Тема 3. Теория поведения потребителя

Программная аннотация

Основные предпосылки анализа поведения потребителя. Концепция рациональности потребителя.

Общая и предельная полезность. Функция полезности. Закон убывающей предельной полезности. Принцип максимизации полезности.

Потребительские предпочтения. Кривые безразличия, их виды. Карта кривых безразличия. Свойства кривых безразличия. Предельная норма замещения.

Бюджетное ограничение. Бюджетная линия. Уравнение бюджетной линии.

Равновесие (оптимум) потребителя.

Особенности потребительского спроса. Реакция потребителя на изменение цен. Кривая «цена-потребление». Реакция потребителя на изменение дохода. Кривая «доход-потребление». Кривые Энгеля. Эффект дохода и эффект замещения в интерпретации Дж. Хикса. Парадокс Роберта Гиффена.

Планы семинарских занятий

1. Предпосылки анализа поведения потребителя.

2. Полезность. Виды полезности. Кривые безразличия.

3. Бюджетная линия.

4. Равновесие потребителя.

5. Особенности потребительского спроса.

6. Реакция потребителя на изменение цен. Кривая «цена-потребление».

7. Реакция потребителя на изменение дохода. Кривая «доход-потребление».

Задания

№1. Что подать к столу, если вы ждете в гости экономиста Григория, который выразил свои предпочтения в виде следующих кривых безразличия:

Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru
№2. Пусть функция полезности потребления услуг сотовой связи для потребителя задана уравнением Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru . Найти объем потребления, при котором начинает действовать закон убывающей предельной полезности.

№3. Как изменились цены, если прямая бюджетного ограничения перемещена таким образом, как изображено на рисунке:

 
  Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru

№4. Найти цены товаров x,y, если известно, что доход потребителя равен 100 д.е., объем потребления товаров 10 и 30, а цена товара x в два раза больше цены товара y.

№5. Потребитель тратит 20 рублей в день на груши и яблоки. Предельная полезность яблок для него равна 20 – 3х, где х – количество яблок. Предельная полезность груш - 40 – 5у, где у – количество груш. Цена одного яблока – 1рубль, цена одной груши – 5 рублей. Какое количество яблок и груш будет оптимальным для потребителя?

№6. Функция полезности потребителя представлена как Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru . Потребитель расходует на потребление двух благ 48 руб. Рыночная цена первого блага меняется (см. табл.), рыночная цена второго блага равна 6 руб.

а) Определите оптимальные наборы из двух благ.

РX
Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru            
Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru            

Б) Напишите уравнения бюджетных ограничений и постройте их графики.

В) Постройте кривую «цена – потребление». Как можно охарактеризовать эти блага?

Г) Постройте кривую спроса для первого блага. Выполняется ли для него парадокс Гиффена?

№7. Функция полезности потребителя имеет вид Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru . Рыночные цены благ равны соответственно 4 и 6 руб.

а) Определите оптимальные наборы из двух благ, если доход потребителя меняется (см. табл.)

I
Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru        
Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru        

б) Напишите уравнения бюджетных ограничений и постройте их графики.

В) Постройте кривую «доход-потребление». Как меняется потребление благ с ростом дохода?

Г) Постройте кривую Энгеля для первого блага. Какой наклон имеет эта кривая?

Д) Постройте кривую расходов Энгеля для первого блага. Что можно сказать о его категории?

№8. Из потребителей первой группы, состоящей из 200 человек, каждый обладает следующей индивидуальной функцией спроса: Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru . Спрос каждого из потребителей второй группы, насчитывающей 30 человек, описывается функцией спроса Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru . Определите рыночный спрос.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Посещение лекций Участие в лекционном занятии Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 0,25 баллов.
Устный опрос - знания базовых понятий и основных теорий; - умение рассуждать в пределах темы, выявляя ее теоретические, прикладные и ценностные аспекты, основные подходы и точки зрения; - применение их для обоснования практических решений в повседневной жизни и профессиональной сфере; - умение формировать и аргументировать личную позицию; - наличие навыков анализа, четкого и последовательного изложения материала; - общая эрудиция и способность ориентироваться в структуре современного гуманитарного знания. Оценка «отлично» (1,5 балла) ставится в том случае, когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал семинарского занятия. Исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок. Оценка «хорошо» (1 балл) ставится, если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий. Оценка «удовлетворительно» (0,5 балла) ставится, если студент освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий. Оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) ставится, если студент не явился или значительное опоздал на семинар, не знает отдельных вопросов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания
Тестирование Количество правильно выполненных тестовых заданий Определяется доля правильно выполненных тестовых заданий в общем числе заданных тестовых заданий. Затем полученный процент умножается на количество баллов за 1 тестирование

Тема 4. Теория поведения производителя (предприятия)

Программная аннотация

Фирма. Виды фирм. Понятие предприятия. Классификация предприятий. Внутренняя и внешняя среда. Открытие и закрытие предприятий. Санация и банкротство.

Производство. Затраты и результаты: общие, средние и предельные величины. Диверсификация, концентрация и централизация производства. Производственная функция и ее свойства. Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей отдачи переменного ресурса. Изокванта. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная).

Издержки производства: общие (валовые), средние и предельные; постоянные и переменные. Экономические издержки и бухгалтерские издержки. Внутренние (явные) и внешние (вмененные) издержки. Изокоста. Предельная норма технического замещения. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Выручка: общие (валовые), средние и предельные показатели. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Нормальная прибыль.

Равновесие (оптимум) производителя (предприятия). Правило минимизации издержек. Правило максимизации прибыли. Оптимальный путь роста фирмы.

Планы семинарских занятий

1. Фирма. Предприятие. Внутренняя и внешняя среда.

2. Производство. Производственная функция, ее свойства. Общий, средний и предельный продукты.

3. Изокванты и их виды.

4. Издержки производства: понятие и виды. Изокоста.

5. Издержки производства в КСП и ДСП.

6. Выручка. Экономическая и бухгалтерская прибыль.

7. Равновесие (оптимум) производителя (предприятия).

Задания

№1. В коротком периоде у фирмы, производящей товар, затраты капитала постоянны, а затраты труда меняются, соответственно изменяется и объем выпускаемой продукции:

L
Q
Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru                        
Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru                        

а) По приведенным в табл. Данным постройте график, выражающий зависимость объема выпуска от затрат труда Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru . Покажите, как в любой точке этого графика можно геометрически определить значения предельного и среднего продуктов труда.

Б) Рассчитайте значения среднего и предельного продуктов труда. Постройте соответствующие графики. Покажите, при каких затратах труда наблюдается:

1. убывающая отдача от масштаба;

2. одновременное убывание предельного и среднего продуктов труда. Дайте объяснение.

В) На графике совокупного выпуска отметьте характерные точки, в которых:

1. предельный продукт достигает максимума;

2. средний продукт достигает максимума;

3. предельный и средний продукты равны;

4. предельный продукт равен нулю.

Дайте объяснения.

№2. В задачах 2.1-2.2 определите предельный продукт труда и капитала, предельную норму технического замещения:

  Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru
2.1 Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru      
2.2 Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru      

№3. Фирма минимизирует затраты, обеспечивая выпуск продукции при оптимальной комбинации труда и капитала. В задачах 3.1-3.2 найдите значения неизвестных величин, используя приведенные в таблице данные. Постройте ситуацию равновесия производителя (предприятия) графически.

  Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru w r TC Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru
3.1 Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru       2/3
3.2 Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru       4/3

№4. Оцените следующую экономическую ситуацию. На строительство гостиницы уже потрачено 4 млн. руб. Осталось вложить еще 2 млн. руб. для завершения строительства. Но ситуация на рынке гостиничных услуг изменилась. Эксперты оценили, что современная стоимость всех будущих доходов составит 5 млн. руб. Незавершенный объект можно продать за 2,5 млн. руб. Других, более выгодных вариантов использования незавершенного строительства нет. Нужно ли его оканчивать? Ответ обосновать.

№5. Оцените следующую экономическую ситуацию. Предприниматель владеет небольшой фирмой по выращиванию цветов. Он нанимает трех работников за 10 тыс. руб. в год каждого с оплатой в конце года, платит 5 тыс. руб. в год арендной платы за землю и покупает саженцы, семена и удобрения за 35 тыс. с оплатой в начале года. Для приобретения саженцев, семян и удобрений предприниматель использует собственные средства.

Для закупки необходимого оборудования стоимостью 30 тыс. руб. он берет в банке соответствующий кредит на несколько лет под 10% годовых. Срок службы оборудования – 5 лет, ликвидационная стоимость равна нулю. Процент по депозитам – 7%.

Конкурирующая фирма предлагает ему рабочее место управляющего с оплатой 35 тыс. руб. в год. Суммарный годовой доход от продажи цветов составляет 150 тыс. руб. Найдите: а) экономические и бухгалтерские издержки данного предпринимателя; б) экономическую и бухгалтерскую прибыль фирмы. Что можно порекомендовать владельцу фирмы?

№6. Функция валовых издержек фирмы задана формулой Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru . Определите функции всех известных издержек и рассчитайте их величину для выпуска, равного 2.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Посещение лекций Участие в лекционном занятии Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 0,25 баллов.
Устный опрос - знания базовых понятий и основных теорий; - умение рассуждать в пределах темы, выявляя ее теоретические, прикладные и ценностные аспекты, основные подходы и точки зрения; - применение их для обоснования практических решений в повседневной жизни и профессиональной сфере; - умение формировать и аргументировать личную позицию; - наличие навыков анализа, четкого и последовательного изложения материала; - общая эрудиция и способность ориентироваться в структуре современного гуманитарного знания. Оценка «отлично» (1,5 балла) ставится в том случае, когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал семинарского занятия. Исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок. Оценка «хорошо» (1 балл) ставится, если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий. Оценка «удовлетворительно» (0,5 балла) ставится, если студент освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий. Оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) ставится, если студент не явился или значительное опоздал на семинар, не знает отдельных вопросов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания

Наши рекомендации