Организация статистического наблюдения
Статистическое наблюдение осуществляется в двух основных организационных формах:
1) путем предоставления отчётности;
2) проведением специально организационных статистических наблюдений.
Отчетность–это организованная форма статистического наблюдения, при которой сведения от нижестоящих организаций предоставляются вышестоящим и статистическим органам в виде обязательных отчетов в определенные сроки и по утвержденным формам.
В практике статистической работы отчетность подразделяется на общегосударственную и внутриведомственную. Общегосударственная отчетностьпредставляется как в вышестоящую организацию, так и в органы государственной статистики, а ведомственная –только в вышестоящие органы.
Специально организованное статистическое наблюдение представляет собой сбор сведений посредством переписей, единовременных учетов и обследований, проводимый для более глубокого исследования отдельных или новых явлений.
Статистическое наблюдение проводится строго в соответствии с планомстатистического исследования, который определяет ряд программно-методологических и организационных вопросов.
Программно-методологические вопросыопределяют:
1. Цель наблюдения – может определяться стоящими перед руководителем задачами, вытекать из постановлений правительства, администрации региона, маркетинговой стратегии фирмы. Общая цель состоит в информационном обеспечении управления и уточняется в зависимости от конкретных условий;
2. Объект наблюдения– исследуемая статистическая совокупность. Объектом может быть совокупность явлений, предметов, например, население при переписи, населенные пункты страны, предприятия города, персонал фирмы, ассортимент товаров и др.;
3. Единицу наблюдения– элемент совокупности, по которому собираются необходимые данные. Единицу наблюдения не следует путать с отчетной единицей(это такая единица, от которой получают в установленном порядке отчетные данные по утвержденным формам);
4. Ценз наблюдения–перечень вопросов или признаков, по которым должны быть получены ответы по единицам наблюдения.
Статистический признак– это конкретное свойство, качество, отличительная черта единицы наблюдения. Например, если при переписи населения единицей наблюдения является человек, то ценз может содержать такие признаки, как пол, семейное положение, возраст, размер дохода и др.;
5. Инструментарий. Для реализации программы статистического наблюдения разрабатывается статистический инструментарий – это бланки, анкеты, табеля, переписные листы (носители первичной информации). В настоящее время чаще используются технические носители информации, совместные с ЭВМ;
6. Момент (или период) наблюдения. Момент – это время, по состоянию на которое регистрируются данные. Момент наблюдения устанавливается в соответствии с целью наблюдения и особенностями явления. На практике его называют также критическим моментом. Период времени, в течение которого проводится наблюдение, устанавливается в чётком временном интервале, с учётом факторов, привносящих в изучаемое явление сезонные и другие циклические влияния.
Перечисленные программно-методологические вопросы излагаются в программе статистического наблюдения.
Организационные вопросыопределяют сроки и место проведения наблюдения, положение об организационной стороне, подготовку и расстановку кадров и другие, обычно включаемые в организационный план статистического наблюдения.
В организационном плане прежде всего указываются органы, выполняющие статистическое наблюдение. Это могут быть органы государственной статистики или иные службы.
Особое значение имеет контроль получаемых результатов (данных) наблюдения, который может быть: а) счетный; б) логический.
Счетный контрольведется на основе непосредственного пересчета данных и, таким образом, он чётко устанавливает наличие ошибки.
Логический контрольпроводится путем сопоставления полученных данных с другими известными (иногда по дублирующим признакам) данными и показателями. Таким образом, логический контроль выявляет неправдоподобные случаи и возможность ошибки.
Ошибки наблюденияпо источнику происхождения подразделяются на следующие:
1)преднамеренные(злостные, подтасовки, тенденциозные искажения);
2)непреднамеренные.
Законом предусматриваются экономические и административные меры, применяемые к предприятиям или лицам, не исключая уголовную ответственность, за злостные ошибки.
Непреднамеренные ошибки в свою очередь подразделяются на следующие:
а) случайные,связанные чаще всего с невнимательностью регистратора, небрежностью в заполнении документации, неточностью измерительных приборов и т.п.;
б) систематические,возникающие при округлении числовых значений признака в ту или иную сторону;
в) репрезентативностиспециальных методов (или представительности исследуемой совокупности), используемых в статистическом исследовании с несплошным наблюдением.