Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

Совершенная конкуренция — это модель рынка, которая соответствует ряду требований:

• наличие большого числа независимо действую­щих конкурирующих фирм, имеющих небольшую долю в отраслевом выпуске продукции (менее 1% общих про­даж);

• конкурентные фирмы производят стандартизо­ванную продукцию и, следовательно, отсутствуют осно­вания для неценовой конкуренции, покупателям безраз­лично, продукцию какой фирмы покупать,

• конкурентные фирмы не могут устанавливать ры­ночную цену, они только приспосабливаются к ней, это условие вытекает из первых двух,

• не существует никаких препятствий (законода­тельных, технологических, финансовых и др.) для сво­бодного вхождения новых фирм в отрасль и выхода из нее. Из характеристики совершенной конкуренции вытекают следующие необходимые для анализа предположения;

• поскольку цена для каждой фирмы является данной, то повлиять на свой доход фирма может, изме­няя объем продаж;

— линия цены есть и линия спроса на продукцию конкурентной фирмы, что отражает абсолютную элас­тичность спроса

В зависимости от сложившегося уровня цен фирма может оказаться в четырех типичных ситуациях.Первая ситуация изображена на рис.25.

Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде - student2.ru

Объем производства

Рис.25. Положение предельной фирмы

Цена (Р) установилась на таком уровне, что воз­мещает только минимальные средние переменные издер­жки (mm AVC) Такая фирма называется предельной, т.е. находящейся на пределе целесообразности продол­жения производства, так как несет убытки. Использова­ние правила Р = МС позволяет понять, что при объеме производства Q1 убытки можно минимизировать. Мини­мальный убыток равен средним постоянным издержкам (AFC). На графике он показан заштрихованным прямо­угольником. Такой фирме безразлично, производить Q1 единиц продукции или прекратить производственную де­ятельность. Убытки в том и в другом случае равны.

В краткосрочном периоде фирма скорее примет решение производить в надежде на изменение рыночной ситуации Такое решение для нее более очевидно, если Р > min AVC < AC. Здесь фирма возмещает средние переменные и часть средних постоянных издержек, ее убыток меньше средних постоянных издержек

Ситуация вторая изображена на рис. 26.

Объем производства

Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде - student2.ru

Рис. 26. Положение запредельной фирмы

Цена установилась на таком уровне, что фирма не возмещает даже минимальных средних переменных из­держек производства (Р < min AVC). Такая фирма назы­вается запредельной. Она имеет убытки, но объема про­изводства, при котором их можно минимизировать, не существует. На графике убытки показаны заштрихован­ным прямоугольником. Фирме выгоднее прекратить про­изводственную деятельность, чем производить при дан­ной цене, так как в первом случае ее убытки равны средним постоянным издержкам, а во втором - превы­шают их.

Третья ситуация изображена на рис.27.

Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде - student2.ru

Объем производства

Рис.27. Положение допредельной фирмы с нулевой прибылью

Цена установилась на таком уровне, что фирма возмещает минимальные средние издержки (Р = min AC). При такой цене фирма работает на уровне самоокупаемо­сти, ее экономическая прибыль равна 0 при объеме производства О3. Если фирма решит производить любой другой объем продукции, ее прибыль будет меньшей величины.

Такая фирма называется допредельной с нулевой при­былью.

Четвертая ситуация изображена на рис. 28.

Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде - student2.ru

Объем производства

Рис. 28. Положение допредельной фирмы с чистой прибылью

Цена установилась на таком уровне, что превыша­ет минимальное значение средних издержек (Р > min AC). Фирма получает чистую прибыль, максимум которой достигается при производстве Q4 единиц продукции. Это допредельная фирма с чистой прибылью. На графике чистая прибыль показана заштрихованным прямоугольником.

Применение правила Р = МС при различных воз­можных рыночных ценах приводит к выводу о том, что отрезок кривой предельных издержек фирмы в кратко­срочном периоде, лежащий выше минимального значе­ния средних переменных издержек, есть кривая предло­жения фирмы в краткосрочном периоде.

Итак, в каждой из рассмотренных ситуаций фирма приспосабливается к цене и производит такое количество продукции, которое максимизирует прибыль или мини­мизирует убытки.

Сама же цена определяется соотношением рыночного спроса и рыночного предложения. Последнее находится суммированием продукции, предлагаемой все­ми фирмами в отрасли (при условии, что цены ресурсов и технологии заданы). Эти фирмы различны по масшта­бам, организации и технологической базе, а значит, и по уровню издержек. Поскольку цена является единой для всех фирм, то отрасль в каждый данный момент представлена допредельными, предельными и запредель­ными фирмами. Если спрос превышает предложение, то цена растет, появляются стимулы к расширению произ­водства: у допредельных фирм, получающих чистую при­быль, — увеличить ее массу; у допредельных фирм с нулевой прибылью — получить чистую прибыль; часть предельных фирм становится допредельными и получает нулевую прибыль; часть запредельных фирм станет пре­дельными.

Если предложение превысит спрос, цена падает, в отрасли происходят обратные явления.

Изменения рыночной цены происходят до тех пор, пока рыночное предложение не сравняется с рыночным спросом. Тогда устанавливается единая равновесная цена, которая в краткосрочном периоде имеет тенден­цию к сохранению.

Итак, обобщим основные положения по конкурентному ценообразованию:

1. при решении вопроса о продолжении или прекращении производства цена (P) сравнивается с минимумом средних переменных издержек (AVC) или общая выручка (TR) – с переменными издержками (VC);

2. при определении объемов производства, максимизирующего прибыль, сравниваются предельный доход (MR) с предельными издержками (MC) или общая выручка (TR) с общими издержками;

3. при определении фактической прибыли (убытков) сопоставляются цена (P) и средние издержи (AC) или общая выручка (TR) с общими издержками.

Наши рекомендации