Рынок факторов производства

Рынок факторов производства отличается тем, что на нем производители, которые раньше были продавцами товаров, выступают как покупатели, обеспечивая производственный процесс необходимыми ресурсами. Расходы производителей становятся доходами для продавцов ресурсов. Поэтому уровень доходов в обществе зависит от уровня развития производства, от их рационального распределения между отдельными производителями.

Предложение факторов производства зависит прежде всего от специфики каждого рынка. Дело в том, что рынок факторов производства складывается из трех видов рынка: рынка труда, рынка земли, рынка капиталов. В зависимости от факторов развития рынка формируется предложение. Однако общим для всех рынков является то, что количество ресурсов, предлагаемых к продаже, ограничено по сравнению с потребностями в их производстве.

Для фирмы-производителя большое значение имеют цены на ресурсы, так как именно от них зависит уровень издержек производства. При имеющемся техническом базисе цены будут определять количество ресурсов, которое можно использовать.

Спрос на факторы производства. Особенностью, специфической чертой спроса на любые факторы производства является то, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага.

Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели. Предприниматели стремятся обнаружить возможности получения дохода, не замеченные конкурентами. Рынки факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках товаров, уровне издержек производства, объемах предложения и т.д. Для организации производственного процесса требуются многие факторы: труд, земля, техника, сырье, энергия. Все они в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, и наоборот, природные сырьевые материалы могут быть заменены искусственными и т.д. Однако и труд, и техника, и сырье сопряжены, взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот.

Следовательно, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные сопряженные с ними ресурсы и факторы.

РАБОЧАЯ СИЛА

В рыночных условиях функционирования экономики рабочая сила выступает предметом купли-продажи.

Товар «рабочая сила» имеет ряд специфических особенностей, важнейшими из которых являются:

1) работник как собственник рабочей силы наделен определенными правами, защиту которых обеспечивает государство. Работодатель обязан соблюдать установленные и принятые в обществе нормы законодательного права в сфере трудовых отношений;

2) товар «рабочая сила» является ведущим фактором производства, обеспечивающим конкурентоспособность и экономический рост;

3) работнику необходимо поддерживать свою функциональную способность к производительному труду независимо от продажи рабочей силы путем потребления определенного набора жизненных благ;

4) работник дает возможность работодателю использовать его рабочую силу до момента ее оплаты в денежном выражении, тем самым кредитуя предпринимателя;

5) потребительная стоимость рабочей силы определяется рядом характеристик, среди которых важное значение имеют опыт, знания, квалификация. Специфика рабочей силы обусловливает различные модели ценообразования. С позиции воспроизводственного подхода, примененного к товару «рабочая сила», выделяются четыре основные фазы:

1) формирование. Фаза формирования качественных функциональных способностей к трудовой деятельности включает школьную, вузовскую, производственную подготовки, повышение квалификации идр.;

2) распределение и обмен. Фазы распределения и обмена рабочей силы предполагают найм, увольнение и перемещение работников;

3)использование. Фаза использования рабочей силы подразумевает непосредственное ее участие в целесообразной, практической деятельности. Цена рабочей силы с позиции воспроизводственного подхода должна покрывать расходы, которые осуществил собственник рабочей силы по всем четырем рассматриваемым фазам. Цена рабочей силы, денежным выражением которой выступает заработная плата, должна обеспечивать расширенное воспроизводство и качественное развитие рабочей силы. К важнейшим функциям заработной платы в рыночной экономике относятся стимулирование работника к высокопроизводительному труду, обеспечение социальной справедливости, учет меры живого труда в процессе формирования цены продукта.

Маркетинг и рабочая сила. Маркетинг рабочей силы направлен на обеспечение баланса сил спроса и предложения рабочей силы с целью оптимального удовлетворения потребностей сторон социально-трудовых отношений. Целью маркетинга рабочей силы служит создание эффективной системы регулирования занятости населения.

Маркетинговый подход к исследованию рынка рабочей силы позволяет:

1) повысить степень информируемости, избирательности и результативности социально-трудовых отношений;

2) обеспечить эффективное регулирование процессов формирования, распределения, обмена и использования трудовых ресурсов;

3) сформировать высокую экономическую культуру работников и работодателей;

4) повысить уровень и качество жизни населения страны через обеспечение эффективного использования рабочей силы в производственной деятельности и удовлетворения интересов и потребностей всех сторон социально-трудовых отношений.

Наши рекомендации