Психологические состояния безработных

Фаза Характеристика
I Связана с ожиданием безработицы. Характеризуется состоянием неопределенности и шока. Наиболее сильным фактором выступает не сама потеря работы, а ожидание того, что это событие произойдет
II Длится 3–4 месяца после потери работы. Наступает субъективное облегчение и приспособление к ситуации. Начинаются активные поиски работы
III Наступает обычно по прошествии 6 месяцев после потери работы. Характеризуется утяжелением состояния. Обнаруживаются деструктивные изменения, когда вопрос касается здоровья, психик, финансов, социального положения человека
IV Характеризуется беспомощностью и примирением со сложившейся ситуацией. Человек прекращает попытки изменить свое положение и привыкает к бездеятельности

119.

Психологические состояния безработных - student2.ru

Стимулирующее влияние безработицы

· стимулирование роста интенсивности и производительности труда · стимулирование работника к образованию, переподготовке, повышению квалификации
· создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики · конкуренция между работниками, что является стимулом к развитию других способностей
· увеличение мобильности рабочей силы · совершенствование профессиональной структуры рабочей силы
· стимулирование конкуренции между работодателями за высококвалифицированную рабочую силу

120.

Методы борьбы с безработицей
Мальтузианцы предлагают поддерживать стабильность на рынке труда с помощью государственной политики ограничения рождаемости. Считают, что корень зла в высокой заработной плате и предлагают содействовать ее снижению, разъяснить профсоюзам, что ее рост, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы, трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности поощрять развитие социальной сферы
Кейнсианцы предлагают использовать два блока мероприятий: тактические и стратегические. Первый блок нацелен на ослабление безработицы в краткосрочном периоде, когда положительные сдвиги в экономике еще не ощущаются. Второй блок охватывает меры, способные оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиции и потребительский спрос, что должно привести к увеличению товарной массы и занятости населения
Монетаристы предлагают в условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить государственный бюджетный дефицит. Следующий шаг связан с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства. После этой суровой операции рынок выдвигает на передовые позиции сильных и адаптивных производителей, которые наполняют рынок новыми товарами, расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую силу

Психологические состояния безработных - student2.ru 121.

 
  Психологические состояния безработных - student2.ru

122.

Психологические состояния безработных - student2.ru

5. Государственное регулирование рынка труда. Закон «О занятости населения» в Российской Федерации. Государственная политика в отношении безработицы: классический и кейнсианский подходы.

123.

Психологические состояния безработных - student2.ru Психологические состояния безработных - student2.ru

124.

Классификация методов государственного регулирования рынка труда
По объектам воздействия Население в целом, отдельные группы работников и их объединения, предприниматели и их группы, определенные элементы организации труда и т.д.
По направленности воздействия Увеличивающие (уменьшающие) спрос на рабочую силу; увеличивающие (уменьшающие) предложение рабочей силы; влияющие на структуру спроса и структуру предложения; нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения
По форме воздействия на рынок труда Прямые методы регулирования и косвенные методы регулирования
По характеру воздействия на рынок труда Стимулирующие (поощрительные), ограничительные, запретительные, защитные
По содержанию Экономического характера (инвестирование в поддержку малого бизнеса, в производство определённых товаров, услуг; ограничение монополии и поддержание конкуренции; государственный заказ; кредиты, льготы и т.д.); административного характера (уменьшение продолжительности рабочего дня, снижение пенсионного возраста и т.д.); смешанные (сочетающие экономические и административные методы)
По уровню управленческого воздействия Общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные
По продолжительности воздействия Краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и более)

125.

Цели, задачи и приоритетные направления государственной политики в области регулирования рынка труда России
Ключевая задача государственной политики в области регулирования рынка труда – реализация мер в социально-трудовой сфере, позволяющих в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения. Государственная политика в области регулирования рынка труда направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения. Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются: · содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии; · обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы; · обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда; · содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации. Решение задач по содействию занятости населения и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами предусматривается обеспечить путем повышения эффективности функционирования рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан Российской Федерации. С этой целью предполагается проведение модернизации механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение инновационных методов государственного регулирования в области содействия занятости населения. Приоритетными направлениями государственной политики в области регулирования рынка труда являются: · совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения; · совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда; · обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу; · развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы; · развитие кадрового потенциала; · оптимизация привлечения иностранной рабочей силы; · стимулирование экономической активности населения; · повышение качества рабочих мест

126.

Республиканская программа содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 2011–2013 годы(утв. Постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 28 октября 2010 г. № 858)
II. Основные цели и задачи Программы Цель Программы – обеспечение реализации государственной политики занятости населения, защита граждан от безработицы. Задачи Программы: 1. Реализация мер, обеспечивающих снижение напряженности на рынке труда. 2. Содействие сохранению действующих и созданию новых рабочих мест. 3. Повышение качества предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости. В целях решения обозначенных задач предусматривается реализация следующих направлений действий: обеспечение приоритетности активных форм занятости населения, в том числе через реализацию программ общественных и временных работ с использованием различных источников финансирования; расширение возможностей трудоустройства для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, молодежь, выпускники); реализация специальных мер содействия занятости молодежи; повышение результативности ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; осуществление комплекса профориентационных услуг населению и психологической поддержки безработных граждан. Осуществление профориентационных мероприятий для молодежи. В целях поднятия престижа рабочих профессий предусматривается дальнейшая активизация превентивной профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений, в том числе в рамках ежегодно проводимой профориентационной акции «Образование. Карьера»; совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в соответствии с потребностями рынка труда; оптимизация численности иностранных граждан - трудовых мигрантов на рынке труда, совершенствования форм и методов работы по регулированию трудовой миграции с учетом принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов на рынке труда. Привлечение иностранной рабочей силы в республику будет осуществляться исходя из потребности в работниках по тем профессиям и специальностям, по которым испытывается дефицит в рабочей силе. Предусматривается привлекать предприятия, использующие иностранную рабочую силу, к участию в формировании образовательных кластеров и таким образом способствовать подготовке кадров по профессиям, требующимся на рынке труда республики; регулирование процессов увольнения работников в условиях реализации мероприятий по реструктуризации предприятий и организаций; развитие взаимодействия представителей работников, работодателей и органов государственного управления, органов местного самоуправления при выработке решений по вопросам занятости населения на основе формирования органов социального партнерства. При этом повышается ответственность работодателей за сохранение кадрового потенциала предприятий, создание и сохранение рабочих мест, защиту работников от безработицы и предоставление социальных гарантий работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата. Повышается роль общественных организаций, представляющих интересы различных групп населения (женщин, молодежи, инвалидов и т.д.) и содействующих совместно с органами службы занятости снижению безработицы; поддержка предпринимательских инициатив безработных граждан; подбор персонала для предприятий и организаций из числа граждан, обратившихся в органы службы занятости; разработка программных мероприятий для территорий с напряженной ситуацией на рынке труда; развитие взаимодействия заинтересованных структур по формированию государственного заказа на подготовку кадров с начальным профессиональным образованием в соответствии с заказами работодателей в рамках «кластерного» подхода; создание, сохранение и модернизация рабочих мест для инвалидов, а также создание рабочих мест для молодежи в рамках реализации Закона РТ от 24 июля 2006 г. № 60-ЗРТ «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите»; своевременное оказание безработным гражданам социальной поддержки в виде пособия по безработице и материальной помощи; повышение эффективности предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости населения за счет проведения активных мер и использования современных технологий; совершенствование системы мониторинга состояния рынка труда; развитие органов службы занятости; обеспечение необходимого уровня информированности различных групп населения и работодателей о ситуации на рынке труда для повышения эффективности поиска работы гражданами: содействие трудоустройству граждан посредством публикаций сведений о вакантных рабочих местах в специализированных изданиях, международной компьютерной сети "Интернет", в городских и районных СМИ; формирование и расширение банка вакансий. Необходимость комплексного решения проблем, связанных с вопросами содействия занятости населения программно-целевым методом, обусловлена многообразием проблем, что предполагает реализацию конкретных программных мероприятий, способствующих повышению трудовой активности и мотивации к труду трудоспособного населения. Имеющийся в Республике Татарстан и Российской Федерации опыт реализации аналогичных программ подтверждает целесообразность использования программно-целевого метода как наиболее эффективного для решения обозначенных Программой задач. Сроком реализации Программы определен трехгодичный период с 2011 по 2013 годы

127.

Классический и кейнсианский подходы к безработице
Классический подход (А. Смит, Д. Рикардо, а также Дж.Милль, А Маршалл) Строится на убеждении в том, что рынок обладает достаточными способностями для эффективной координации всех процессов, происходящих в области занятости, в обеспечении полного использования ресурсов труда, которые имеются в обществе. По мнению классиков, причина безработицы в слишком высокой заработной плате, что порождает избыток предложения труда. Это результат определенных требований самих наемных работников. Свободная игра рыночных сил — спроса, предложения, заработной платы — обеспечит необходимую координацию в сфере занятости. Экономисты-классики утверждали, что ставки заработной платы должны и будут снижаться. Общее уменьшение спроса на продукцию выразится в снижении спроса на труд и другие ресурсы. При сохранении ставок заработной платы это моментально приведет к появлению излишков рабочей силы, т.е. вызовет безработицу. Однако, не желая нанимать всех рабочих по первоначальным ставкам заработной платы, производители считают выгодным нанимать этих рабочих по более низким ставкам заработной платы. Спрос на труд падает, и рабочие, которые не смогут наняться по старым, более высоким ставкам, должны будут согласиться на работу по новым, более низким ставкам. Если существует избыточное предложение труда, то снижение заработной платы должно уменьшить его, но, в то же время, поднять спрос на труд. Если же заработная плата в этой ситуации не снижается, этому препятствуют сами работники, их профсоюзы, то тем самым они «добровольно» соглашаются на существование какого-то количества безработных. Будут ли рабочие охотно соглашаться работать по пониженным ставкам? По мнению экономистов-классиков, конкуренция со стороны безработных вынуждает их к этому. Конкурируя за свободные рабочие места, безработные будут способствовать снижению ставок заработной платы до тех пор, пока эти ставки не будут столь низкими, что предпринимателям представится выгодным нанимать всех имеющихся рабочих. Поэтому экономисты-классики пришли к выводу, что вынужденная безработица невозможна. Любой желающий работать по определяемой рынком ставке заработной платы может легко найти работу.
Кейнсианский подход (Дж. М. Кейнс) В кейнсианской концепции занятости последовательно и обстоятельно доказывается, что в рыночной экономике безработица носит не добровольный характер (в неоклассическом его понимании), а вынужденный. По мнению Кейнса, неоклассическая теория действительна лишь в пределах отраслевого, микроэкономического уровня, и поэтому она не в состоянии ответить на вопрос о том, чем определяется действительный уровень занятости в экономике в целом. Кейнс показал, что объем занятости определенным образом связан с объемом эффективного спроса, а наличие неполной занятости, т. е. безработицы, обусловлено ограниченностью спроса на товары. Кейнс утверждал также что, что 3-4% населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии. Излагая свои взгляды, Дж.Кейнс опровергает теорию А.Пигу и показывает, что безработица присуща рыночной экономике и вытекает из самих ее законов. В кейнсианской концепции рынок труда может находиться в состоянии равновесия не только при полной занятости, но и при наличии безработицы. Это объясняется тем, что предложение труда, по мнению Кейнса, зависит от величины номинальной заработной платы, а не от реального ее уровня, как полагали классики. Следовательно, если растут цены и реальная заработная плата понижается, то рабочие при этом не отказываются работать. Спрос же на труд, предъявляемый на рынке предпринимателями, является функцией реальной заработной платы, которая изменяется при изменении уровня цен: при повышении цен рабочие смогут купить меньше товаров и услуг и наоборот. В результате Кейнс приходит к выводу, что объем занятости в большей степени зависит не от работников, а от предпринимателей, поскольку спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Если эффективный спрос в обществе недостаточен, поскольку он определяется прежде всего предельной склонностью к потреблению, которая падает по мере роста доходов, то занятость достигает равновесного уровня в точке, расположенной ниже уровня полной занятости. Кроме того, занятость значительной части рабочей силы определяется таким компонентом совокупных расходов, как инвестиции. Отношение между увеличением занятости и ростом инвестиций характеризует мультипликатор занятости, равный мультипликатору спроса. Рост инвестиций ведет к увеличению первичной занятости в отраслях, непосредственно связанных с инвестициями, что оказывает, в свою очередь, воздействие на отрасли, производящие предметы потребления, и в результате все это приводит к росту спроса, а значит, и совокупной занятости, увеличение которой превосходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями. Занятость по Кейнсу — это функция объема национального производства (дохода), доли потребления и сбережения. Поэтому для обеспечения полной занятости необходимо поддерживать определенную пропорциональность между: а) затратами на создание ВНП и его объемом; б) сбережениями и инвестициями. Если затраты на производство ВНП недостаточны для обеспечения полной занятости, в обществе возникает безработица. Если они превышаю необходимые размеры, возникает инфляция. В кейнсианской концепции делается два важных вывода: гибкость цен на товарном и денежном рынках, а также заработной платы на рынке труда не является условием полной занятости; даже если бы они и снижались, это не привело бы к сокращению безработицы, как считали неоклассики, так как при снижении цен падают ожидания владельцев капитала относительно будущих прибылей; для повышения уровня занятости, а обществе необходимо активное вмешательство государства, поскольку рыночные цены не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости. Лекарство от безработицы — экспансионистская политика государства, опирающаяся главным образом на использование фискальных инструментов. Изменяя налоги и бюджетные расходы, государство может влиять на совокупный спрос и на уровень безработицы.

6. Современные явления и особенности рынка труда и политики занятости Республики Татарстан. Инвестиции в человеческий капитал. Социальное партнерство: понятие, субъекты, виды, принципы, формы

128.

Краткая характеристика сферы развития человеческого капитала и рынка труда (по Программе социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 – 2015 годы)
Рынок труда представляет собой сложную систему экономических отношений, в которые вступают экономические агенты или их группы. Среди них, в первую очередь, необходимо выделить фактически занятых работников, безработных, занятых на «сером» рынке труда, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, объединения профсоюзов, работодателей. За последние 10 лет структура республиканского рынка труда претерпела существенные изменения. Численность занятых в сельском хозяйстве сократилась на 58 %, обрабатывающих производствах – на 14 %. В то же время в 2,1 раза увеличилась численность занятых в строительстве, а также на 55 % возросла численность занятых в сфере торговли и бытовых услуг. По состоянию на 2010 год доля занятых в сельском хозяйстве составила 9,5 %, обрабатывающих производствах – 17,7 %, строительстве – 10 %, сфере торговли и оказания бытовых услуг – 17 %. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда такую структуру можно практически считать оптимальной. Вместе с тем, по данным органов статистики, более 450 тыс. человек заняты на «сером» рынке труда. При этом «серый» рынок труда в 2009 году по сравнению с 2008 годом вырос более чем на 50 %. Это явилось следствием финансового кризиса 2008 – 2009 годов и совпадает с общей мировой тенденцией изменения рынка труда в период кризиса. Тем не менее формальный и «серый» рынки труда – это два сегмента, которые тесно взаимодействуют. Достаточно сказать, что на «сером» рынке занято почти 242 тыс. человек, а это порядка 7 – 10 млрд. рублей в виде возможных налоговых платежей в бюджет Республики Татарстан. В то же время доходы этой категории (а они значительны: по оценке, составляют более 50 млрд. рублей) поступают на потребительский рынок. Необходимо учитывать, что «серый» рынок труда представляет собой периферию ядра первичного рынка или, другими словами, такой рынок концентрируется вокруг экономически развитых секторов социальной сферы. Этот вывод важен для выработки мер государственного регулирования рынка трудовых ресурсов. Давление на рынок трудовых ресурсов оказывает и не синхронизированный с потребностями экономики выпуск специалистов учреждениями образования. Необходимо также отметить еще один блок проблем, связанный, казалось бы, с алогичной ситуацией, когда в одних секторах экономики при низкой заработной плате сохраняется стабильная численность и, наоборот, при высокой заработной плате – высокая текучесть кадров. Накопились проблемы в сфере привлечения мигрантов для работы в различных секторах экономики. Необходимо отметить, что значительная часть мигрантов приезжает в Республику Татарстан не по выделенной квоте, а по собственной инициативе, не имея при этом отношений с работодателями. Важным направлением работы органов власти являются также правильное прогнозирование структурных изменений в экономике, внедрение в ее секторы новых технологий и, как следствие, прогнозирование структуры рынка труда. Имея в виду, что экономика будущего – это экономика знаний, основанная на системе образования и инвестициях в человеческий капитал, актуальность этих проблем еще более возрастает, и, соответственно, потребуется сформировать адаптивную систему образования, упреждающую появление текущих потребностей рынка труда в специалистах необходимой профессиональной ориентации.

129.

Проблемы в сфере развития человеческого капитала и рынка труда на развитие отраслей (секторов) экономики (Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 – 2015 годы)
несоответствие потребностей секторов экономики и социальной сферы профильному выпуску специалистов образовательными учреждениями; недостаточная заинтересованность работодателей в инвестициях в подготовку и повышение квалификации работников для своего предприятия; отсутствие информации о профессиональной структуре незанятых граждан и занятых на «сером» рынке труда; отсутствие методик по формированию и прогнозу потребности в трудовых ресурсах; значительные масштабы «серого» рынка труда; большой поток нелегальных трудовых мигрантов из-за недостаточных полномочий республиканских органов власти; высокая инерционность диверсификации рынка труда; дефицит высококвалифицированных специалистов для развития приоритетных направлений Республики Татарстан. Низкий профессиональный уровень персонала и низкий уровень материально-технического обеспечения отдельных социально значимых видов деятельности (прежде всего здравоохранения) как препятствие для дальнейшего развития Республики Татарстан; неприменение методик кадрового аудита персонала в процессе текущей деятельности предприятий, а также граждан, ищущих работу.

130.

Социальное партнерство
- система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей.

131.

Субъекты социального партнерства
1) работники; 2) работодатели; 3) представители работников; 4) представители работодателей; 5) органы государственной власти; 6) органы местного самоуправления.

132.

Формы социального партнерства
- коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений; - взаимные консультации (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; - участие работников, их представителей в управлении организацией; - участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

133.

Принципы социального партнерства
- это основополагающие идеи, выражающие сущность, основной смысл социально-партнерских отношений. К основным принципам социального партнерства относятся: а) равноправие сторон. б) уважение и учет интересов сторон. в) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях. г) содействие государства в управлении и развитии социального партнерства на демократической основе. д) полномочность представителей сторон. е) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда. ж) добровольность принятия обязательств. з) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами. и) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений. к) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений. л) ответственность сторон, их представителей за невыполнения по их вине коллективных договоров, соглашений.

134.

Социально-партнерское соглашение
– это правовой акт социального партнерства, устанавливающий общие принципы регулирование труда, заключенный между представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях.   Целью заключения генерального соглашения является установление общих принципов регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.   В зависимости от количества участников соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними, многосторонними.   По сфере регулирования отношений и уровню их заключения различают соглашения: федеральные, отраслевые, региональные и территориальные.   Соглашения, заключаемые в различных сферах могут быть: генеральные (федеральный уровень), региональные (субъектов Федерации), тарифные межотраслевые и отраслевые, территориальные.   Каждый вид соглашений предполагает конкретный круг участников и определенный вид отношений в сфере труда, т.е. конкретную сферу регулирования.   Соглашения федерального уровня устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на всей территории России. Они могут заключаться на два-три года. Соглашения регионального уровня устанавливают общие начала регулирования социально-трудовых отношений, нормы оплаты труда и другие условия в пределах субъекта Федерации.   Отраслевые тарифные соглашения заключаются отраслевыми советом профсоюза и объединениями работодателей по направлениям социально-экономического развития отрасли, социальным гарантиям, условиям и оплате труда в конкретной отрасли, поэтому распространяется только на конкретную отрасль.   Территориальное соглашение представляет собой специальный акт, устанавливающий условия решения определенных социально-трудовых вопросов, связанных с территориальными особенностями (Крайний Север, Чернобыльская зона и т.п.). Подобные соглашения отражают и углубляют дифференциацию трудового права.   Иные соглашения – соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.  

Наши рекомендации