Выпуск рыночных услуг

Стоимость выпуска рыночных услуг определяется, в общем случае, как сумма выручки за эти услуги.

Очень сложно определить подлинный объем выпуска в торговле. Теоретических проблем тут нет - за стоимость выпуска принимается объем торговой наценки, получаемой торговыми предприятиями. Но на практике, однако, трудно определить, какую именно наценку устанавливают торговые предприятия, киоски или даже индивидуальные продавцы. Торговые организации, как правило, заинтересованы занизить подлинную цену продажи и, соответственно, торговую наценку, чтобы не платить с нее налог. Поэтому показываемые в отчетах торгующих организаций цифры могут быть искажены. Для корректировки этой информации дополнительно используются данные налоговой службы, данные специальных обследований населения, в которых содержится информация о подлинных расходах на покупки, а также непосредственное наблюдение за уровнем розничных цен.

Жилищное хозяйствоможет быть рыночным и нерыночным.

Оно может считаться рыночным, если плата за услугу (квартирная плата) составляет экономически значимую цену. Это не исключает возможности субсидирования со стороны государства или каких-то некоммерческих организаций. Но размер субсидирования не должен быть слишком большим. В этом случае объем выпуска должен определяться как сумма квартирной платы и субсидий (в основных ценах). Если же субсидии являются основным источником финансирования жилищного хозяйства, а квартирная плата является символической по отношению к фактическим текущим затратам, то такое жилье следует отнести к нерыночным услугам.

Особое место при исчислении стоимости выпуска рыночных услуг занимает исчисление стоимости услуг жилья, занимаемого самим владельцем. По международной методологии для определения стоимости выпуска в данном случае следует исходить из средних цен, по которым аналогичное жилье сдается в аренду. Однако, подобный расчет можно провести только в том случае, если рынок жилья сложился, средние цены известны и достаточно стабильны. Если цены неизвестны, то рекомендуется использовать иной подход. Он сводится к тому, что выпуск рассчитывается по сумме текущих затрат. Сами эти затраты получаются в достаточной степени условно после подробного анализа продаж населению строительных материалов, выручки предприятий, занятых ремонтными услугами и т.д.

Для финансовых предприятийстоимость выпуска определяется:

• для банков - как разница между полученной платой за кредит и процентами, выплаченными кредиторам, плюс стоимость услуг, оказываемых банками своим клиентам (например, плата за ведение счетов);

• для страховых организаций - как разница между суммой страховых взносов и суммой выплаченных страховых премий за вычетом сумм, направляемых страховыми организациями на пополнение резервных фондов.

Для других финансовых посредников – инвестиционных фондов, фондовых бирж и других − методика расчета стоимости выпуска в принципе та же: доходы, полученные от финансовой деятельности, минус расходы, связанные с выполнением финансовых обязательств перед своими клиентами.

Наши рекомендации