Таким образом, на основе систематизированных теоретических подходов к понятию миграция рабочей силы, автором выведено следующее понятие
Миграция трудовых ресурсов – это процесс, отражающий качественное и количественное перемещение трудоспособного населения из одной страны или региона в другой, по причине безработицы и низкого уровня жизни населения, с целью улучшения своего материального благосостояния и условий жизни.
Эмиграция – выбытие за границу, а иммиграция - прибытие из-за границы. Реэмиграция – возвращение эмигрантов на постоянное место жительства. [18].
Разница между этими двумя потоками дает объем чистой миграции, их сумма – объем валовой миграции.
В зависимости от географических направлений различают внешнюю и внутреннюю миграцию населения.
Под внутренней понимается перемещение населения между городами и регионами одной страны, а под внешней — из одной страны в другую. В свою очередь внешняя миграция делится на межконтинентальную и внутриконтинентальную.
В зависимости от долговременности каждого перемещения миграция населения делится на:
- постоянную или безвозвратную (безвозвратный характер имеет обычно межконтинентальная миграция, а также миграция из села в город);
- временную – как правило, внутриконтинентальную; сезонную, связанную с ежегодными поездками на заработки или передвижением кочевников;
- маятниковую, предусматривающую ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населенного пункта.
В зависимости от правового статуса миграция может быть легальной и нелегальной.
Мировой рынок труда – механизм взаимодействия спроса на труд и предложения его на мировой арене [20].
Экономические последствия миграции рабочей силы.
Принимающие иностранную рабочую силу страны используют ее как фактор развития своих производительных сил.
Иммигранты позволяют промышленно развитым странам в период относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их распределении между странами и отраслями производства, подвергшимся значительным структурным сдвигам в связи с НТР или процессом интеграции.
В результате развития процессов трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда.
Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих.
Миграционная политика. Для принимающей страны характерен селективный подход к миграционной политике: создание благоприятных условий для приема иностранной рабочей силы, в которой страна наиболее заинтересована и отсечении остальных миграционных притоков
Масштабы допустимой миграции:
- высококвалифицированные специалисты, связанные с наукоемким производством
- специалисты с мировым именем в любом виде деятельности
- работники, согласные на тяжелый и вредный неквалифицированный труд по оплате его по минимальной для это страны ставке.
- бизнесмены, инвестирующие в реальный сектор экономики
- многопрофильная селективная политика, ориентированная на качество трудовых ресурсов.
- иммиграционные квоты и временные интервалы возможностей работать на местном рынке прибывшему мигранту.
Программы по стимулированию реэммиграции:
- выплата материальной компенсации отъезжающим
- обучение по новым специальностям
- оказание материальной помощи странам-донорам массовой эмиграции
Профессионально-отраслевые ограничения существуют и в форме косвенного запрета, т. е. когда выделяются приоритетные профессии для въезда. Предпочтительный режим принимающих стран, как правило, касается следующих пяти групп:
- работников, претендующих на малооплачиваемую, непристижную, тяжелую и вредную работу (работа по уборке урожая, в теплицах или ремонтных мастерских, строительство жилья, бурение нефтяных скважин);
- специалистов быстро развивающихся сфер национального хозяйства – бухгалтеров, работников торговли, банков, новых высокотехнологичных отраслей;
- представителей редких профессий, т. е. «штучных» специалистов (огранщики алмазов, реставраторы картин и рукописей, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения и т. д.);
- специалистов высшего класса и представителей свободных профессий (выдающиеся ученые, музыканты, скульпторы, спортсмены, высококвалифицированные врачи и т. д.);
- руководящего персонала фирм и их подразделений, а также предпринимателей, которые переносят свою деятельность, в принимающую страну и создают рабочие места.
В качестве примера косвенных ограничений может служить введенный в Новой Зеландии «Список конкретных профессий», составленный Министерством миграции на основе тщательного анализа национального рынка труда. Остальные виды деятельности подпадают под фактический запрет.
Республика Беларусь и международный рынок труда. Согласно Постановлению Министров Республики Беларусь «О государственной миграционной программе на 2006-2010 годы» №1403 экспорт рабочей силы - это перспективное направление миграции, которое позволит Республике Беларусь влиться в международный рынок труда и в перспективе - способствовать росту инвестиций в экономику страны. [14]
География трудовых контактов по импорту рабочей силы также обширна: на работу в Беларусь приезжают более чем из 30 стран мира, но наиболее значителен поток из стран СНГ – 1089 человек (87%), в том числе из Украины 975 человек (77,9%). Поток мигрантов из России невелик – 42-45 человек (3,6%) ежегодно. Кроме того из стран дальнего зарубежья (Турции, Австрии, Алжира, Вьетнама, Польши и др.) – примерно 150 человек ежегодно [14].
Официально регистрируемая численность трудящихся-мигрантов, прибывших на работу в Беларусь, невелика: максимальное количество прибывших наблюдалось в 1998 году – 2969 чел. В последние годы их численность сократилась: в 2003 году составила 1252 человека, а в 2004 году – 530. В 2006г. основными импортерами рабочей силы остались страны СНГ– 55% всех прибывших, в том числе: Украина – 21%, Россия – 23% [9].
Анализируя миграционные потоки из страны и в страну, заметно, что по-прежнему основной миграционный обмен Беларуси происходит с Россией, Украиной и Казахстаном. Иммигранты из этих государств составляют 85,3% в общем числе прибывших в республику из стран СНГ и Балтии. По-прежнему для белорусов привлекательными странами для экспорта Рабочей силы являются США и Германия, в которые в первом квартале текущего года выехали 96 и 136 человек соответственно. Однако, отметили эксперты, это в разы меньше, чем было 10 лет назад. По их мнению, число лиц, выезжающих за рубеж из Беларуси, будет постепенно снижаться [15].
Если говорить о возрастной структуре трудящихся – мигрантов, то среди прибывших на работу в Республику Беларусь в 1996 г. преобладали лица в возрасте 30-39 лет (44.5%). В последующие годы численность и доля лиц этого возраста уменьшилась до 25% .В тоже время значительно выросла доля людей до 24 лет – с 29% до 78% (по сравнению с 2002 годом) [21], [9].
18.4. Платежный баланс как обобщающий показатель
внешнеэкономических связей страны.
Платежный баланс: понятие, причины составления, теории. Под платежным балансом понимается статистическая запись всех экономических сделок или обязательств, осуществленных (или срок по которым наступил) в течение определенного отрезка времени (месяц, квартал, год) между резидентами данной страны и резидентами любых других стран мира [20].
Платежный баланс фиксирует состояние платежей и поступлений данной страны. Международный валютный фонд характеризует платежный баланс как «статистическую запись всех экономических сделок в течение данного периода между резидентами отчитывающихся стран».