Из-за деревьев не видно дороги

Лет через тридцать водителей автомобилей, ездящих на бензине, заставят платить не только за горючее, но и за кислород, который они потребляют. Это, собственно, происходит и сегодня, когда таким странам, как, например, Бразилия, владеющим собственными «резервами кислорода», выдается «кредит на углекислоту». Стремление стать защитником природы перешло от правительств к компаниям, а от них к отдельным владельцам автомобилей. Появились «экологические» автомобильные займы, «экологические» компании по аренде автомобилей и даже «экологическое» страхование автомобилей.

Значительная часть перечисленного – не более чем обыкновенное чудачество, но биотопливо, гибридные автомобили (и в перспективе автомобили на водородном топливе) уже в том или ином виде присутствуют в нашем мире или станут частью повседневной жизни в ближайшие десятилетия. Альтернативные виды энергии в настоящее время одна из самых горячо обсуждаемых тем. Однако часто из виду упускается, что большинство новых идей – просто хорошо забытые старые.

К примеру, на Парижской выставке 1900 г. Рудольф Дизель представил двигатель, работавший на арахисовом масле, а в 20-е гг. XX века Генри Форд был большим энтузиастом этанолового топлива. Суть заключается в том, что, несмотря на все мрачные прогнозы, автомобили не погибнут из-за недостатка топлива. Конечно, в будущем продолжатся дискуссии о том, каким должно быть топливо для автомобилей, и многие люди сменят личную машину на поездки в общественном транспорте. Возможно, возникнут шумные дебаты о том, для чего следует выращивать растения: для того, чтобы получать топливо для автомобилей или все-таки пищу для людей. Но отсутствие нефти, вопреки многим ожиданиям, двигатель внутреннего сгорания не убьет.

Какими бы ни были особенности данного процесса (и как бы ни поднимались цены на нефть в ближайшие десятилетия), можно без всякого сомнения гарантировать, что разработка новых видов топлива станет одним из важнейших достижений в автомобильной промышленности в ближайшие пятьдесят лет. Причина этого главным образом политическая. США, Китай, Япония и большая часть Европы попали в слишком большую зависимость от ближневосточной и российской нефти, и им необходимо обеспечить себе приемлемый уровень безопасности путем создания или открытия других видов топлива или месторождений уже имеющегося.

Считается, что к 2020 г. на Азию будет приходиться 40% продаж автомобилей в мире и более половины всего автомобильного производства. Подобные предсказания следует воспринимать с долей сомнения, так как приведенные здесь цифры являются результатом обычной линейной экстраполяции. Тем не менее многие азиатские автопроизводители пытаются обеспечить себе значительное место на рынке – прежде всего Китай, а кроме него также Индия и Индонезия – путем выпуска небольших супердешевых автомобилей.

Впереди всех в названном соревновании Tata Motors, которая пообещала к 2008 г. выпустить пятиместный автомобиль стоимостью всего 2200 долларов. Подобные дешевые автомобили будут пользоваться громадным спросом в Индии, где годовой доход 56 миллионов граждан составляет всего 4400 долларов. Но дело не только в торговле автомобилями.

Tata также планирует привлекать местных механиков к сотрудничеству по ремонту частично или полностью разбитых машин, которые будут собирать заново и продавать там же. Если такие страны, как Китай и Индия, действительно превратятся в гигантские автомобильные рынки, что предсказывают многие автопроизводители и аналитики, возникнут серьезные проблемы из-за дополнительного потребления нефти и выбросов в атмосферу углекислоты.

Лично я не склонен считать, что чисто линейные экстраполяции нынешнего потребления могут оправдаться в более отдаленном будущем. Ситуация, вполне вероятно, будет развиваться в совершенно непредвиденном направлении. Китай, к примеру, может создать водородное топливо и таким образом преодолеть свою потребность в нефти и снизить зависимость от таких нестабильных регионов, как Россия, Африка и Ближний Восток. С другой стороны, экономическое развитие Китая и/или Индии может затормозиться, и в результате многие миллионы новых автомобилей окажутся нераспроданными.

Наверняка мы в самом ближайшем будущем столкнемся с всплеском совместного владения автомобилями, с популярностью электровелосипедов (особенно в Индии и Китае) и с возвращением к старым добрым механическим велосипедам.

Мы также станем свидетелями появления ряда довольно изощренных новых бизнес-проектов применительно к транспорту, использующих Интернет и другие формы мобильной коммуникации с целью соединения людей, желающих отправиться в примерно в одно и то же место примерно в одно и то же время. Одновременно, с использованием частного автомобиля будет связано представление о высоком статусе. Другими словами, нас ожидает не столько конец вождения как такового, сколько конец дорог, таких, какими мы их знали.

Будучи по природе оптимистом, я не считаю, что наступит конец света, если завтра истощатся все запасы нефти, а мы не сможем отыскать ей никакой альтернативы. По данным Министерства транспорта Великобритании, за период 1980–2004 гг. люди практически всех социальных групп стали значительно более мобильными. За указанный период дорожное движение возросло на 81%, количество поездок на железнодорожном транспорте на 43%, а число длительных перелетов выросло с 18 миллионов до 64 миллионов. С другой стороны, пешая ходьба и поездки на велосипедах в тот же период переживали явный упадок (статистические данные по пешей ходьбе сократились на 20%), что совпало с ростом ожирения среди взрослых и детей.

Так что, возможно, результатом сокращения ресурсов станет более сильное и здоровое население нашей планеты. Хотя вряд ли нечто подобное на самом деле произойдет, так как любой кризис, как правило, порождает технические новшества. Истощение запасов нефти подхлестнет воображение и творческие способности определенной части человечества. Впрочем, кто может знать что-либо наперед?

Дополнение

А вам известно, что VW Golf GTI 1976 г. весил 830 кг.? Вас подобные вещи не интересуют? Если бы вы владели VW Golf GTI 2009 г., они бы вас интересовали, так как он весит 1330 кг. Он стал примерно на 60% тяжелее.

А как насчет того, что потребление горючего американским Ford 2007 г. исчисляется галлоном на 18,7 миль? Не так уж и много? А если вспомнить, что соответствующий показатель для Ford-T 1908 г. равнялся 25 милям на галлон?

Все меняется в мире автомобилей, но явно не слишком быстро. General Motors и Chrysler по-прежнему представляются громадными монстрами (однако к тому моменту, когда вы будете читать эти строки, возможно, они уже вымрут).

Tata выпустила обещанный очень дешевый автомобиль, и я уверен, что скоро парочка китайских компаний войдет на западный рынок.

Начали появляться и электромобили, но стоят они целое состояние и запас хода у них очень невелик. Конечно, со временем все изменится. Цены понизятся, а эффективность увеличится. Какой-нибудь технический гений может даже изобрести шумные автомобили такого типа, и вы будете слышать их при приближении. Еще мы станем свидетелями появления гибридных автомобилей, более экономичных батарей, большего числа скутеров и велосипедов и большего количества людей, переходящих на пользование общественным транспортом.

А пока на протяжении ближайших двадцати-тридцати лет основными видами топлива останутся нефть, уголь и газ, и цена на них очень скоро подскочит до небес. За названный промежуток времени автомобили станут гораздо меньше по размеру и гораздо легче (в целях экономии топлива); люди начнут отказываться от личных автомобилей в пользу участия в клубах по совместному использованию машин, частичной собственности на автомобили и аренды.

Лично мне страшно не нравятся современные машины. Они все на одно лицо, все воняют пластиком (который в данный момент делается из нефти) и все слишком сложны. Так на чем же я сейчас езжу? Возможно, вы сочтете это несколько странным – для футуролога, – но мои любимые средства передвижения – старый велосипед, пара не очень молодых ног и Porshe, сошедший с конвейера 36 лет назад.

14 апреля 2047 г.

Привет, Уинкс!

Помнишь, когда женился Терминатор? Свадебной машиной у него была ретро-модель Tata/Infosys Morris Minors 2030 г. Ну что ж, я только что приобрел новую модель Ralph Nader 2037 г.! Можешь себе представить, у нее самодиагностирующая система управления двигателем, полный привод (двигатели с оппозитно расположенными горизонтальными цилиндрами в каждом колесе) и керамические батареи на 10 000 миль. Я купил ее у Mississippi.com за гроши. У нее, конечно, есть автопилот, механизм исключения столкновений, монитор переднего обзора, но самое лучшее, что в ней есть, – это цвет. У нее его вообще нет… у нее их 14 667!!! Я могу сам программировать цвет, включая даже узоры. Если мне придется оставить машину в небезопасном месте (типа твоего района), я могу замаскировать ее, спроецировав на нее непосредственное окружение, так что она станет практически невидимой. Еще я могу изменить форму, фактуру и цвет салона. И представь, при всех своих достоинствах она не желает заводиться. Не могу понять, что с ней не так. Я спросил ее, и она ответила, что занята, и предложила мне прийти на следующей неделе.

Кстати, ты не слышал о новом Chery Nanoid? Он снабжен автоматической навигацией и автоуправлением. Ты садишься в него и говоришь, куда хочешь ехать, и он везет тебя туда, а ты просто сидишь и смотришь по сторонам. Между прочим, это совсем не новая идея. Дедушка Рэг говорит, что нечто подобное существовало еще в 2009 г. и называлось такси.

Привет!

Гай

Наши рекомендации