Методы расчета N критического

1. Метод уравнения.

Методы расчета N критического - student2.ru

Пример 2:

FC=2000 руб./мес.; VC1=120 руб./шт.; P1=200 руб./шт.

200хN-120N-2000=0; N=25 шт.

2. Метод маржинального дохода:

Методы расчета N критического - student2.ru

где P1-VC1 – маржинальный доход на ед. продукции(величина покрытия).

Методы расчета N критического - student2.ru (шт.).

3. Графический (рис. 6.4).

Методы расчета N критического - student2.ru Рис. 6.4. Графический метод расчета критического объема продаж

Анализ различных ситуаций показывает, что изменение различных видов затрат по-разному влияет на изменение величины прибыли предприятия.

Пример 4.

Таблица 6.2

Данные по работе предприятия за определенный период

Показатель А В Всего
1. Объем продаж (тыс. шт.)
2. Выручка от продаж TR (PA=5p; PB=10p) (тыс. р.)
3. VC (VCA=4p; VCB=3p) (тыс. р)
4. ДМ (тыс. р)
5. FC (тыс. р)
6. PF (тыс. р)

Необходимо определить Nкр в натуральных показателях, если бы мы выпускали только товар А.

Следовательно,

NА = 300000 /(5-4)=300 (тыс. шт.); NB = 300000/(10-3)=42860 (шт.).

При одновременном выпуске товаров А и В Nкр зависит от структуры производства (продаж), т.е. Nкр будет изменяться от NА до NВ в зависимости от удельного веса товаров.

А:В=3:1 ; А=3В

Методы расчета N критического - student2.ru

В=30 ; А=90

При выпуске нескольких видов продукции для определения объема безубыточности можно использовать следующую формулу:

Методы расчета N критического - student2.ru ,

где К – доля отдельного вида продукции в общем объеме продаж.

Методы расчета N критического - student2.ru

Пример 5. Сколько необходимо реализовать изделий для получения прибыли от продаж в размере 1200 р. Если Нставки=40%, FC=2000 руб/мес, VC1=120 руб/шт; Р1=200 руб/шт.

Методы расчета N критического - student2.ru (шт),

Методы расчета N критического - student2.ru (шт).

Пример 6.Предприятие имеет следующие данные о финансовых результатах деятельности предприятия (за месяц). Затраты делим на постоянные и переменные.

TR=120 т.р. VC=48 т.р. ДМ=72 т.р. FC=60 т.р. PF=12 т.р.

TR=120 т.р=100%=1,0

VC=48 т.р=40%=0,4

ДМ=72 т.р.=60 %=0,6

FC=60 т.р

PF=12 т.р.

Методы расчета N критического - student2.ru ,

где S – критический объем продаж в стоимостном выражении.

Методы расчета N критического - student2.ru (т.р.).

Разность (ВП–S) называется запасом финансовой прочности и характеризует финансовую устойчивость предприятия.

ЗФП=120-100=20 (т.р.),

ЗФП= Методы расчета N критического - student2.ru .

В мировой экономической практике запас финансовой прочности менее 30% является признаком повышенного риска деятельности предприятия.

Пример 7. Имеются следующие данные по работе предприятия за отчетный период: Р1=6 р; VC1=4p; FC=200 p; N=150 шт. изд. Необходимо проанализировать изменение прибыли в следующей ситуации (таблица 6.3):

1. Цена увеличилась на 25 %.

2. Снижение переменных затрат на 25 %.

3. Снижение постоянных затрат на 25 %.

4. Увеличение объема продаж на 25 %.

Таблица 6.3

Данные о работе предприятия

 
TR
VC
ДМ
FC
PF
Nкр

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Методы расчета N критического - student2.ru ,

где TR - выручка от реализации продукции, руб.

TC - общие затраты на производство и реализацию продукции, руб.

Методы расчета N критического - student2.ru – цена единицы продукции, руб.

Методы расчета N критического - student2.ru - полная себестоимость единицы продукции, руб.

Q - выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральных выражениях.

Рентабельность– это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

Коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании:

1. Рентабельность отдельных видов продукции:

Методы расчета N критического - student2.ru .

2. Рентабельность реализации (оборота):

Методы расчета N критического - student2.ru ;

Методы расчета N критического - student2.ru -прибыль от реализации.

3. Рентабельность активов (капитала):

Методы расчета N критического - student2.ru ;

А- совокупные / текущие / чистые активы.

4. Рентабельность собственного капитала:

Методы расчета N критического - student2.ru ,

чPF – чистая прибыль; СК – собственный капитал.

6.2. Тест

1. Какая статья себестоимости относится к прямым расходам:

а) топливо и энергия на технологические цели;

б) цеховые расходы;

в) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

г) дополнительная заработная плата;

д) внепроизводственные расходы.

2. К себестоимости продукции относятся:

а) текущие затраты на производство;

б) капитальные затраты;

в) выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции;

г) затраты на сырье, материалы, заработную плату работающих;

д) затраты на оборудование.

4. Какова цель классификации затрат на производство по экономическим элементам затрат:

а) расчет себестоимости единицы конкретного вида продукции;

б) основание для составления сметы затрат на производство;

в) исчисление затрат на материалы;

г) определение затрат на заработную плату;

д) установление цены изделия.

5. По отношению к объему производства выделяют затраты:

а) основные:

б) производственные;

в) постоянные;

г) по статьям калькуляции;

д) простые;

е) косвенные.

6. В группировку затрат по статьям калькуляции входят затраты:

а) на оплату труда;

б) амортизацию основных производственных фондов;

в) вспомогательные материалы;

г) эксплуатацию оборудования.

7. Переменные расходы предприятия:

а) обратно пропорциональны объему производства;

б) связаны с производством нескольких видов продукции;

в) прямо пропорциональны объему производства;

г) включаются в себестоимость определенных видов продукции путем условного распределения пропорционально установленной на предприятии базе.

8. Косвенные расходы предприятия:

а) обратно пропорциональны объему производства;

б) связаны с производством однородного вида продукции;

в) прямо пропорциональны объему производства;

г) включаются в себестоимость определенных видов продукции путем условного распределения пропорционально установленной на предприятии базе.

9. В состав общепроизводственных расходов включаются:

а) коммерческие расходы на улучшение качества продукции;

б) командировочные расходы;

в) налоги, сборы, отчисления;

г) затраты на гарантийное обслуживание.

9. Какой показатель характеризует прибыль:

а) выручка от реализации продукции;

б) часть стоимости (цена) прибавочного продукта, созданного трудом работников материального производства;

в) стоимость товарной продукции, уменьшенная на величину плановых отчислений в бюджет;

г) стоимость товарной продукции, уменьшенная на стоимость остатков на конец года;

д) стоимость единицы продукции, уменьшенная на затраты по заработной плате и цеховые расходы.

10. Рентабельность продукции определяется:

а) отношением балансовой прибыли к объему реализованной продукции;

б) отношением прибыли от реализации к выручке от реализации (без НДС и акциза);

в) отношением балансовой прибыли к средней стоимости имущества предприятия;

г) отношением балансовой прибыли к средней стоимости основных фондов и материальных оборотных средств.

Задачи

Задача 1. Предприятие производит продукцию одного наименования по цене 230 руб. за единицу, удельные переменные расходы составляют – 180 руб., общая величина постоянных расходов – 550 тыс. руб. В результате роста арендной платы общие постоянные расходы увеличились на 8%. Каким образом увеличение постоянных расходов повлияет на величину критического объема?

Задача 2. В 1 квартале предприятие реализовало 5 000 изд. по цене 80 руб. за единицу, что покрыло расходы и дало прибыль. Постоянные расходы составляют 70 000руб., удельные переменные издержки – 60 руб. Во втором квартале было изготовлено и реализовано 6 000 изд. В третьем квартале планируется увеличить прибыль на 10% по сравнению со вторым кварталом. Сколько надо реализовать дополнительной продукции, чтобы увеличить прибыль на 10 %?

Задача 3. В таблице имеются данные по нескольким вариантам введения бизнеса на предприятие. Постоянные издержки для всех вариантов остаются неизменными. Объем реализации равен объему производства. Заполните таблицу и определите, какой вариант даст наибольшую прибыль.

Номер варианта Цена, руб.шт. Выпуск и реализация   Выручка, руб. Удельные пер. издержки   Общие пер. издержки Удельные пост. издержки Общие пост. издержки Удельные сов. издержки Сов. издержки Прибыль на ед. Прибыль руб. шт.
 

Задача 4. В первом квартале удельные переменные расходы составили 95 руб., цена единицы продукции – 1 125 руб., общие постоянные расходы 100 000 руб. Во втором квартале цены на сырье выросли , что привело к росту переменных расходов на 10 %.

Определите, как изменение цены на сырье повлияло на критический объем продукции?

Задача 5. Критический объем продукции в 1 квартале составил 1 429 шт., во 2 квартале уменьшился на 12,5 %. Постоянные издержки составляют 200 000 руб. Удельные переменные издержки 60 руб.

Рассчитайте, как изменение критического объема продукции повлияет на изменение цены (в % и в денежном выражение).

Задача 6. В отчетном периоде по сравнению с базисным затраты на сырье снизились на 10 % (что привело к снижению переменных издержек также на 10 %) и был изменен объем производства продукции. Другие составляющие переменных издержек и общие постоянные издержки остались неизменными, но удельные совокупные издержки снизились на 8 400 руб. Определите, на сколько процентов был изменен выпуск продукции, если в базисном периоде удельные совокупные издержки составили 84 600 руб., а удельные постоянные издержки 24 200 руб.

Задача 7. В таблице приведены исходные данные об объеме производства и затрат за анализируемый период (по месяцам). Постройте уравнение общих затрат с разделением их на постоянную и переменную части по методу высшей и низшей точки.

Задача 8. Рыночная цена на товар предприятия составляет 6 000, объем продукции – 40 шт., полная себестоимость единицы товара – 4 500 руб. Коммерческие расходы предприятия составляют 8 000 руб., сумма уплаченных штрафов 1000 руб. доход от участия в деятельности других организаций 6 000 руб.

Определить:

1) Валовую прибыль предприятия (тыс. руб.);

2) рентабельность продукции (%);

3) прибыль от продаж (тыс. руб.);

4) прибыль до налогообложения (тыс. руб.);

5) чистую прибыль (тыс. руб.).

Месяц (момент наблюдения отчета) Объем производства (количество изделий, шт.) Затраты на производство (тыс. руб.)

Задача 9.

Сравните рентабельность продукции за 3 квартала на основе следующих данных:

Показатели Ед. измерения Квартал года
1 2 3
Количество выпущенной продукции шт.
Цена одного изделия руб.
Стоимость одного изделия руб.

Задача 10. Рыночная цена товара – 495 руб., розничная надбавка к цене – 25%, наценка сбытовой организации –10%, налог на добавленную стоимость – 18%, полная себестоимость продукции предприятия – 250 руб. Определить: а) прибыль предприятия (руб.); б) рентабельность продукции (%).

Контрольные вопросы

1. Финансовые ресурсы предприятия, их источники.

2. Структура финансовых ресурсов предприятия.

3. Понятие себестоимости и классификация затрат.

4. Классификация затрат по экономическим элементам.

5. Классификация затрат по статьям калькуляции.

6. Постоянные и переменные затраты и их поведение.

7. Определение критического объема продаж.

8. Влияние изменения отдельных видов затрат на прибыль.

9. Структурное изменение в ассортименте продукции.

10. Общепроизводственные расходы.

11. Общехозяйственные расходы.

12. Коммерческие расходы.

13. Порядок распределения косвенных расходов.

14. Понятие прибыли.

15. Методика определения прибыли предприятия.

16. Рентабельность и ее показатели.

Наши рекомендации