Финансовая система и фискальная политика государства

Первонач сферой возникнов финанс отноше - процессы первич распредел стоимости обществ продукта, когда эта стоимость распад-ся на составляющие и образуются различные формы денежных доходов и накоплений. Распредел и перераспредел стоимости с помощью финансов сопровожд. движением денежных средств, которые принимают форму финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы формируются у предприятий, домохозяйств и государства засчёт: -различных видов денежных доходов, отчислений, поступлений

Финансовые ресурсы используются на: -расширение воспроизводства, на материальное стимулирование работников, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансы отражают совокупность отношений по поводу: формирования, распределения, использования фондов денежных средств на уровне государства, предприятий и домохозяйств. Сущность финансов проявляется в их функциях: 1.распределительная –2.контрольная. Первая функция направлена на обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами. Вторая позволяет оптимизировать деятельность предприятий, домохозяйства и государства на основании сравнения их доходов и расходов

Финансовая система – совокупность финансовых рынков и институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками . Основной целью финансовой системы - перераспределение потоков финансовых средств от субъектов имеющих их в избытке к субъектам испытывающих в данный момент их недостаток.

Функции финансовой системы ….-обеспечение перемещение финансовых ресурсов во времени и пространстве(между субъектами, регионами, отраслями). -управление рисками. -обеспечение платежей и расчётов. -объединение финансовых ресурсов и разделение капиталов. -предоставление ценовой информации .-решение проблемы стимулирования

Структуры финансовой системе. По структуре финансовая система состоит из сфер или звеньев финансовых отношений на уровне государства предприятий и домохозяйств. Таким образом выделяется сразу три сферы: гос финансы и финансы предприятий и домохозяйств. Сфера гос финансов включает государственный бюджет, местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды и гос кредит. Финансы предприятий и домохозяйств включают финансы предприятий, финансы частных некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств и финансовые институты. Финансовые институты – это организации которые предоставляют финансовые услуги и продают финансовые продукты другим субъектам рынка. К сектору финансовых институтов относятся банки и небанковские кредитные учреждения.. Банки бывают эмиссионными, универсальными коммерческими специализированными . Эмиссионные наделены правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения хранение золотовалютных запасов и управление валютным курсом национальной денежной единицы. Коммерческие и специализированные банки свою расчёты осуществляют через эмиссионные банки..

Коммерческие банки выполняют следующие функции:

- привлечение свободных денежных средств на вклады. -предоставление кредитов. -осуществление расчётных операций. Специализированные банки делятся на инвестиционные учётные, судосберегающие, ипотечные, депозитные, клиринговые

К финансовым институтам относятся не банковские кредитные учреждения –это финансовые посредники, которые ориентированы на обслуживание определённых типов клиентуры или на выполнение отдельных кредитных услуг. К небанковским институтам относятся институционные и трастовые фонды , финансовые и инвестиционные компании, страховые организации, пенсионные фонды и кредитные союзы. Основные формы деятельности этих учреждений сводятся к аккумуляции сбережений населения, мобилизации капитала через все виды акций, кредитов и кредитной взаимопомощи.

Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. Основную роль здесь играют финансовые институты, которые направляют потоки денежных средств от собственников к заёмщикам. . Товарам на данном рынке выступают деньги и ценные бумаги. Выделяют несколько основным сегментов финансового рынка: денежный рынок, рынок золота и рынок капитала. .Рынок капиталов подразделяют на рынок суддных капиталов, на котором выдаются банковские кредиты и рынок ценных бумаг, который в свою очередь делится на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой. Первичный обслуживает выпуск и первичное размещение ценных бумаг. На этом рынке компании получают необходимые финансовые ресурсы путём продажи своих ценных бумаг. Вторичный рынок предназначен для обращения ранее выпущенных ценных бумаг. Биржевой рынок представляет собой рынок ценных бумаг осуществляемый фондовыми биржами. Внебиржевой рынок предназначен для обращения ценных бумаг неполучивших допуска на фондовые биржи. Государственный бюджет – совокупность денежных доходов и расходов государства в течении определённого периода времени (финансового года). Бюджетная система страны представляет собой совокупность всех видов бюджета на данной территории страны. Организация бюджетной системы, принципы её построения представляют собой бюджетное..?? устройство страны

Количество звеньев бюджетной системы страны определяется её административно-территориальным делением . В унитарных государствах бюджетная система имеет два звена: государственный бюджет и местный. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трёх звеньев: государственный бюджет, региональные и местные бюджеты. Доходная часть гос бюджета формируется за счёт государственных доходов, которые подразделяются на налоговые и неналоговые. Налоговые – поступления от уплаты налогов, сборов, пошлин, взимаемых в государстве . К неналоговым относятся доходы от эксплуатации государственной собственности и от её продажи. Поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг различного рода штрафы, поступления от реализации конфискованного, переданного в дар государству или иного имущества. Государственные доходы -обыкновенные, получаемые ежегодно из однотипных источников. -чрезвычайные, обусловленные необходимостью удовлетворения чрезвычайных потребностей. Государственные расходы –система денежных отношений по поводу распределения и использования финансовых ресурсов государства. Осуществляются уполномоченными государственными органами. По содержанию делятся на. -реальные, связанные с деятельностью государства.-расходы по взиманию налогов и иных платежей. Реальные направляются на: социальные нужды, национальную оборону, государственное управление и правоохранительную систему, народно-хозяйственные нужды(здесь важное место принадлежит гос инвестициям, которые идут на финансирование отраслей инфраструктуры, транспорт, связь, мелиорацию; финансирование новых прогрессивных отраслей и убыточных отраслей, финансирование научных исследований). По форме выделения государственные расходы делятся на. -государственные закупки (заработная плата, расходы на закупку товаров и услуг для потребления в этой сфере. Эти расходы называются истощающими. -государственные инвестиции. -трансферты – социальные выплаты: государственные пенсии, пособия по безработице, выплаты лицам с низкими доходами. -выплаты по государственному долгу. Если из общей суммы налоговых поступлений в бюджет вычесть социальные трансферты из?? суммы выплат по внутреннему гос долгу, то оставшаяся величина будет составлять так называемую сумму чистых доходов

Налоги и налоговые системы. Функции налогов. Налоговые ставки. Прямые и косвенные налоги. Прогрессивная, регрессивная и пропорциональная налоговая ставка. Налоговое бремя. Кривая Лаффера. Коэффициент Джини.

Налоги – обязательный платёж, взимаемый государством с домохозяйств (физических лиц) и фирм (юридических лиц) для покрытия общественных потребностей. Налоги поступают в бюджет

Функции: -фискальная – состоит в аккумуляции средств гос бюджета для последующего финансирования гос расходов

-регулирующая – направлена на обеспечения стимулирующего или сдерживающего воздействия государства на процессы воспроизводства, платёжеспособный спрос населения и размещение капиталов через установление налогов и налоговых ставок

-социальная – направлена на смягчение социального неравенства через перераспределение доходов и богатства в обществе

-контрольная – состоит в количественной оценке налоговых поступлений и их соотнесении с потребностями государства в финансовых средствах

Все налоги в зависимости от объекта налогообложения – доходов или имущества, или расходов, все налоги делятся на два вида: прямые и косвенные. -Прямые – налоги на доходы и имущество. Делятся на 2 группы: реальные и личные

Реальные налоги уплачиваются за владение отдельными видами имущества. Он уплачивается всеми владельцами независимо от их финансового положения и доходов. - Личные уплачиваются с доходов либо имущества налогоплательщика с учётом его платёжеспособности. К ним относятся: подоходный налог (физические лица) и налог на прибыль(юридические лица)

-Косвенные налоги – ими облагаются расходы на потребление. Делятся он на 4 группы: -ндс – налог на добавленную стоимость -налог с продаж –акциз -таможенная пошлина

Они заложены в цену товара или услуги, фактически эти налоги уплачивает потребитель. Помимо деления налогов на прямые и косвенные принята их классификация в зависимости от уровней бюджета в который они поступают. –общегосударственные –региональные -местные

Элементами налога являются -плательщик налогов – физическое или юридическое лицо которое владеет объектом налогообложения и в силу этого несёт налоговое обязательство -объект налогообложения – то с чего платится налог (доход, земля, имущество, капитал

-налоговая база (единица измерения объекта налогообложения) -налоговая ставка – размер налога с единицы измерения объекта налога???

-налоговый период -порядок исчисления и сроки уплаты налога

Прогрессивный налог – налог, ставки которого увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика. Прогрессивным налогом облагаются как правило доходы физических лиц

Пропорциональный налог – налог, ставка которого остаётся неизменной независимо от величины дохода налогоплательщика

Регрессивный налог – налог, ставки которого снижаются по мере роста дохода налогоплательщика

Два подхода к проблеме распределения налогового бремени

Принцип полученных благ – в его основе лежит концепция индивидуалистической теории выгоды, те кто получает большую выгоду должен платить больше налогов

Концепция платёжеспособности – величина налогов должна быть поставлена в зависимость от конкретного дохода и уровня благосостояния; подразумевает вертикальную – налогоплательщики, имеющие более высокие доходы, должны уплачивать и более высокие налоги как в абсолютном так и в относительном выражении; и горизонтальную справедливость – налогоплательщиков имеющих одинаковый уровень доходов, должны взиматься одинаковые суммы налогов

Ведение налогов оказывает различное воздействие на покупателей производителей и государства. Та выгода, которую извлекает потребитель при покупке товара определяется потребительским излишком, суммой которую он готов заплатить сверх цены товара. Выгода извлекаемая продавцами определяется излишком производителя – суммой, которую они получают за товар за вычитом издержек.

Выгода, которую получает государство представляет собой налоговые поступления от обложения данного товара. Поскольку государство расходует налоговые поступления на производство общественных благ и услуг, то общество в целом ничего не теряет от того, что производители и потребители уплачивают налог. Однако при введении или повышении налога возникает феномен избыточного налогового бремени, т.е безвозвратных потерь излишков которые получают потребители и производители по причине падения ниже оптимальных уровней потребления и производства

графическое отображение зависимости между объёмом налоговых поступлений в гос бюджет и уровнем налоговых ставок отражает кривая Лаффера.

Наши рекомендации