Спрос, предложение и рыночное равновесие. 1. Рыночная система. Понятие и сущность рынка
1. Рыночная система. Понятие и сущность рынка. Виды рынков, их классификация.
2. Функции рынка. Необходимость и пределы государственного вмешательства в рыночный процесс. Основные черты современной рыночной экономики.
3. Механизм рынка. Экономическая природа спроса. Функция и закон спроса. Факторы, определяющие спрос. Индивидуальный и рыночный спрос.
4. Экономическая природа предложения. Закон предложения. Детерминанты предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.
5. Равновесие спроса и предложения. Дефицит и излишки. Уравновешивающая функция цен. Подходы Л.Вальраса и А.Маршалла к анализу установления рыночной цены.
6. Устойчивость рыночного равновесия. Статическая и динамическая модели.
7. Понятие эластичности спроса и предложения. Ценовая эластичность спроса и факторы, на нее влияющие. Коэффициенты ценовой эластичности спроса. Точечная и дуговая эластичность. Эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность.
8. Эластичность предложения. Факторы, влияющие на эластичность рыночного предложения.
9. Значение элемента времени в экономике. Мгновенное, краткосрочное и длительное равновесие (равновесие «нормальной цены»).
10. Практическое значение теории эластичности. Классификация благ в зависимости от значения эластичности.
11. Последствия государственного вмешательства в рыночный механизм.
Литература
· Курс экономической теории. /Под ред. Чепурина М.Н. и Киселевой Е.А. – Гл. 5.
· Курс экономической теории. /Под ред. Сидоровича А.В. – Гл. 4.
· Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – Гл. 3.
· Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика. – Гл. 2.
· Экономическая теория (политическая экономия). /Под ред. Видяпина В.И. и Журавлевой Г.П. – Гл. 7.
· Вечканов Г.С. Экономическая теория. – Гл. 6–9.
· Бомол У.Дж., Блайндер А.С. Экономикс. Принципы и политика. – Гл. 3–5.
· Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. – Гл. 2–4.
· Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – Гл. 4–5.
· Максимова В.Ф. Микроэкономика. – Гл. 1–3.
· Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – Гл. 7.
· Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – Гл. 1–2.
· Самуэльсон П., Нордхауз В. Экономика. – Гл. 5.
· Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. – Гл. 3.
· Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – Гл. 10, 13.
· Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. – Гл. 1–2.
· Хейне П. Экономический образ мышления. – Гл. 2–4.
· Экономика. /Под ред. Булатова А.С. – Гл. 6, 9.
Тема 4
Теория рыночного потребительского поведения
И потребительский выбор
1. Потребительский выбор и его особенности. Функция полезности. Суммарная полезность набора благ. Предельная полезность.
2. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса. Шкала К. Менгера. Законы Г. Госсена. Условие равновесия потребителя и максимизация полезности.
3. Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности и спроса. Модель потребительского выбора: кривые и карты безразличия, предельная норма замещения (субституции). Бюджетные ограничения, потребительский бюджет и бюджетная линия.
4. Особенности потребительского спроса: функциональный и нефункциональный спрос. Социальный, спекулятивный, нерациональный спрос.
5. Формирование индивидуального и рыночного спроса. Кривые Э. Энгеля. Эффект дохода, эффект замещения. Парадокс Р. Гиффена. Эффект дохода и эффект замены по Дж. Хиксу и Е.Е.Слуцкому. Компенсирующие и эквивалентные изменения дохода.
6. Выбор потребителя в условиях неопределенности и риска. Асимметрия информации и «рынок лимонов». Негативный отбор.
Литература
· Курс экономической теории. /Под ред. Чепурина М.Н. и Киселевой Е.А. – Гл.5.
· Курс экономической теории. /Под ред. Сидоровича А.В. – Гл.4.
· Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – Гл.5.
· Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика. – Гл. 3.
· Экономическая теория (политическая экономия). /Под ред. Видяпина В.И. и Журавлевой Г.П. – Гл. 16.
· Вечканов Г.С. Экономическая теория. – Гл. 8.
· Бомол У.Дж., Блайндер А.С. Экономикс. Принципы и политика. – Гл. 4.
· Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика.– Гл. 3.
· Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена в теории потребительского спроса. – Вехи экономической мысли. Вып.1.
· Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – Гл. 23.
· Максимова В.Ф. Микроэкономика. – Гл. 4.
· Самуэльсон П., Нордхауз В. Экономика. – Гл. 5.
· Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. – Гл. 2.
· Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – Гл. 6.
Тема 5