Тема 2. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

План:

1. Потребительское поведение и его анализ. Полезность в экономической теории и проблема ее измерения. Закон убывающей предельной полезности.

2. Потребительский выбор (кардиналистская концепция). Бюджетная линия - линия потребительского поведения. Основное правило потребительского поведения.

3. Кривая безразличия. Оптимум потребителя при изменении дохода. Закон потребления Э. Энгеля. Эффект замещения. Эффект дохода.

-1-

Потребитель и фирма являются главными субъектами рыночных отношений. Они формируют спрос и предложение на рынке, взаимодействуют в процессе установления равновесной цены.

Теориямикроэкономики исходит из того, что потребитель – высшая и последняя инстанция рыночной экономики, поскольку только он в конечном итоге оценивает результаты труда производителя. Решения отдельных потребителей лежат в основе рыночного спроса (схема 3.7). Дальнейшее рассмотрение важнейшего элемента рыночного механизма, каким является спрос, предполага­ло более глубокое объяснение закона спроса, обобщение спроса индивидуальных потребителей, построение экономической модели потребительского поведения.

Цель потребителя - получить товары и услуги для удовлетворения своих запросов и удовольствия. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара.

Полезность - это субъективное восприятие способности товаров и услуг в процессе их потребления удовлетворять какие-либо человеческие потребности. Получение максимальной полезности ограничения. К числу самых важных ограничений относятся потребительские предпочтения, цены на товары и размеры потребительского бюджета. Сама полезность меняется в зависимости от количества потребления товаров или пользования услугами.

Различают общую и предельную полезность. Общая полезность - это величина, отражающая общую удовлетворенность индивида потреблением данного количества блага. Предельная полезность - это удовлетворенность, получаемая от потребления каждой дополнительной единицы блага, равной единице некоторого блага при прочих равных условиях. Общая полезность товара или услуги для потребителя возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления. Чем интенсивнее потребление благ, тем меньше увеличение полезности, получаемой от каждой дополнительно потребленной единицы некоторого блага. Предельная, или дополнительная, полезность от потребления дополнительной единицы блага, таким образом, обратно пропорциональна объему потребления (схема 3.2).

Функция полезности - это отношение между объемами товаров и услуг и уровнем полезности, удовлетворенности, достигаемой потребителем. Она отражает убывание полезности блага с ростом его количества: чем интенсивнее потребление благ, тем меньше увеличение полезности, получаемой от каждой дополнительной, но потребленной единицы. Взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворения от потребления каждой дополнительной единицы блага отражает первый закон Госсена - закон убывающей предельной полезности (схема 3.3).

Целесообразно более подробно остановиться на ограничении потребительского выбора. Склонность потребителя к покупке того или иного товара еще не означает, что последний будет куплен. Доступное потребителю пространство выбора ограничивают доход и господствующие на рынке цены. Возможный выбор потребителя связан с бюджетным ограничением. Бюджетное ограничение обусловливает выбор тех комбинаций благ, которые потребитель может позволить себе купить на свой доход. Максимум полезности от потребления заданного набора благапотребитель получит при условии равенства предельных полезностей всех потребленных благ, что и отражает второй закон Госсена

(схема 3.4). Графическим изображением этой взаимосвязи является бюджетная линия, или линия потребительских возможностей. Потребитель максимизирует полезность путем выбора данного потребительского набора, удовлетворяющего бюджетному ограничению, при котором отношение предельной полезности к цене одинаково для всех благ (схема 3.5).

В результате такого выбора достигается потребительское равновесие-положение, при котором потребитель максимизирует полезность, получаемую им от покупки разных товаров при имеющемся потребитель максимизирует Йяяяяяя

бюджете, которое означает, что любое увеличение полезности от потребления одного блага будет требовать сокращение полезности от потребления другого блага (схема 3.6).

Выяснив основные особенности потребительского выбора на основе предельной полезности, следует рассмотреть его осуществление и при помощи набора безразличия - набора вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью. Графическим отображением набора безразличия является кривая безразличия. Она отображает множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать, поскольку их полезность одинакова. Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары благ составляет карту безразличия. Обратите внимание на основные характеристики кривых безразличия (схема 3.7).

Увеличение денежного дохода потребителя ведет к смещению бюджетной линии вправо вверх и переходу на более высокую кривую безразличия. Аналогичный результат появляется при снижении цен обоих товаров, что соответствует увеличению дохода.

Напротив, при уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия сдвигается влево. Точки пересечения кривых безразличия с бюджетными ограничениями показывают изменения положения равновесия потребителя при росте дохода или снижение цен. Соединив эти точки, получим кривую, названную Дж. Xиксом «доход- потребление», или кривую уровня жизни (W) (схема 3.8).

Кривая «доход - потребление» позволяет построить индивидуальную кривую потребления Э. Энгеля, которая показывает зависимость потребления тех или иных групп товаров от изменения доходов. На схеме 3.9 показано, что, прежде всего, происходит насыщение продовольственными товарами, затем промышленными товарами стандартного качества и, наконец, высоко качественными товарами и услугами. При этом отмечается закономерность: даже после перехода к потреблению высококачественных товаров происходит новый всплеск спроса на промышленные товары стандартного качества, используемые для повседневных нужд.

Изменение цены блага влияет на объем спроса через эффект замещения и эффект дохода. Первый проявляется в реакции потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, что приводит к сокращению покупок подорожавшего блага и увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие (схема 3.10). Что же касается второго, то он определяет увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, сокращение потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цены (схема 3.11)

Эффект замещения и эффект дохода могут изменяться в разных направлениях в зависимости от типа товаров. Эффект дохода да может быть отрицательным для нормальных товаров и положительным для некачественных: чем выше реальный доход потребителя, тем в меньшей степени он будет склонен к приобретению таких товаров. Для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены превышает положительный эффект дохода, так что общий эффект замены цены будет отрицательным. В случае с товарами Гиффена положительный эффект дохода превышает отрицательный эффект замены (схема 3.12).

Наши рекомендации