Система государственного прогнозирования и программирования
Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:
• на долгосрочную перспективу — Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;
• среднесрочную перспективу — Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;
• краткосрочную перспективу — годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.
Прогнозы и программы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики состояния и развития экономической и социальной сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятельности, внешнеэкономических связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.
Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь.
Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на перспективу и включает разработку Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь.
Национальная стратегия разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. В этом документе с учетом состояния и необходимости сохранения окружающей среды для будущих поколений определяются направления эффективного использования социально-демографического, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.
На основе Национальной стратегии один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода осуществляется разработка Основных направлений социально-экономического развития на 10-летний период (с погодовой разбивкой первого пятилетия), где определяются цели социально-экономического развития Республики Беларусь, пути и средства их достижения. Материалы НСУР и Основных направлений в целях обеспечения преемственности экономической политики государства используются при разработке прогнозов и программ на среднесрочную перспективу.
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5-летний период. В Программе отражаются:
• оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период;
• концепция Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу;
• макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную, ценовую политику;
• социальная политика;
• институциональные преобразования;
• инновационно-инвестиционная и структурная политика;
• внешнеэкономическая деятельность;
• развитие реального сектора экономики;
• проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу утверждается Президентом Республики Беларусь.
На краткосрочную перспективу разрабатываются годовые прогнозы социально-экономического развития, которые включают:
• основные показатели социально-экономического развития, важнейшие проблемы и задачи, на решение которых будет направлена политика государства в предстоящем году;
• характеристику целевых программ Республики Беларусь и межгосударственных программ, финансирование которых планируется из республиканского бюджета;
• перечень республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам, закупкам товаров, работ и услуг для республиканских государственных нужд;
• государственную инвестиционную программу;
• целевые показатели социально-экономического развития, являющиеся ориентирами при разработке прогнозов и программ по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам.
Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси
В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» к основным документам на долгосрочную перспективу относятся Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь и Основные направления социально-экономического развития страны, на среднесрочную — Программа социально-экономического развития Республики Беларусь.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020), разработанная Министерством экономики с участием других министерств и ведомств, Национальной академии наук Беларуси, НИЭИ и других научно-исследовательских институтов, неправительственных организаций в 2003—2004 гг., базируется на основных принципах и методологических подходах Повестки дня на XXI век, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Декларации тысячелетия (Генеральная Ассамблея ООН, 2000 г.), материалах Всемирного саммита в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.), международных соглашениях, а также принятых в Республике Беларусь программных документах по проблемам социально-экономического и экологического развития.
В НСУР-2020 главное внимание уделяется особенностям прогнозного периода, дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век, гармонизации социального, экономического и экологического развития в едином сбалансированном комплексе «человек — окружающая среда — экономика».
В документе на основе анализа сложившейся социально-экономической и экологической ситуации, оценки тенденций мирового экономического развития определяются стратегические цели и задачи, критерии и принципы, направления и приоритеты устойчивого развития Республики Беларусь, а также важнейшие индикаторы, характеризующие степень их реализации.
Основная цель устойчивого развития Республики Беларусь — динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инвестиционного развития экономики и социальной сферы, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений.
Длительный период, необходимый для достижения конечных целей НСУР-2020, требует выделения следующих этапов социально-экономического развития:
• первый этап (2001—2005 гг.) — базовый, характеризуется созданием макроэкономических условий для стабильного социально-экономического развития и охраны окружающей среды, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики;
• второй этап (2006—2015 гг.) — этап активной структурной перестройки и модернизации экономики с формированием основных блоков социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. Приоритетные направления: технологическое перевооружение производства на базе внедрения новейших технологий; стимулирование внутренних и внешних инвестиций и фундаментальных разработок, в том числе в области ресурсосбережения; обеспечение динамичного развития инвестиционных процессов; создание системы институтов гражданского общества;
• третий этап (после 2015 г.) — формирование основ постиндустриального информационного общества, приближение к уровню жизни населения экономически развитых государств в рамках социального рыночного хозяйства.
Основными направлениями реализации социальной политики в НСУР-2020 приняты:
• создание условий и возможностей для всех трудоспособных граждан зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
• обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и т.п.;
• обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания;
• повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
• поэтапное приближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума (в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету) на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размеров минимальных социальных гарантий в области доходов;
• содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности;
• улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и системы социального страхования;
• повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресности оказания помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот населению.
Основными направлениями экономической политики являются:
• обеспечение расширенного воспроизводства благ и услуг;
• финансовое оздоровление экономики;
• активизация институциональных преобразований;
• повышение уровня использования научно-технического, инновационного и производственного потенциалов;
• структурная перестройка экономики, модернизация производства и реструктуризация предприятий;
• государственная поддержка инновационно-инвестиционных проектов, создание на базе НИИ, НПО и университетов инновационных центров, технопарков, технополисов;
• государственная поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
• активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества, развитие интеграционных процессов с Россией, другими странами СНГ, Евросоюза и другими государствами дальнего зарубежья;
• использование преимуществ глобализации для устойчивого развития национальной экономики, увеличение прямых иностранных инвестиций и кредитов;
• широкое использование региональных и местных инициатив;
• обеспечение экономической безопасности.
Основными направлениями экологической политики являются:
• рациональное природопользование и сохранение окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;
• устойчивое управление экосистемами и поддержание биологического разнообразия;
• переход к экологически ориентированному принципу хозяйствования;
• рациональное использование природно-ресурсного потенциала;
• внедрение ресурсосберегающей техники и технологии, экологически безопасных производств;
• снижение антропогенной нагрузки до минимального уровня;
• развитие современных биотехнологий и генной инженерии;
• защита атмосферы и водных бассейнов;
• повышение экологического потенциала лесных, земельных и других ресурсов;
• рационализация образования, переработки и удаления отходов;
• экологическое просвещение и образование, подготовка кадров;
• организация мониторинга окружающей среды и информационное обеспечение населения;
• обеспечение экологической безопасности.
Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2015 годы конкретизируют, особенно на ближайшее пятилетие, цели и задачи, направления и приоритеты развития, предусмотренные в НСУР-2020.
Главные цели Основных направлений — оздоровление народа и повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств. Достижение этих целей связано с ускорением и улучшением качественных параметров развития всего народнохозяйственного комплекса страны.
В первом пятилетии (2006—2010 гг.) важнейшая цель заключается в создании макроэкономических условий для обеспечения устойчивого экономического роста, повышения эффективности реального сектора экономики и уровня благосостояния народа.
Основными задачами являются:
• финансовое оздоровление экономики, ликвидация дефицита платежного баланса и валютных средств;
• целенаправленная государственная поддержка инноваций, важнейших систем производственной и социальной сфер, призванных обеспечить повышение уровня конкурентоспособности экономики и социальный прогресс нации;
• реформирование агропромышленного комплекса;
• формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово-промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ, других международных интеграционных образований;
• совершенствование механизма стимулирования экспорта товаров и услуг, защита и укрепление положения отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках;
• расширение государственной поддержки предпринимательства и деловой активности на основе дальнейшего развития прежде всего инновационного малого и среднего бизнеса, создания условий для привлечения частного капитала.
Важнейшей целью второго пятилетия (2011—2015 гг.) является достижение устойчивого экономического развития и обеспечение на этой основе основных параметров оздоровления народа и повышения уровня его благосостояния.
Основными задачами являются:
• активизация структурной перестройки экономики, ускоренное развитие отраслей социально-потребительского комплекса, наукоемких ресурсосберегающих экспортоориентированных и импортозамещающих экологически чистых производств;
• расширение рынков сбыта в странах СНГ и дальнего зарубежья путем повышения качества и конкурентоспособности белорусских товаров, снижения издержек производства;
• совершенствование механизмов трансформации внутренних накоплений в инвестиции для приоритетных отраслей и производств, более широкое привлечение прямых иностранных инвестиций и кредитов;
• улучшение финансовых результатов работы государственных и приватизированных предприятий, позволяющих поддерживать высокий уровень научно-технического и производственного потенциалов;
• развитие рыночной инфраструктуры, обеспечивающей быстрое накопление и перелив капиталов в приоритетные отрасли и производства;
• переход на системы управления качеством продукции в соответствии с международными стандартами на большинстве предприятий.