Зачем строили пирамиду гко?

Важно отметить: изъятое у нас с вами лишь по приведённым трём примерам весьма существенно превышает весь объем средств, заимствованных в 1995 году государством на внутреннем и внешнем рынках. Так для чего же тогда запускалась пирамида ГКО? Получается, прежде всего - для того, чтобы хоть частично скомпенсировать запланированное разворовывание средств федерального бюджета. Похоже, так. И столь же похоже, что это была далеко не единственная и не главная цель.

Конечно, 1995 год в нашей жизни в этом смысле был особый - это был год перед выборами Президента. И тогда мало кто верил, что Ельцин удержится. А значит - хватай, что успеешь. Успели, как мы уже заметили, немало. И ради этого не только были обескровлены бюджет и экономика в целом, но страна была ввергнута ещё и в гигантскую финансовую пирамиду.

То, что властью строилась пирамида, аналогичная только что разрушенной "МММ", специалистам было понятно без каких-либо специальных объяснений - рисковый характер вложений был очевиден с самого начала. Плюс учтём специфическое устройство нашего Центробанка и проанализированную выше мотивацию его руководителей (см. "Не мышонок, не лягушка..."). Поэтому размещение государственных долговых обязательств производилось Правительством под сверхвысокий процент - более ста процентов годовых, что даже с учётом инфляции в несколько раз превышало возможную рентабельность реального сектора экономики. В такой ситуации уже к 1997 году эта пирамида естественно стала не добавлять средства в бюджет, а вытягивать их из бюджета. То есть из механизма компенсации потерь от прямого воровства наших с вами бюджетных средств пирамида быстро превратилась в легальный способ дополнительного изъятия у нас этих средств.

Quot;ЛОХИ" И ИГРОКИ

Кто мог играть в такую игру с государством? Во-первых, те, кто мало понимал в происходящем (эти, в основном, пострадали). Во-вторых, те, кто более или менее понимал, но готов был рисковать, считая себя умнее других и рассчитывая успеть вовремя выйти из игры (и многие успели). В-третьих, те, кого принудили играть, например, страховые компании, которые по закону обязаны были значительную часть средств держать в государственных ценных бумагах (эти были практически обречены). В-четвёртых, те, у кого была более или менее обоснованная уверенность в том, что их вовремя предупредят (некоторых предупредили вовремя, а части зарубежных игроков, если помните, перед самым дефолтом практически официально даже предоставили возможность вывести средства из игры). И, наконец, в-пятых - те, кто на самом деле имел реальный доступ к информации и знал, что играет беспроигрышно. Именно последняя категория и являлась движущей силой продолжения этой масштабной аферы на протяжении 1997-го и первой половины 1998 годов, когда пирамида служила уже просто неким водоворотом, в который уходили средства из бюджета. И где они затем оказывались? Понято - в карманах этих игроков. Кто же они, эти - в рамках современной российской морали - такие удачливые предприниматели?

Вряд ли мы в ближайшее время получим поимённый список этих счастливчиков - ведь, по утверждению бывшего Генпрокурора России Ю.Скуратова, прокуратурой было зафиксировано, что на рынке гособязательств играли лично члены Правительства, а также члены семьи (в буквальном смысле) Президента Ельцина.

Кстати, напомню: когда пирамида уже рухнула, СМИ сообщали, что Президент Ельцин поручил провести расследование причин и обстоятельств августовского 1998 года дефолта тогдашнему главе ФСБ В. Путину.

ИСТИННО РУССКАЯ РУЛЕТКА

Для понимания специфики функционирования российского рынка ценных бумаг немаловажна и другая информация - полученная Счётной палатой. В ходе проверки были выявлены, а затем на заседании Коллегии Счётной палаты представителями Минфина, ответственными за организацию размещения государственных долговых обязательств, никак не опровергнуты факты размещения государственных ценных бумаг уже после официального прекращения приёма заявок.

Ясен ли откровенно мошеннический характер выявленного механизма размещения государственных долговых обязательств? Да ещё и с учётом данных Ю.Скуратова о том, что играли не просто мальчики с улицы, а люди наиболее приближённые к Президенту и непосредственно члены его семьи?

Все же попробую более подробно объяснить суть конкурсной процедуры размещения государственных долговых обязательств. Вы можете подать заявку, предлагая государству в долг любую сумму и указав любой процент, который вы хотели бы получить на свои деньги. По итогам конкурса Министерство финансов должно набрать заранее объявленную сумму заимствований из тех предложений, в которых запрошен наименьший процент. Причём, если отсечение окажется на уровне ста процентов годовых, то те, кто пожелал иметь сто десять процентов, останутся ни с чем; те, кто пожелал иметь девяносто процентов годовых - девяносто и получат, а те, кто для надёжности указал поменьше, лишь семьдесят процентов, - получат только свои семьдесят процентов годовых. И заранее точку отсечения никто не знает.

Значит, в чём главный интерес игроков? Предугадать, какова будет точка отсечения, и предложить процент, лишь чуть меньший. А в чём интерес того игрока, который допущен к информациии? Уже не гадать, а просто узнать: какова по результатам торгов оказалась точка отсечения. И лишь затем подать свою заявку, запросив процент, минимально отличающийся от точки отсечения. Но узнать-то это можно лишь после того, как приём заявок прекращён. Теперь, наверное, уже и людям, абсолютно не включённым в эту проблематику, понятно, зачем продолжать принимать заявки после официального прекращения их приёма.

Конечно, в любой западной стране виновные в подобном понесли бы очень жёсткое наказание - ведь они не просто преступили закон, но ещё и подорвали доверие к государству. У нас же на Коллегии Счётной палаты представители Минфина не дрогнув пояснили, что у них, якобы, такая хорошая компьютерная система, что получить информацию о произведённых заявках и определить затем свой оптимальный заказ - невозможно. Вы верите?

Я - верю. Почему ж не поверить? Верю, что возможна такая замечательная комьютерная система, что никакой мальчик с улицы, даже если ему и предоставить возможность подать заявку после окончания их приёма, воспользоваться этим не сможет. Но у нас-то играли - далеко не мальчики с улицы...

ШОУ ДОЛЖНО ПРОДОЛЖАТЬСЯ!

Есть основания предполагать, что и в этой истории выявленное - лишь верхушка айсберга масштабной аферы, основанной на очевидно жульническом механизме размещения гособязательств.

Для справки: в 2001 году, спустя менее трёх лет после дефолта, уже при новом Президенте, новое Правительство запланировало вновь разместить на внутреннем рынке гособязательства - примерно на сто тридцать миллиардов рублей. Похоже, понравилось, И в 2002 году запланировали разместить уже почти на 200 млрд. рублей...

Есть ли какая-либо объективная необходимость в этом втором походе по тому же кругу теперь - в сравнительно новых условиях? Рискну утверждать, что абсолютно никакой. Достаточно сказать, что недобор средств прибыли на госпакеты акций крупнейших российских предприятий, в том числе монополистов, таких как "Газпром", РАО "ЕЭС России", "ЛУКОЙЛ" и других, существенно превышает те суммы, которые Президент и Правительство намерены взять в долг на рынке государственных обязательств. То есть, если бы проблема заключалась лишь в нехватке средств в бюджете - достаточно было бы всего лишь навести элементарный порядок в управлении госсобственностью.

А для чего же тогда это делается вновь?

Ответ каждый может дать сам, приняв к сведению полное отсутствие информации о том, чтобы что-то радикально изменили в механизме заимстований, а также о том, чтобы кого-либо из организаторов прежних махинаций наказали или хотя бы отстранили от "дела"...

Конечно, и с напёрсточниками тоже можно играть, но это дело - уж очень на любителя острых ощущений...

Наши рекомендации