Оценка персонала. аттестация и подготовка резерва на выдвижение

Аттестация персонала служб управления осуществляется регулярно с целью установления соответствия каждого работника занимаемой должности по результатам его деятельности, уровню квалификации и личным качествам. Аттестация оказывает положительное влияние на повышение ответственности за выполнение должностных обязанностей, укрепление трудовой и производственной дисциплины, а также она дает дополнительный импульс к повышению квалификации, развитию творческой и общественной актив­ности. Итоги аттестации позволяют определить уровень (разряды) оплаты труда в соответствии с тарифной системой, в том числе Единой тарифной сеткой, введенной в 1992 г. для отраслей госбюджетной сферы.

Аттестация осуществляется в соответствии с Положениями о порядке проведения аттестации работников, утвержда­емыми Минтрудом РФ, и отраслевыми положениями, где конкретизируются критерии и методы оценки квалификации работников с учетом отраслевой специфики. Периодичность аттестации - не реже одного раза в три года.

В работе по аттестации выделяют три основных этапа: подготовка к проведению аттестации; проведение аттестации; принятие решений по результатам аттестации.

Подготовка к аттестации организуется администрацией предприятия. Она включает подготовку необходимых документов на аттестуемых, разработку графиков проведения аттестации, определение состава аттестационных комиссий, организацию разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

На каждого аттестуемого непосредственным его руководителем подготавливается представление (отзыв), содержащее всестороннюю оценку: соответствие профессиональной подготовки и компетентности работника квалификационным требованиям по должности, категории и разряду оплаты его труда; его профессиональная компетентность; отношение к работе и выполнение должностных обязанностей; показателей результатов работы за прошедший период.

Аттестационную комиссию предприятия возглавляет председатель, назначаемый, как правило, из числа заместителей руководителя предприятия. Членами комиссии могут быть ведущие специалисты предприятия, а секретарем - работник кадровой службы.

Аттестуемый работник, предварительно ознакомленный с представленными материалами под роспись, заслушивается на комиссии в присутствии руководителя подразделения, в котором он работает.

Заочная аттестация, как правило, не допускается. С учетом требовательного, принципиального и доброжелательного обсуждения всех материалов аттестации, исключающего проявление субъективизма, комиссия путем голосования (в отсутствие аттестуемого) дает одну из оценок: а) соответствует занимаемой должности; б) соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год; в) не соответствует занимаемой должности.

Аттестационная комиссия может давать рекомендации о продвижении работника, повышении должностного оклада , переводе в другие подразделения на повышение с учетом деловых и личных качеств, призвания уровня и профиля специальной подготовки или об освобождении от занимаемой должности как не справляющегося с возложенными обязанностями, а также рекомендации по повышению квалификации, улучшению стиля деятельности и т.п.

Критерий и показатели оценки деловых качеств и квалификации работника дифференцируются примени­тельно к категориям персонала (руководители, специалисты и другие служащие), а также видам деятельности, специ­фичным для различных отраслей. Кроме общих показателей, для всех работников (уровень образования, стаж работы в данной должности, а также должностях, позволяющих приобретать необходимые знания и навыки) для каждой группы работников предусматриваются свои особые по­казатели и критерий оценки. Например, знание необхо­димых нормативных актов, способность справляться с большим объемом работ, знание отечественного и зарубежного опыта, умение работать с документами, способность осваивать новые технические средства. Кроме того учитывается уровень производственной этики, стиль общения, способность к творчеству, предприимчивости и самооценке.

Оценка служит важным средством подбора кандидатов в резерв на выдвижение. Только после оценки они подлежат включению в резерв и с ними проводят соответствующую работу.

Основными ее формами являются:

1) обучение в школах резерва на выдвижение;

2) обучение на курсах и факультетах повышения квалификации;

3) назначение на промежуточные должности;

4) замещение должностей в период временного отсутствия тех или иных руководителей;

5) направление в командировки для ознакомления с передовым опытом работы;

6) совмещение самостоятельной учебы с работой.
Следует иметь в виду, что каждая из перечисленных форм имеет свое назначение и свою программу, сущность которых должны знать студенты.

Зарубежный опыт подбора кадров на выдвижение незначительно отличается по своей структуре от российского. Однако в некоторых странах данному вопросу уделяют больше внимания, проводят его с большей педантичностью и при этом применяют более жесткую оценку. При этом используются следующие инструменты: анализ анкетных данных; наведение справок у лиц, хорошо знающих кандидата; тесты; проверку навыков в центрах оценки; собеседование. Наиболее интенсивно применяются тесты и проверка навыков в центрах оценки.

К решению задач 29 и 30 следует приступить только после теоретического освоения метода ранговой корреляции. В процессе его освоения студенты должны установить, как эксперты проставляют ранги в анкетах, что собою представляют связанные ранги; как заполняется матрица ранжирования, устанавливается степень согласования экспертов и определяется значимость коэффициента согласованности (координации).

Задача 29

Обработайте анкету опроса экспертов в целях оценки кандидатов на должность главного инженера одного из крупных акционерных обществ. По результатам обработки напишите вывод Исходные данные приведены в таблице 5.1.

Таблица 5.1. Исходные данные

Номер варианта Шифр кандидата Шифр экспертов
Оценка рангов
    X1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7 - - - - - - - - - - - - - -
  X1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7 Х8 - - - - - - - -
    X1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7 Х8 Х9 - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  X1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7
    X1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7 Х8
    X1 Х2 Х3 Х4 Х5 - - - - -
  X1 Х2 Х3 Х4 - - - -
  X1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х6
  X1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7 - - - - - - - - - - - - - -
  X1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7 - - - - - - - - - - - - - -
               

Задача 30

Оценка и аттестация персонала управления призваны установить уровень профессиональных знаний и стимулирует их дальнейшее развитие. В этом деле важное значение имеют принципы и методы подбора и расстановки кадров. Используя данные таблицы 5.2., перепишите вопросы вашего варианта и дайте на них ответы.

Таблица 5.2. - Исходные данные

Наши рекомендации