Тема 9. Международная торговля
• Международная торговля (МТ) – обмен товарами и
услугами между людьми и фирмами разных стран.
• Международная торговля (МТ) – это сфера
международных товарно-денежных отношений,
представляющая собой совокупность внешней торговли
всех стран мира.
1. Показатели и формы МТ
Основные группы показателей МТ:
• Экспорт
• Импорт
• Внешнеторговый оборот (ВТО) – совокупный
объѐм экспорта-импорта за определѐнный период
времени (месяц, квартал, год).
• Физический объѐм МТ – оценка объѐма экспорта и
импорта в постоянных ценах за определѐнный
период времени (месяц, квартал, год).
• Генеральная торговля – стоимостной объѐм
внешнеторгового оборота и стоимости транзитных
товаров.
ЭКСПОРТ [англ, export] - вывоз за границу товаров, проданных иностранному покупателю или предназначенных для продажи на иностранном рынке.
К экспорту относятся также вывоз товаров для переработки их в другой стране, перевозка товаров транзитом через другую страну, вывоз привезенных из другой страны товаров для продажи их в третьей стране (реэкспорт) и др.
ИМПОРТ [ лат. import] – покупка товара, предусматривающего его вывоз за границу.
Формы МТ
По критерию объекта:
• Торговля сырьѐм
• Торговля топливом
• Торговля продовольствием
• Торговля полуфабрикатами
• Торговля готовыми товарами
• Торговля услугами
По критерию взаимодействия субъектов МТ:
• Традиционная торговля
• Торговля кооперированной и специализированной продукцией
• Встречная торговля
По критерию регулирования МТ:
• Обычная МТ
• Дискриминационная МТ
• Преференциальная МТ
ЭКСПОРТНАЯ КВОТА - количественный показатель, характеризующий значимость экспорта для народного хозяйства, отдельных отраслей и производств по тем или иным видам продукции. Рассчитывается как отношение объема экспорта в натуральном или стоимостном выражении за данный период к объему внутреннего производства соответствующей продукции за этот период (в %).
ИМПОРТНАЯ КВОТА - количественный показатель, характеризующий значимость импорта для народного хозяйства, отдельных отраслей и производств по различным видам продукции. Рассчитывается как
отношение объема импорта в натуральном или стоимостном выражении за данный период к объему внутреннего потребления в стране, представляющему собой сумму отечественного производства и импорта
соответствующей продукции.
КВОТА ВТО – удельный вес внешнеторгового оборота в ВВП странны.
САЛЬДО ТОРГОВОГО БАЛАНСА - разница между стоимостным объѐмом экспорта и импорта товаров отдельной страны. Если сальдо торгового баланса негативное («-») операция называется пассивной, если сальдо торгового баланса позитивное («+») операция называется активной.
10 ведущих стран-лидеров занимают 51% от общего объѐма мировой торговли товарами
45% доля стран АТЭС в мировой торговле товарами
16,7 трлн. долл. США экспорт товаров из стран-членов ВТО
10 ведущих стран-лидеров занимают 49% от
общего объѐма мировой торговли услугами
39% доля стран АТЭС в мировой торговле услугами
4,03 трлн. долл. США экспорт услуг из стран-членов ВТО
Общий объем МТ (товарооборот) подразделяется на стоимостной и физический объемы.
Стоимостной объем исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с
использованием текущих валютных курсов.
Физический объем исчисляется в постоянных ценах, позволяет производить необходимые сопоставления и определять реальную динамику МТ.
Эти показатели рассчитываются всеми странами в национальной валюте и переводятся в доллары США в целях международного сопоставления.
Товарная структура МТ
Представляет собой соотношение товарных групп в мировой торговле (существует более 20 млн. видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, огромное число промежуточных изделий и более 600 видов услуг).
Географическая структура МТ Представляет собой распределение торговых потоков между отдельными
странами и их группами, выделяемыми либо по
территориальному, либо по организационному признаку.
Территориальная географическая структура – это данные о МТ стран,принадлежащих к одной части света, либо к одной группе.
Организационная географическая структура – это данные о МТ между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и др. торгово-политическим группировкам,
либо выделенными в определенную группу по тем или иным критериям (например страны – экспортеры нефти
ОПЕК).
Существуют два основных направления внешнеторговой политики – политика свободной торговли (либерализация) и
протекционизм.
Политика свободной торговли в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора.
Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного
экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде
не применялась.
Протекционизм – политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции.
В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и
конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран.
Можно выделить несколько форм протекционизма:
· селективный – направлен против отдельных стран или товаров;
· отраслевой – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;
· коллективный – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
· скрытый – осуществляется методами внутренней экономической политики.
Методы Инструмент торговой политики
Тарифные :
Таможенные пошлины (Импорт)
Тарифная квота (Импорт)
Нетарифные:
количественные
Квотирование (Импорт Экспорт)
Лицензирование (Импорт Экспорт)
Добровольные ограничения (Импорт Экспорт)
скрытые
Государственные закупки (Импорт)
Требование о содержании местных компонентов (Импорт)
Технические барьеры (Импорт)
Налоги и сборы (Импорт)
Финансовые
Субсидии (Экспорт)
Кредитование (Экспорт)
Демпинг (Экспорт)
Таможенные тарифы
Классическим и основным инструментом внешнеторговой
политики являются таможенные тарифы.
• Таможенный тариф - это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин.
• Таможенная пошлина - это налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы
государства.
Таможенные пошлины классифицируются по следующим
направлениям.
1. По направлению движения товара пошлины бывают:
импортные – наиболее часто встречаются, применяются для защиты национального производства, уровня
внутренних цен, а также для фискальных и политических целей;
экспортные – препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки, применяются
значительно реже, обычно когда наблюдается нехватка той или иной продукции внутри страны, а также в фискальных целях;
транзитные – применяются очень редко.
2. По способу установления пошлины бывают:
адвалорные – наиболее распространенные, устанавливаются в процентах от цены товара.
специфические – устанавливаются в абсолютном выражении от единицы измерения;
комбинированные (смешанные) – устанавливаются двумя способами, отмеченными выше.
3.Направление действия пошлин.
• Преференциальные пошлины устанавливаются на уровне ниже минимального с целью создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо
страной.
• Дискриминационные пошлины. Их уровень выше ставок первой колонки. Среди них моно выделить ответные,
компенсационные, антидемпинговые пошлины.
• Ответные пошлины являются реакцией на определенные действия партнера. Они могут распространяться на всю торговлю или на отдельные товарные группы и
устанавливаются для воздействия на партнера с целью сокращения применяемых им ограничений.
• Компенсационные пошлины являются реакцией на субсидии экспортерам в других странах и устанавливаются с целью выравнивания условий торговли.
• Антидемпинговые пошлины являются разновидностью компенсационных пошлин и устанавливаются с целью
противодействия демпингу, для выравнивания цен до уровня, считающегося нормальным.
• Согласно положениям ГАТТ/ВТО демпингом считается ситуация, когда экспортная цена товара, предназначенного на рынок другой страны, ниже нормальной стоимости
аналогичного товара.
• Нормальная стоимость – это цена, устанавливаемая в обычных условиях торговли на аналогичный товар,
предназначенный для внутреннего потребления в экспортирующей стране или стране его происхождения.
• Величина таможенных ставок зависит также от торгового режима, предоставляемого этой стране. В международной практике различают три возможных вида торговых режимов.
• Режим наибольшего благоприятствования – это
нормальные условия торговли, при которых данная страна предоставляет другой стране такие же условия, как и
любой из третьих стран, и таможенная пошлина равна базовой.
• Режим преференциальный (льготный) предоставляется любым странам, но в основном развивающимся, и означает, что базовая таможенная пошлина
должна быть для них уменьшена до 50%.
• Беспошлинный режим – это режим свободной торговли, который может предоставляться любой стране, но,
согласно ООН, обязателен для 47 наименее развитых государств (где ВВП на душу населения не более 100
долл. в год и удельный вес промышленности не более 10%).
Нетарифные барьеры
Нетарифные барьеры подразделяются на 2 группы:
- меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального
производства: квоты, лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты.;
- меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но
приводящие к аналогичному результату: таможенные
формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.;
Под квотами понимаются ограничения в стоимостном или
физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период. В случае установления квоты равной 0, имеет место эмбарго, т.е. запрет на импорт
или экспорт.
• Экспортные квоты применяются редко, только в случае острого дефицита данной продукции в стране, а также для достижения политических целей (дискриминационный характер).
• Импортные квоты применяются для защиты национального производства от иностранной конкуренции, сокращения безработицы, улучшения платежного баланса, контроля за движением товаров.
Квоты обычно распределяются на основе лицензии, которые представляют собой в данном случае
разрешения на экспорт или импорт. Они выдаются государством через специальные уполномоченные
ведомства на проведение внешнеторговых операций с
включенными в соответствующие списки товарами.
Основными видами лицензий являются:
• а) автоматическая, или генеральная, лицензия, по которой разрешается беспрепятственный ввоз или вывоз
товара, включенного в соответствующий список, в течение
определенного периода;
• б) неавтоматическая, или разовая, лицензия, по которой разрешается импорт либо экспорт определенного
товара с указанием его количества, стоимости, страны происхождения или назначения, а в ряде случаев и
таможенного пункта, через который должен быть осуществлен экспорт или импорт.
Политика той или иной страны в области ценообразования может быть направлена на поддержание внутренних цен на относительно высоком уровне и в относительно
стабильном состоянии по сравнению с условиями мирового рынка. Пошлины в данном случае не являются
адекватным инструментом, так как внутренние цены изменяются в зависимости от изменений мировых цен.
Для того чтобы избежать этого, применяют компенсационные (уравнительные) сборы, величина
которых равна разнице между относительно низкой ценой данного товара за границей и его относительно
высокой ценой на внутреннем рынке. Компенсационные сборы могут использоваться вместо пошлин или вместе с ними.
Импортные депозиты – это взносы определенной суммы на специальный счет в некоторой пропорции к стоимости импорта. Через определенное время эти суммы
возвращаются (без процентов). В результате у импортеров возникают дополнительные затраты, так как им обычно приходится брать кредит для депозитов.
ВТО: Местонахождение: Женева, Швейцария
Основана: 1 января 1995
Создано: в результате переговоров Уругвайского раунда (1986-94)
Членство : 159 стран на 2 марта 2013
Бюджет :196 миллионов швейцарских франков на 2011
Сотрудников секретариата: 640
Руководитель: Паскаль Лами (генеральный директор)
Функции ВТО:
- контроль за выполнением соглашений и договоренностей
пакета документов Уругвайского раунда;
- проведение многосторонних торговых переговоров между
заинтересованными странами-членами;
- разрешение торговых споров;
- мониторинг национальной торговой политики стран-
членов;
- техническое содействие развивающимся государствам в
рамках компетенции ВТО;
- сотрудничество с международными пециализированными
организациями.
В основу правового механизма ВТО положены следующие принципы и нормы:
- недискриминация в торговле, которая обеспечивается, с одной стороны, принципом наибольшего благоприятствования, с другой –национальным режимом, т.е. уравниванием в правах товаров импортного и отечественного производства применительно к внутренним
налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю;
• использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка;
• прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров;
• взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
• разрешение торговых споров проведением консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия -рассмотрение споров в специально создаваемых третейских группах.
Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в
раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов, результаты которых привели к десятикратному
сокращению таможенной пошлины. После Второй мировой войны она составляла 40%, в середине 90-х годов
- около 4%. В 1995 г. в ГАТТ состояло уже около 130 стран.
• Результатом 8-го Уругвайского раунда стало создание новой многосторонней системы международной торговли и
замена ГАТТ Всемирной торговой организацией (ВТО), которая начала свою деятельность в 1995 г. Ее членами-основателями стала 81 страна.
• По оценкам, ее компетенция распространяется на товарооборот в 5 трлн.$.