Два рода экономических законов

Прежде всего выясним, что подразумевается под экономическими законами.

Между хозяйственными явлениями существуют определенные связи. Последние могут быть случайными, несу­щественными и неповторяющимися.Экономические законы вы­ражают необходимые, существенные и устойчиво повторяющиеся связи между процессами в сфере производства, распределения, обмена и потребления благ.

В зависимости от того, какие причины приводят в действие хозяйственные явления, различают два рода законов: объектив­ные и субъективно-психологические.

Еще классики политической экономии установили, что про­изводство развивается под воздействием законов, которые имеют объективный характер. То есть они осуществляются подобно законам природы - независимо от воли и желания людей. Стало быть, участники стихийно протекающей хозяйственной деятель­ности вынуждены следовать той объективной необходимости, которую выражают законы. В таком случае они не в состоянии предотвратить или изменить течение, скажем, экономических кризисов (периодически повторяющихся спадов производства). В качестве объективно необходимой закономерной связи было также признано изменение уровня рыночной цены в зависимости от динамики величины затрат ресурсов в производстве товаров.

В отличие от этого новоклассики изучалисубъективно-пси­хологические экономические законы.

Здесь у читателей может возникнуть недоуменный вопрос: какое же вообще касательство к экономике имеет психология?

Как известно, психология выражает душевное состояние че­ловека, в котором проявляются прежде всего его сознание, воля, потребности, мотивы и другие черты активного поведения. Боль­шинство людей свыше половины жизненного времени отдает хозяйственной деятельности (на предприятиях, организациях, в семье). Поэтому в массе людей вырабатывается особаяэконо­мическая психология. В нее входят экономическое сознание и мышление, мотивы хозяйственной деятельности и интересы, яв­ляющиеся реальными причинами участия людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг.

Например, если рассматривать рыночное поведение покупа­телей, то становится очевидной следующая закономерная связь. Влияние этих людей на цену покупок во многом определяется личными оценками полезности и ценности приобретаемых благ. Решающую роль здесь играет психология людей, которые со­измеряют в каждом конкретном случае субъективную полезность благ со степень удовлетворения своих потребностей.

При свободном выборе производственных решений и их осу­ществлении люди поступают во многом в соответствии со своим экономическим сознанием и интересами. В условиях рынка в их хозяйственном поведении проявляются определенные пси­хологические законы. В частности, такие законы действуют в процессе распределения доходов населения на потребление и накопление.

Пожалуй, было бы неправильно рассматривать два рода за­конов как совершенно несовместимых друг с другом, ибо объ­ективные законы производства действуют не чисто автоматиче­ски. Объективная необходимость прокладывает себе путь через сознательную деятельность людей. При этом одни из них по­нимают, куда ведет неизбежная последовательность хозяйствен­ных процессов, и действуют в том же направлении. Другие субъекты не только не осознают хода развития производства, но и противодействуют ему, руководствуясь личными мотивами и интересами. В итоге в отличие от законов природы (таких, например, как закон всемирного тяготения) объективные эко­номические законы проявляются в поведении людей в ослаб­ленном виде - как более или менее устойчивые тенденции, выражающие общую направленность движения экономики. Как можно будет убедиться в последующих темах курса, общество способно существенно влиять на ход и темпы такого развития.

Стало быть, чтобы всесторонне изучать долгосрочные тен­денции хозяйственной деятельности, экономическая теория при­звана познать иобъективные, и субъективно-психологические за­коны. Чтобы выполнить такую задачу, необходимо плодотворно владеть методами научного исследования.

§ 3. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Рассмотрим способы исследования экономических отноше­ний. При этом с самого начала важно уяснить предназначение этих методов.

Наши рекомендации