Государственное влияние на цены может быть прямым и ко­свенным

Прямое регулирование цен представляет собой администра­тивное вмешательство государства в процесс формирования уров­ня, структуры и динамики цен. К методам прямого регулирова­ния цен относят:

-установление фиксированного уровня цены, а также порядка и размера ее изменения;

-установление предельных или минимальных цен;

-установление минимальных, фиксированных или предель­ных коэффициентов изменения цен, нормативных уровней рента­бельности, уровней снабженческо-сбытовых (оптовых), торговых надбавок и наценок;

-введение порядка декларирования цен;

-общее замораживание цен или замораживание цен на отдель­ные товары;

-установление рекомендательных, залоговых, гарантийных, паритетных цен.

Прямое регулирование цен государственными органами но­сит ограниченный характер, охватывая преимущественно цены на продукцию, товары и услуги в отраслях общественного поль­зования (электроэнергетика, транспорт, связь, водоснабжение, сельское хозяйство).

При этом особое внимание уделяется предот­вращению развития монополизма, за исключением естественной монополии, обусловленной природой реализуемого продукта или особыми правами собственника.

Косвенное воздействие на процесс ценообразования, уровень цен, их динамику осуществляется на уровне экономики через си­стему экономических рычагов путем регулирования не самих цен, а факторов, которые влияют на них.

К косвенным методам регулирования цен относят:

- действующую систему налогообложения - количество нало­гов, их ставки, порядок расчета и включения в цену. Налоги су­щественно влияют на уровень цен, способствуя их росту и ограни­чивая объем потребления населения;

- уровень процентных ставок рефинансирования Центрально­го банка и условия кредитования Рост ставок приводит к росту цен, т.к. оплата процентов за пользова­ние займом включается в себестоимость продукции, работ, услуг или возмещается за счет прибыли. Одновременно динамика цен оказывает влияние на уровень ставок, т.к. инфляция приводит к росту потребностей предприятий в оборотных средствах, увели­чивая спрос на кредит, что ведет к увеличению ставок;

- торговая политика государства - ставки экспортно-импорт­ных пошлин, соотношение между ними. С одной стороны, размер ставок напрямую влияет на уровень цен, т.к. величина пошлины включается в состав цены, а с другой стороны, с помощью тамо­женных пошлин регулируется объем и структура экспорта и им­порта, т.е. предложение на рынке, что влияет на уровень рыноч­ных цен;

- обменный курс валют, установленный Центральным банком. Экономика России тесно связана с мировой и в силу сложивших­ся условий зависит от курсов основных валют. Поэтому обесцени­вание рубля приводит к инфляционным процессам в стране -пример тому финансовый кризис августа 1998 г.;

- регулирование государственных расходов, заработной платы в государственном секторе, пенсионного обеспечения, размеров пособий, стипендий и др. Их повышение, не обеспеченное соот­ветствующей товарной массой, созданной внутри страны, приво­дит к увеличению денежной массы и повышению цен

- политика государства в области инвестиций, субсидий, льгот, государственных заказов и закупок, осуществление эконо­мических и социальных программ. Действия государства оказы­вают влияние на состояние производства и объем потребления, что будет влиять на уровень цен;

- введение административных ограничений и запретов, анти­монопольное законодательство.

Степень государственного регулирования цен, как уже отме­чалось, зависит от состояния экономики. Как правило, оно уси­ливается в периоды кризисных ситуаций, т.к. возникает необхо­димость быстрой перестройки экономики.По мере выхода из кризиса и стабилизации влияние государства на цены ослабевает, сокращается сфера государственного регулирования и происхо­дит постепенное расширение сферы свободного ценообразования.

. В зависимости от ситуации в экономике регулирова­ние цен может носить антикризисный или антиинфляционный характер. В России на современном этапе требуется решение обе­их проблем - необходимо преодолевать кризисное состояние эко­номики и не допустить при этом нового витка инфляции.

Слож­ность ситуации заключается в том, что рычаги, с помощью кото­рых можно остановить инфляцию, одновременно тормозят эконо­мический рост и платежеспособность населения.

Наши рекомендации