара (Сбытовая политика).

4. Функция символизации- осуществление PR, PC и рекламная политика.

Методы маркетинга

Метод – способ достижения поставленной цели.

Ситуация Метод Назначение
Спрос негативен Конверсионный маркетинг Мероприятия по ФОССТИС
Спрос отсутствует Стимулирующий маркетинг Снятие причин безразличного отношения потребителя к данному товару
Потенциальный спрос (надо сделать реальным) Развивающий маркетинг Создание образа товара, реклама его качественных характеристик
Колебание спроса (сезонное потребление) Синхромаркетинг ФОССТИС (скидки, акции, распродажа, льготные условия)
Спрос снижается Ремаркетинг Оживление продукции
Колебание спроса Поддерживающий маркетинг КРМ, изменение ценовой политики, реклама.
Спрос чрезмерен Демаркетинг Повышение цены, лицензирование.
Спрос необходимо свести к нулю Противодействующий маркетинг Прекращение производства продукции

Принципы маркетинга

№ п/п Название принципа Назначение принципа
Опора на спрос потребителя Спрос=Предложению (нужда, потребность, платежеспособность)
Приспособление к рыночным условиям Исследование рынка, его сегментация. Выявление потребностей.
Комплексный подход Совокупность всех элементов и маркетинговых политик, сочетание функций, методов и принципов.
Научный подход Научные выводы и достижения. Инновационный подход. Научное прогнозирование.
Ориентация на результат Достижение долговременных целей. Получение реальной прибыли.
Маневренность и адаптация к условиям рынка Гибкость системы бизнеса и маркетинга. Мобильность системы сбыта. Подвижность каналов распределения.
Дифференциальный подход к потребителям Сегментация рынка.
Планомерность и систематичность Долговременный характер планов. Система деятельности. Постоянный анализ деятельности.
Правовое обеспечение Деятельность в рамках закона. Юридическая ответственность. Соблюдение прав (потребителей, авторское)
Социальная ответственность Соблюдение моральных норм, соблюдение административной этики, деловой этикет персонала.

Бизнес-планирование.

Бизнес-план — финансовый документ, позволяющий привлекать дополнительные средства учреждения культуры.

Традиционные планы учреждения культуры не предусматривают перспективы направления ее рыночной деятельности. Этот вопрос решается с помощью бизнес-плана, который является дополнением к основному плану, обеспечивая эффективность хозяйственной деятельности и улучшая качество предоставляемых платных услуг.

Современная экономическая ситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, диктует учреждениям культуры новый подход к планированию. Появляется необходимость поиска новых форм и моделей планирования, которые должны максимальную эффективность предпринимательской деятельности (платных услуг).

Бизнес-план-это экономическое обоснование, в котором анализируется хозяйственная деятельность УК и пути оптимизации деятельности. Бизнес-план раскрывает процесс планирования с финансовых позиций. Бизнес-план подразумевает разработку стратегии внедрения платных услуг, развития предпринимательской деятельности, фандрайзинг……

Бизнес-план основывается на маркетинговых исследованиях внешней среды, потребностей пользователей, поведения конкурентов.

Бизнес-план отражает:

· Укрепление партнерских отношений;

· Обслуживание населения на договорной основе;

· Увеличение количества клиентуры;

· Количество выпускаемой продукции;

· Количество средств, ожидаемых от реализации платных услуг;

· Поиск дополнительных внебюджетных источников финансирования;

В нем отражаются расходы, определяются сроки предоставления услуг, устанавливается круг потенциальных пользователей, предусматривается возможные системы скидок, льгот и т.п., рассчитывается необходимый объем услуг.

Бизнес-план позволяет:

· Распределять свои действия по степени важности и непрерывно, этап за этапом, следовать к реализации цели;

· Выявлять свои сильные и слабые стороны (возможности и угрозы, преимущества и недостатки – SWOT- анализ);

· Соотносит затраты на реализацию деятельности с располагаемыми ресурсами, имеющимися в бюджете;

· Оценить уровень качества предлагаемых и планируемых услуг;

· Определить пути выхода из непредвиденных ситуаций;

· Обосновать процессы сегментации

Бизнес-план – инструмент менеджмента. Оформленная в письменном виде совокупность идей, целей, задач для новой деятельности (социально-культурная программа).

В зависимости от характера предлагаемого проекта Бизнес-план может содержать разделы, отражающие его специфические особенности, вследствие чего структура Бизнес-плана выглядит следующим образом:

1. Титульный лист.

2. Резюме (самостоятельный рекламный документ, содержащий основные положения всего Бизнес-план).

3. Общие сведения об УК и цели деятельности.

4. Сведения о продукции (платных услугах).

5. Стратегия маркетинга.

6. Ресурсы менеджмента.

7. Персонал и организационная структура.

8. Финансовый менеджмент (внебюджетка).

Принципы расчета заработной платы.

Оплата труда – система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работником за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от классификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Минимальная заработная плата (МРОТ) – гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Устанавливается одновременно на территории РФ федеральным законом.

Распределяется по гос. уровню:

· Федеральный;

· Региональный;

· Местный;

· Спец.средства;

Функции зар.платы:

Гарантирующая – обеспечение прожиточного минимума;

Стимулирующая – улучшение показателей деятельности работника.

Практическая работа.

Принцип расчета по должности.

Рекламная политика

Реклама- пропаганда потребительских свойств продукции с целью стимулирования сбыта.

Дополнение к классификации

№ п/п Вид рекламы Составляющие части
В прессе Газеты, журналы, буклеты, PR, PC…
Печатная Проспекты, каталоги, справочники, листовки, информационные письма, пресс-релизы
СМИ Радио, TV………..
Почтовая Прямая рассылочная
Наружная Буфера, крупногабаритные плакаты, ...
Кино (видео) Презентации
Транспортная Звуковые машины, внутри общ. транспорта…………
В местах продажи Витрины, вывески, упаковки, этикетки
Другое Выставки, ярмарки, аукционы, семинары……………

Ступени РП

· Изучение потребности и рынка на который мы выходим (МИ);

· Стратегическое планирование (постановка цели, определение задач, креатив, планирование, контроль результатов);

· Выбор средств рекламы, деятельность соответственно смете;

· Подготовка макета рекламы.

РП – система целенаправленной деятельности, способная формировать благоприятное отношение потребителя выбранного сегмента рынка к продукции.

Особая роль рекламы – возможность воздействия (эмоционально-психологического) на потребителей с целью дальнейшего продвижения.

Черты, характеризующие РП:

· Информативность;

· Предметность;

· Эмоциональность;

· Контролируемость;

· Коммерциализация;

Задачи рекламы СКС:

· Информирование потребителей;

· Формирование позитивного отношения;

· Убеждение;

· Напоминание;

· ФОССТИС;

Наши рекомендации