Тема№6. Механизм функционирования рыночной системы

2) Цель: ознакомление студентов с законами спроса и предложения, понятием эластичности.

3) Тезисы лекций:

Механизм функционирования рынка – это процесс формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и его структуры. Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами.

Объем спроса, или количество товаров, на которое предъявлен спрос, определяется множеством факторов. Одним из важнейших факторов, определяющих величину спроса является цена товара или услуги. Закон спроса выражает:

- обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров.

- постепенное убывание спроса на данный товар или услугу.

Охарактеризуем воздействие неценовых факторов на динамику спроса.

1. Доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет.

2. Вкусы покупателей. Они могут изменяться под воздействием рекламы, модификаций моды и других факторов. Благоприятное для данного товара изменение вкусов вызовет рост спроса на него и наоборот.

3. Рост общего числа покупателей. Он также вызывает увеличение спроса.

4. Цены на сопряженные товары. Есть товары взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементы). Пример первых - чай и кофе. При повышении цен на кофе спрос на него падает, и потребители больше покупают чай. Итак, между ценой на один из товаров – субститутов и спросом на другие существует прямая зависимость. Пример вторых - фотоаппараты и фотопленка. При повышении цены на фотоаппараты спрос на фотопленку снижается, значит между ценой на один из товаров – комплементов и спросом на другой - обратная связь.

5. Потребительские ожидания. Покупателя интересуют и такие вопросы: какая цена на данный товар ожидается, например, в будущем году, какой величины доход он будет иметь через определенный промежуток времени и т.д. Ожидание увеличения цены побуждает покупателя проявлять повышенный спрос на данный товар, ожидание увеличения дохода будет побуждать его меньше ограничивать свои текущие расходы.

Изменение спроса на товары вызывает адекватную реакцию со стороны рыночного предложения этих товаров.

Предложение- это то количество товаров или услуг, которое предложено для реализации на рынке в определенный промежуток времени.

Значит, при прочих равных условиях повышение цены единицы товара ведет к возрастанию величины предложения и наоборот, т.е. существует прямая связь между ценой и величиной предложения. В этом суть закона предложения.

Сдвиг кривой предложения вызывают следующие неценовые факторы:

1.Цены на ресурсы. Всякое производство связано с определенными затратами и издержками. Если цены на используемые фирмой ресурсы растут, то растут и издержки. Производство для фирмы становится дороже. Чтобы возместить растущие издержки, фирме следовало бы увеличить цены на свои товары, что сделало бы их менее конкурентоспособными и привело к сокращению предложения.

2.Применяемые технологии. Совершенствование технологии производства приводит к снижению производственных издержек и, следовательно, к увеличению объема предложения.

3.Динамика цен на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Рост цены на один из товаров – субститутов при прочих равных условиях вызывает уменьшение предложения другого. Если, например, возросла цена на один из товаров - комплементов, то увеличится предложение другого.

4.Налоги и субсидии. Рост налогов следует рассматривать как рост издержек производства, который снижает предложение. Государственное субсидирование производства какого-то товара, наоборот, можно рассматривать как снижение производственных издержек с точки зрения выпускающей этот товар фирмы, что будет способствовать расширению предложения.

5.Численность производителей. Увеличение численности производителей данного товара приводит к увеличению предложения и наоборот.

6.Ожидание. Прогнозируемое изменение цены товара в будущем может двояко сказаться на поведении производителей. Во-первых, они могут попридержать товары в надежде на то, что в недалеком будущем цены на них возрастут. В таком случае предложение сократится. Во-вторых, вполне допустима и такая ситуация, когда ожидание повышения цены на данный товар будет побуждать производителей расширять производственные мощности и увеличивать предложение данного товара.

Термин «эластичность», пришедший в экономику из физики, используется для измерения соотношения взаимно обусловливающихся переменных: цен и количества, или объема, проданных товаров.

Степень изменения величины спроса при изменении цены характеризует эластичность спроса. Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу.

Эластичность спроса по цене показывает степень воздействия изменения цены на изменение количества товаров, на которое предъявлен спрос. Эластичность спроса по цене Ed, определяется как отношение процентного изменения в количестве продукции, на которую предъявлен спрос, к процентному изменению в цене, т. е.

Ed= Изменение объема продаж товаров в %

Изменение цены в %

В практике могут иметь место пять разных вариантов ценовой эластичности спроса:

1. Спрос эластичный, когда при незначительных повышениях цены объем продаж существенно возрастает.

2. Спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1% -ное изменение продаж товаров.

3. Спрос неэластичен, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно.

4. Спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар (например, инсулин для больных диабетом);

5. Спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров, независимо от его цены.

4) Иллюстративный материал: презентация

Литература

Основная:

1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г.

2. Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие». 30.11.2015.г.

3. Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана. «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». 2014 г.

4. Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства. // Казахстанская правда. 15 декабря 2012.

5. Курс экономической теории. Учебник под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСА, 2011. – 846 с..

6. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебник. – М., 2011.

7. Экономическая теория. Учебник. Под общей ред. Акад. Видяпина В.И., Добрынина А.И., и др. М, ИНФРА – М, 2012 г.

8. Рахимжанова Н.И. Основы рыночной экономики. Учебник. 2010.

9. Айдарханов М.Х. Основы экономической теорий. Учебник. 2012.

10. Темирбекова А. Экономическая теория. Краткий курс лекций: Учебное пособие.- А., 2007.

11. Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие для студентов / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Дулиной, А.Ю. Юданова. М., 2006.

12. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник, М., 2008

13. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: курс лекции и практические занятия: учебное пособие. – Спб: 2008.

14. Базылев Н.И. Экономическая теория. Учебное пособие. Минск, 2008.

15. Экономическая теория: учеб./ под ред. В.Д.Камаева.-М., 2006.

16. Попов А.И. Экономическая теория. Учебник «Питер» 2006.

17. Океанова З.К. Экономическая теория: учеб. М-2006.

18. Куликов Л.М. Экономическая теория. Учебник. – М., 2005

19. Курс экономической теории. Учебник. Под ред. М.И. Плотницкого, Минск, 2005

Дополнительная:

1. Адам Смит. Исследования о природе и причинах богатства народов. – Петрозаводск, 1993 г.

2. Маршалл А. Принципы экономической науки. – М., 1992 г.

3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М., 1992

4. Самуэльсон Н., Нордхаусс В. –М: Экономика, 2000 г.

5. Национальная экономика: учебное пособие под общ. ред. Сидоровича А.В., Абишева А.А. – Алматы: Экономика, 2009.

6. Аубакиров Я.А. Национальная экономика: теоретико-методологические и практические проблемы развития. – Алматы: Раритет, 2009.

7. Конкурентоспособность национальной экономики: критерии оценки и пути повышения. Под ред. Сабдена О. – Алматы, 2007.

8. Кошанов А.К. Национальные экономические интересы и отношения собственности – Алматы: ИД «Эксклюзив», 2009.

9. Ибрагимов С.Т. Новые условия и проблемы развития экономики Казахстана. – Алматы. Қазақ ун-ті, 2010.

10. Берентаев К.Б. Экономика Казахстана и вызовы XXI века. – Алматы. 2013.

11. Есентугелов А. Стратегия процветания страны в условиях мира. Уроки мирового кризиса и модернизация казахстанской экономики. –Астана, 2011.

12.Трофимова Г.К. Краткий курс экономической теории: учебное пособие. –М.: ФАИР – Пресс, 2003.

13. Овчинников Г.П. Экономика: Учебник. 2002.

14. Сабден О.С. Рыночная экономика: учебное пособие – Алматы, 2002.

Электронный ресурс:

5. Экономическая теория (Электронный ресурс): Учебник. Под ред. И.Л.Николаева, 2011.

6. Основы экономической теорий (Электронный ресурс): Электронное учебное пособие / ВКГТУ им. Д.Серикбаева, 2010

7. Носова С.С. Экономическая теория (Электронный ресурс): Электронный учебник, 2010

8. Сахариев С.С. Современный курс экономической теорий (Электронный ресурс): Учебник. Алматы: Юридическая литература, 2006.

6) Контрольные вопросы:

1. В чем суть закона спроса и какие неценовые факторы влияют на спрос?

2. В чем суть закона предложения и какие неценовые факторы влияют на предложение?

3. Что такое эластичность?

4. Какие виды эластичности Вы знаете?

Наши рекомендации