Тема 4.3. Общее равновесие
1. Задания для самостоятельной работы
1. Раскрыть содержание категорий: общее равновесие, частичное равновесие, эффективное по Парето распределение ресурсов, теорема экономики благосостояния, монополия, внешние эффекты. Внести соответствующие определения в словарь-справочник.
2. Изучить источники из списка основной и дополнительной литературы. Уяснить особенности формирования частичного и общего равновесия, закономерности обменной экономики, экономического роста эффективного распределения ресурсов, благосостояния и социальной справедливости. Подготовиться к устному обсуждению вопросов плана семинарского занятия.
3. Подготовить эссе на темы:
- «Эффективное распределение ресурсов и доходов в рыночной экономике»;
- «Фундаментальная теорема экономики благосостояния: содержание и практические аспекты реализации».
4. Подготовиться к анализу практических ситуаций, связанных с оценкой влияния налогообложения и субсидирования на обеспечение общего равновесия, эффективного распределения ресурсов и социальной справедливости.
II. План семинарского занятия
Форма обучения : очная
1. Общее и частичное равновесие рынков.
2. Общее равновесие и эффективность обмена, производства и распределения ресурсов.
3. Распределение благосостояния в конкурентной экономике. Экономическая эффективность и социальная справедливость.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:
- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;
- при составлении словаря-справочника по данной теме изучите раздел «Содержание темы», изложенный в Рабочей программе дисциплины «Микроэкономика», содержание соответствующих разделов учебной литературы, справочно-информационных и энциклопедических источников, а также материалы конспектов лекций, прослушанных в аудитории. Структурирование словаря может осуществляться по следующим критериям – алфавитному, тематическому, логическому. Целесообразно установить связь и обусловленность категорий, применимость к осуществлению самостоятельного анализа и оценки мотивов и механизмов формирования потоков ресурсов, благ и доходов в рыночной экономике с целью практического применения в сферах и видах профессиональной деятельности;
- подготовка к устному обсуждению вопросов плана семинарского занятия предполагает написание кратких конспектов ответов на соответствующие вопросы. Работа над подготовкой конспекта может реализоваться в следующих формах: развернутый план-конспект или тезисы. Используйте источники ОЛ-1, ОЛ-2, ДЛ- 2, 3, 4, 5, 7, 8. Постарайтесь раскрыть источники формирования и закономерности распределения доходов, а также общественные механизмы их перераспределения. Уясните сущность общего и частичного равновесия рынков их взаимосвязь и обусловленность;
- составление эссе является самостоятельной творческой работой. Подготовка экономического сочинения на заданную тему следует осуществлять, используя общий подход к структурированию письменных работ: титульный лист, содержание работы, список использованных источников и приложения. Необходимо дать объяснение нетождественности реальных процессов и представлений об эффективном и равномерном распределении доходов в рыночной экономике, раскрыть сущность функционального и вертикального распределения доходов. Теория экономики благосостояния дает ответ на вопросы о причинах неравенства, критериях эффективности распределения доходов в рыночной системе и роли налогов и субсидий в регулировании доходов, обеспечении благосостояния общества. Необходимо сделать выводы и обобщения практической направленности, в которых важно дать оценку роли государства в решении проблемы благосостояния различных социальных групп общества. Объем эссе не должен превышать 7-8 страниц машинописного текста при установленных стандартах оформления текста. Объем использованной литературы будет достаточным при указании 3-5 источников. Целесообразно использовать источники ДЛ-1, 2, 3, 9,10,11;
- подготовка к решению учебных задач и анализу практических ситуаций в ходе проведения семинарского занятия требует самостоятельной работы по изучению рыночных принципов обеспечения общего и частичного равновесия рынков, конкретизации механизма перераспределения доходов на основе повышения ставки налогов на доходы и потребление, а также использование субсидий для поддержки наименее обеспеченных слоев населения. Необходимо уяснить содержание проблемы эффективности перераспределения доходов, социальной спрпаведливости, возможных потерь общества, отражающихся на динамике роста экономики. Используйте источники ОЛ-1, 2, ДЛ- 2, 3, 4, 5, 6,9,11.
IV. Рекомендуемые источники
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.07.2010). - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010). - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
3. Налоговый кодекс РФ (Часть вторая): федер. закон № 117 - ФЗ от 05.08.2000 по состоянию на 19.07.2009. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
4. «Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010). - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
Основная литература
1. Курс экономической теории: учебник / М.Н. Чепурин, С.Н. Ивашковский, Е.Л. Киселева и др.: под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.Л. Киселевой. - 6-е изд., исп., доп. и перераб. – М.: Дрофа, 2008.
2. Экономическая теория: учебник / под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. - М. : Юрайт-Издат, 2006.
Дополнительная литература
1. Вехи экономической мысли. В 5 ч. Ч. 1., Ч. 2., Ч. 3. / под ред. В. М. Гальперина. – СПб. : Высшая школа, 2003.
2. Курс экономической теории: учеб. пособие. 4-е изд. перераб. и доп. / под ред. А.В. Сидоровича. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Дело и Сервис, 2010.
3. Макконнелл, К.Р., Брю, С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. - М.: Инфа-М, 2002- XXXVI.
4. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. - 3-е изд., перераб.- М.: КНОРУС, 2006.
5. Нуреев, Р.М. Основы микроэкономики: учеб. пособие / Р.М. Нуреев. – М.: Норма : Инфра-М, 2010.
6. Нуреев, Р.М. Рабочая тетрадь по курсу микроэкономики / Р.М. Нуреев. – М.: Норма : Инфра-М, 2010.
7. Рябошапка, А.И. Экономическая теория. Модуль 1. Введение в экономику: учеб. пособие / А.И.Рябошапка. - Ростов н/Д. : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2007.
8. Рябошапка, А.И. Экономическая теория. Модуль 2. Основы микроэкономики: учеб. пособие / А.И.Рябошапка. – Ростов н/Д. : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2008.
9. Рябошапка, А.И. Экономическая теория. Модуль 3. Факторные рынки: учеб. пособие / А.И.Рябошапка. – Ростов н/Д. : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2010.
10. Сухарев, О. С. Институциональная теория и экономическая политика / О.С. Сухарев. - М. : Экономика, 2010.
11. Экономика. Учебник. 4-е изд. перераб. и доп. / Под ред. д.э.н. проф. А.И. Архипова, к.э.н., доц. А.К. Большакова. - М.: Проспект, 2010.
12. Что такое НИРС? : пособие для самостоятельной работы слушателей / К. Д. Скрипник, В. И. Панченко, А. Н. Бурлуцкий. – Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2003.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какова взаимосвязь рынков благ и рынков факторов производства?
2. Что означает частичное равновесие рынков?
3. Каким образом формируется общее равновесие рынков?
4. Какие связи и зависимости представлены в графической модели обменной экономики – ящике Эджуорта?
5. Почему необходимо оценивать эффективность производства?
6. Что означает эффективное по Парето распределение ресурсов?
7. Как связаны между собой эффективное распределение ресурсов и благосостояние общества, в чем сущность теоремы экономики благосостояния?
8. Почему оценка экономической эффективности должна осуществляться с учетом решения проблем социальной справедливости?
9. Какую роль играют налогообложение и субсидирование в достижении общего равновесия и эффективности производства?
10. Что препятствует достижению эффективности, как государство регулирует внешние эффекты, монополизацию рынков?