Монополистическая конкуренция

Название и модель данного типа рынка возникли после выхода в 1927 г. одноименной книги Э. Чемберлина. Однако со временем сам автор, рассматривавший олигополию и монополистическую конкуренцию как два разных типа рынка, пришел к выводу, что все типы рынков, находящиеся между совершенной конкуренцией и монополией, содержат элементы того и другого и потому могут быть объединены в широкий класс рынков монополистической конкуренции. «Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия — писал он в 1957 г.,— такова классификация, которая представляется мне по природе дела исчерпывающей».

Основной чертой рынка монополистической конкуренции является дифференциация продукции. Субъекты рынка, как и при совершенной конкуренции, многочисленны, и каждый из них занимает на рынке незначительную долю, однако они обладают некоторой рыночной властью благодаря дифференциации продукции и сегментированию соответствующего товарного рынка.

Существует и другая модель монополистической конкуренции, когда на рынке присутствуют одно-два предприятия, занимающих доминирующее положение, и значительное количество небольших по рыночной доле предприятий-аутсайдеров. В этом случае для системы отношений «доминирующее предприятие — аутсайдеры» будет характерна модель, приближающаяся к монопольному рынку, а для конкуренции аутсайдеров между собой — модель совершенной конкуренции либо первый вид монополистической конкуренции.

Таким образом, на рынках монополистической конкуренции именно уникальность комбинации потребительских свойств в глазах покупателей — основной фактор конкурентоспособности товара. Ценовая конкуренция отходит на второй план, уступая первое место неценовой конкуренции, использующей такие инструменты, как рекламные кампании, конкуренция сервиса, гарантийное и послегарантийное обслуживание, конкуренция ассортимента (что особенно актуально для предприятий торговли, общественного питания, массовых услуги др.), местоположение и т.д.

Инфляция и ее виды

Существует множество определений такого понятия, как инфляция. Но в общем можно сказать, что под инфляцией понимают продолжительный рост среднего уровня цен на все товары и услуги. Или, еще можно сказать, падение покупательной стоимости денег. Измерение уровня цен важно по двум обстоятельствам: [1, с.75]

Во-первых, для нас важно знать, каким образом изменился уровень цен на протяжении определенного периода времени.

Во-вторых, поскольку ВНП представляет собой рыночную стоимость, или, иначе, денежную стоимость, всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года, денежные показатели используются в качестве наиболее распространенных показателей при сведении к единому основанию разнородных компонентов общего объема производства

Экономисты различаю два вида инфляции.

· Инфляция спроса. Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить; она может стремиться к какой-то точке, находящейся вне кривой своих производственных возможностей. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный, реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: "Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров".

· Инфляция, вызванная ростом издержек производства, или уменьшением совокупного предложения.Инфляция может также возникнуть в результате изменений издержек и предложения на рынке. Были периоды, когда уровень цен возрос, несмотря на то, что совокупный спрос не был избыточным. А были периоды, когда и объем продукции, и занятость (свидетельство недостаточности совокупного спроса) уменьшались при одновременном увеличении общего уровня цен.

Теорияинфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличениюиздержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции – это средние издержки при данном объеме производства. Такие издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции, то есть:

Издержки на единицу продукции = общие затраты  
количество единиц продукции

Инфляция, вызванная повышением зарплаты, является разновидностью инфляции, обусловленной ростом издержек. При определенных обстоятельствах источником инфляции могут стать профсоюзы. Это объясняется тем, что они в какой-то степени осуществляют контроль над номинальной зарплатой посредством коллективных договоров. Предположим, что крупные профсоюзы потребуют и добьются большого повышения зарплаты. Более того, предположим, что этим повышением они установят новый стандарт зарплаты рабочих, которые не являются членами профсоюза. Если повышение зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, такими, как увеличение объема выпускаемой за один час продукции, то увеличатся издержки на единицу продукции. Производители ответят на это сокращением производства товаров и услуг, выбрасываемых на рынок. При неизменном спросе это уменьшение предложения приведет к повышению уровня цен.

Инфляция, вызванная нарушением механизма предложения - другая основная разновидность инфляции, обусловленной ростом издержек. Она является следствием увеличения издержек производства, а следовательно, и цен, которое связано с внезапным, непредвиденным увеличением стоимости сырья или затрат на энергию. Убедительным примером служит значительное повышение цен на импортируемую нефть в 1973 – 1974 гг. и в 1979 – 1980 гг. Поскольку за это время цены на энергию возросли, увеличились также издержки производства и транспортировки всей продукции в экономике. Это привело к быстрому росту инфляции, обусловленной увеличением издержек.[5, с.65].

Задача 1

Если спрос задан уровнем Qd = 100-2p, а предложение Qs = 2p-20, то, сколько составит излишек потребителя?

Решение:

100-2р=2р-20;

100+20=2p+2p;

120=4p;

P=30;

Qd=100-2*30=40

Qs=2*30-20=40

Qd= Qs=40 – равновесное количество

Если вводится налог на товар в размере 5 руб. за штуку, то величина спроса достигнет Qd=100-2*5=90, а предложение снизится до Qs=-20+2*5=-10

Задача 2

При первоначальной цене за картофель 35 руб./кг объем реализации в сутки составлял 200 кг. При понижении цены за 1 кг картофеля на 5 руб. объем ежедневной реализации картофеля вырос на 20%. Рассчитайте ценовую эластичность. Имело ли смысл продавцу снижать цену?

Решение:

де Q1 и Q2 — первоначальный и текущий объем спроса; P1 и Р2 — первоначальная и текущая цена. Таким образом, следуя данному определению, коэффициент ценовой эластичности спроса рас­считывается:

Если ЕDР > 1 — спрос эластичен; чем выше этот показатель, тем эластичнее спрос. Если ЕDР < 1 — спрос неэластичен. Если

ЕDР =1, имеет место спрос с единичной эластичностью, т. е. сни­жение цены на 1 % приводит к росту объема спроса тоже на 1 %. Иными словами, изменение цены товара в точности компенси­руется изменением спроса на него.

Рассчитаем Q1=35*200 = 7000

Q2 = 35-5*200+20% = 7200

P1 = 35

P2 = 30

E = (7200-7000/7000*100) : (30-35/35*100) = (7200-7000*35) / (30-35*7000)

Е = -0,2=-0,2

Таким образом, Е<1, спрос не эластичен, соответственно продавцу снижать цену не имело смысла

Задача 3

Количество
Переменные издержки

Предприятие выращивает арбузы. Если постоянные затраты 40 ден.ед., цена 10 ден. ед., то, сколько составит прибыль фермера при производстве 30 ед.?

Решение:

Рассчитаем предельные (MC) издержки

МС = DТC/DQ . – предельные издержки – прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции, т.е. отношение прироста переменных издержек к вызванному ими приросту продукци

DТC = 0+40+75+110+130+160+200 / 7 = 120,1

DQ = 0+10+20+30+40+50+60 / 7 = 30

МС = 120,1/30 = 4

Рассчитаем прибыль фермера

10*30-40 = 260 ден.ед.

Задача 4

Если номинальный ВВП за год вырос на 50 млрд. ден. ед. и составил 1000 млрд. ден. ед., то при дефляторе ВВП, равном 1,25, реальный ВВП составит млрд.ден.ед.?

Решение:

Реальный ВВП = Номинальный ВВП / Индекс цен

ВВП номинальный = 1000+50=1050

Реальный ВВП = 1050/1,25 = 840 млрд. ден. ед.

Задача 5

Если при обязательной резервной норме 25%, первоначальное увеличение депозитов составило 800 тыс. руб., то общий прирост денежной массы в стране будет равен?

Решение:

800+25% = 200 тыс.руб.

Общий прирост = 800+200 = 1000 тыс. руб.

Задача 6

Рост цен за два месяца составил 21%, при условии равного роста цен каждый месяц. Рассчитать темп роста цен в месяц

Решение:

Темп роста = 21/100+1 = 1,21 %

Задача 7

Потенциальный ВНД (валовый национальный доход) при норме естественной безработицы 4% равен 3600 млрд. ден. ед., фактический уровень безработицы равен 7,5 %, а значение коэффициента Оукена равно 3. Рассчитать фактический ВНД

Решение:

(y-y*)\y* = - β (u-u*)

(y-y*)\y* = -3* (0,075-0,04)

y-y* = - 0,105 y*

y = y* - 0,105 y*

0,03 = x – 0,105

Х = 0,135

Ответ: Фактический ВНД увеличится на 13,5%

Список литературы

1. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. - М.: Инфра-М, 2008. - 560с.

2. Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. – Ярославль: «Академия развития», 2009. – 256 с., ил.

3. Основы экономики в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2008. - 448 с.

4. Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для общеобразовательных учреждений. – Вита-Пресс, 2008. – 256 с., ил.

5. Липсиц И.В. Экономика (книга 1). – М.: Издательство «Вита-Пресс, 2009. – 304 с.

Наши рекомендации