Потребление и сбережения в масштабе
Национальной экономики
Сущность потребления как стадии процесса воспроизводства заключается в индивидуальном и совместном использовании населением потребительских благ в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.
При рассмотрении потребления как элемента совокупного спроса речь идет о расходах домашних хозяйств на покупку товаров и услуг. При макроэкономическом анализе проблема формирования потребительских расходов в текущем периоде трактуется как задача межвременного выбора потребителей. Домохозяйства делают выбор между потреблением сегодня и увеличением потребления в будущем. Но возможность увеличения потребления в будущем зависит от сбережений в настоящем периоде. Отсюда следует, что сбережения — это отложенное потребление. Вместе с тем сбережения, сделанные в настоящем периоде, есть не что иное, как вычет из текущего потребления, поскольку сбережения — это часть располагаемого дохода, не использованная на потребление. Иными словами, справедливо тождество
Yv = С + S,
где Yv —располагаемый доход домохозяйств (национальный доход за вычетом чистых налогов).
Благодаря двоякой роли сбережений (как источника дополнительного будущего потребления и вычета из текущего потребления) проблема потребительского выбора на макроуровне предстает как задача распределения располагаемого дохода на потребление и сбережения.
Данные о семейных доходах позволяют оценить степень экономического развития страны. Обнаружил это в прошлом веке немецкий статистик Эрнст Энгель, описавший зависимость, которую в его честь стали называть законом Энгеля: с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание понижается, на одежду, жилище и коммунальные услуги — меняется мало, а на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд — заметно возрастает.
По мере роста доходов весьма быстро растут и сбережения населения. Сбережения (S) — это та часть дохода, которая не расходуется.
Сбережения = доход – потребление.
В макроэкономическом плане особое значение имеет вопрос о том, какие факторы оказывают решающее воздействие на выбор потребителей, т.е. определяют функции потребления и сбережений. Экономисты-классики полагали, что ни один разумный человек, намереваясь делать сбережения, не станет их сохранять у себя в форме денег, если сможет использовать сбережения таким образом, чтобы они приносили ему процент (путем банковских вкладов, покупки акций или облигаций). Чем выше реальная ставка процента, тем больше у людей стимулов для сбережений, и, напротив, при снижении этой ставки у людей уменьшается заинтересованность в сбережениях. Отсюда они делали вывод, что сбережения являются возрастающей функцией от реальной процентной ставки. Поскольку потребление и сбережения в сумме составляют располагаемый доход, потребление при росте реальной процентной ставки будет уменьшаться, а при ее снижении увеличиваться. Иными словами, потребление с точки зрения классиков является убывающей функцией от реальной ставки процента. Против этого положения классической доктрины выступил Дж. М. Кейнс. Он утверждал, что при осуществлении потребительского выбора домохозяйств реальная процентная ставка не играет определяющей роли, поскольку нынешнее потребление для людей всегда предпочтительнее, чем потребление в отдаленном будущем. Межвременное предпочтение текущего потребления нивелирует влияние процентной ставки на выбор потребителей.
Кейнс выдвинул гипотезу о том, что главным фактором, определяющим уровень потребления, является текущий доход домохозяйств. На этом основании он рассматривал потребление как возрастающую функцию от текущего дохода домохозяйств: C = f (Y).
Помимо дохода на объем потребления оказывают влияние многие другие факторыкак объективного, так и субъективного порядка. К числу основных объективных факторов потребления относятся уровень цен, имущество потребителей, реальная ставка процента, уровень потребительской задолженности, уровень налогообложения потребителей. В число субъективных факторов включают предельную склонность к потреблению и ожидания потребителей относительно будущего изменения уровня цен, денежных доходов, налогов, наличия товаров и т.д. При построении кейнсианской функции потребления значения всех этих факторов предполагаются стабильными. А их изменения трактуются как сдвиги функции потребления.
Потребление и сбережения населения непосредственно воздействуют на объем национального производства, уровень цен и занятости населения в стране. Для анализа этого влияния в макроэкономике используются такие понятия, как функция потребления и функция сбережений. Функция потребленияпоказывает отношение потребительских расходов к доходу в их движении (рис. 3.5).
Если на графике функция имеет вид линии, находящейся под углом 45° к оси X, то она будет обозначать, что уровень дохода позволяет всего лишь жить без убытков. Величина потребления определяется расстоянием от оси X до кривой потребления, а величина сбережений — расстоянием от кривой потребления до линии под углом 45°. В точке А уровень дохода является пороговым (т. е. доход потребляется полностью). Величина, на которую кривая потребления выше биссектрисы, показывает «жизнь в долг».
Аналогичным образом рассматривается и функция сбережений. Она является производной от функции потребления и показывает отношение сбережений к доходу семьи в их движении.
Отсутствие сбережений показано ниже оси X, наличие – выше оси, а их величину обозначает расстояние от прямой ОХ до кривой сбережений, причем оно полностью совпадает с расстоянием от биссектрисы до кривой потребления на графике потребления. Поскольку сбережения и потребление взаимосвязаны, то взаимосвязь есть и между графиками. Если представить, что ось ОХ есть линия под углом 45°, то кривая сбережений полностью совпадет с кривой потребления на рис. 3.6.