Iii. требования к результатам освоения дисциплины
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Международный бизнес: внутренняя и внешняя среда»
Направление подготовки
38.04.01 «Экономика»
Магистерская программа
«Международный бизнес и право»
Уровень образования
магистратура
Форма обучения: заочная
Программа разработана: Павловым П.В.,
зав. каф. Международного бизнеса,
д.э.н., д.ю.н., доцентом
Рекомендована к утверждению на заседании кафедры Международного бизнеса протокол заседания от ____________№ _________ Зав. кафедрой ____________ Павлов П.В. (подпись) (Ф.И.О.) |
Ростов-на-Дону, 2016
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели:
Целями освоения дисциплины «Международный бизнес: внутренняя и внешняя среда» являются:
- ознакомиться с основными положениями ведения бизнеса в зарубежных странах и регионах;
- изучить особенности развития бизнеса за рубежом сравнительно с российской спецификой;
- развить способность выбирать оптимальные черты ведения бизнеса на примере российской и зарубежных моделей.
Задачи:
- изучение проблем, возникающие при выходе на внешние рынки и особенности построения маркетинговой политики предприятия;
- овладение методиками разработки внешнеэкономической стратегии предприятия, выбора страны и зарубежного партнера для ведения международного бизнеса;
- формирование знаний о порядке выхода на мировой рынок российских предприятий, государственном регулировании внешнеэкономической сферы, осуществлении валютных операций и международных расчетов, создании и функционировании совместных предприятий;
- овладение современными инструментами и методиками взаимодействия субъектов международного бизнеса с иными субъектами национальной экономики, участвующими в его организации;
- формирование практических навыков по выбору маркетинговой стратегии и разработка сбытовой политики предприятия на внешнем рынке;
- ознакомление с особенностями внешнеторговых операций по направлениям торговли различными видами товаров и услуг;
- изучение основных форм международных расчетов и способов совершенствования валютно-финансовых отношений в международном бизнесе;
- ознакомление с основными формами и особенностями делового общения с иностранными партнерами.
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО
2.1. Учебная дисциплина «Международный бизнес: внутренняя и внешняя среда» входит в цикл профиля международный бизнес. Дисциплина является обязательной дисциплиной и изучается магистрантами на 1 курсе в течение первого и второго семестра, в цикле С3.В.2
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами бакалавриата:
- «Мировая экономика»,
- «Экономика зарубежных стран»;
- «Международный маркетинг»,
- «Теория и практика международной деятельности компании»,
- «Техника и организация внешнеэкономической деятельности»,
- «Контракт во внешнеэкономической деятельности».
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
- «Современное таможенно-тарифное регулирование»;
- «Правовое обеспечение ВЭД предприятия»;
- «Международный маркетинг».
Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами при изучении дисциплины, могут быть использованы в деловых играх, в процессе прохождения производственной практики и подготовки магистерской диссертации.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО (ОС ЮФУ) и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурных (ОК) или универсальных (УК):
- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
б) профессиональных (ПК):
- способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);
- способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);
- способностью разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках (ПК-7);
- способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8);
- способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- содержание понятия «международный бизнес» и его формы;
- особенности нормативно-правового регулирования отечественного и зарубежного бизнеса;
- основные тенденции развития современного международного бизнеса по сравнению с отечественным;
- основные маркетинговые стратегии выхода предприятия на внешний рынок;
- особенности продвижения товаров на внешних рынках;
- процедуры заключения внешнеторговых сделок;
- особенности внешнеторговых операций по направлениям торговли различными видами товаров и услуг на рынках различных стран;
- основные формы международных расчетов;
- основные формы и особенности делового общения с иностранными партнерами
Уметь:
– планировать, оценивать, анализировать международную деятельность фирмы;
– оценивать возможности зарубежных рынков;
– планировать стратегию выхода фирмы на зарубежные рынки.
– формулировать задачи предприятия на мировых рынках;
– обосновывать способы выхода субъектов международного бизнеса в международную среду;
– рассматривать проблемы ведения бизнеса и управления им с позиций конкуренции в международной среде;
– ориентироваться в источниках международной информации и использовать ее при ведении бизнеса;
Владеть:
– навыками сравнительного анализа перспектив отечественного и зарубежных рынков;
– понятиями, использующимися в международном бизнесе;
– методикой выбора зарубежного рынка;
– современными инструментами и методиками взаимодействия субъектов международного бизнеса с иными субъектами национальной экономики, участвующими в его организации;
– принципами ценообразования, валютно-финансовых отношений в международной торговле и подходами к их применению на практике; основами составления контрактов купли-продажи, защищающих юридические и финансовые интересы компании;
– вопросами логистики и международных перевозок, таможенного регулирования, страхования внешнеторговых грузов.
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет __8__ зачетных единицы ___288___ часа.
Структура дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины/темы Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||
Лекции | Семинар | Лабораторные и практические занятия | В интерактивной форме из общего количества аудиторных часов | Самостоятельная работа | |||||
Модуль 1. Общие основы ведения международного бизнеса | |||||||||
1. | Тема 1. Международный бизнес и международная предпринимательская деятельность: общие характеристики. | - | - | ||||||
2. | Тема 2. Теории международного бизнеса. | - | |||||||
3. | Тема 3. Внешняя среда в международном бизнесе. | - | |||||||
4. | Тема 4. Стратегические аспекты в международном бизнесе. | - | |||||||
5. | Тема 5. Транспортно-логистическое обеспечение международных бизнес-операций | - | - | ||||||
Тестирование | тест | ||||||||
Модуль 2. Организационно-правовые аспекты международного бизнеса | |||||||||
6. | Тема 6. Формы организации предпринимательской деятельности в международном бизнесе. | - | |||||||
7. | Тема 7. Правовые основы ведения международного бизнеса. | - | |||||||
8. | Тема 8. Модели международного бизнеса. | - | - | ||||||
9. | Тема 9. Международная промышленная кооперация и совместное предпринимательство. | - | |||||||
10. | Тема 10. Электронная коммерция в международном бизнесе. | - | |||||||
Деловая игра | Деловая игра | ||||||||
Модуль 3. Маркетинговые подходы к анализу операций в международном бизнесе | |||||||||
11. | Тема 11. Особенности проникновения компаний на зарубежные рынки. | - | - | ||||||
12. | Тема 12. Конкурентоспособность в международном бизнесе. | ||||||||
13. | Тема 13. Особенности ценообразования в международном бизнесе. | ||||||||
14. | Тема 14. Деловая культура и этика в международном бизнесе. | - | - | ||||||
15. | Тема 15. Специфика предпринимательства в ведущих секторах мировой экономики. | - | |||||||
Выполнение индивидуального задания | ИЗ | ||||||||
Модуль 4. Финансово-инвестиционные аспекты международного бизнеса | |||||||||
16. | Тема 16. Вопросы финансирования международных бизнес-операций. | - | |||||||
17. | Тема 17. Формы расчетов в международном бизнесе. | - | |||||||
18. | Тема 18. Роль иностранных инвестиций в международном бизнесе. | - | |||||||
19. | Тема 19. Риски в системе международных бизнес-отношений. | - | |||||||
20. | Тема 20. Международное налоговое планирование. | - | |||||||
Написание реферата | Реферат | ||||||||
Модуль 5. Стратегии ведения международного бизнеса: опыт развитых и развивающихся государств | |||||||||
21. | Тема 21. Развитые государства в системе международного бизнеса. | - | |||||||
22. | Тема 22. КНР в системе международного бизнеса. | - | |||||||
23. | Тема 23. Страны Латинской Америки в системе международного бизнеса. | - | |||||||
24. | Тема 24. Арабские страны в системе международного бизнеса. | - | - | ||||||
25. | Тема 25. Российские компании в системе международного бизнеса | - | |||||||
Написание Эссе | Эссе | ||||||||
Самоподготовка к экзамену и сдача экзамена | |||||||||
ИТОГО | Экзамен |
4.2 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Недели | Название раздела, темы | Самостоятельная работа обучающихся | Формы контроля | ||
Вид самостоятельной работы | Сроки выполнения | Затраты времени (час.) | |||
Тема 1. Международный бизнес и международная предпринимательская деятельность: общие характеристики. | Самостоятельное изучение темы | Неделя 1 | |||
Тема 4. Стратегические аспекты в международном бизнесе. | Самостоятельное изучение темы | Неделя 2 | |||
Темы 1 - 5 | Тестирование | Неделя 2 | тест | ||
Тема 8. Модели международного бизнеса. | Самостоятельное изучение темы | Неделя 3 | |||
Тема 10. Электронная коммерция в международном бизнесе. | Самостоятельное изучение темы | Неделя 4 | |||
Темы 6-10 | Деловая игра | Неделя 4 | ДИ | ||
Вариант по выбору | Выполнение индивидуального задания | Неделя 6 | ИЗ | ||
Тема по выбору | Написание реферата | Неделя 8 | Реферат | ||
Тема 24. Арабские страны в системе международного бизнеса. | Самостоятельное изучение темы | Неделя 9 | |||
Эссе | Написание Эссе | Неделя 9 | Эссе | ||
Подготовка и сдача экзамена | Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к рубежному контролю и т.д.) | Неделя 10-11 | Экзамен | ||
Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час) | |||||
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час) |
V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Во время изучения дисциплины в учебном процессе широко применяются активные и интерактивные формы проведения занятий, проводимых в рамках семинарских занятий, а именно:
− метод проблемного изложения материала, как лектором, так и студентом;
− самостоятельное чтение студентами учебной, учебно-методической и справочной литературы и последующие свободные дискуссии по освоенному ими материалу;
− использование иллюстративного материала, ориентированного на использование мультимедийного презентационного оборудования, содержащем основные формулировки, графики, таблицы;
− разбор примеров решения задач для понимания студентами сути и прикладной значимости решаемых задач;
− участие в деловой игре;
− подготовка домашних заданий по предложенным примерам.
VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Полный комплект контрольно-оценочных материалов (Фонд оценочных средств) оформлен в виде приложения к настоящей рабочей программе дисциплины.
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Основная литература.
1. Международный бизнес [Текст]: теория и практика: учебник для бакалавров: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / [А.И. Погорлецкий и др.]; под ред. А.И. Погорлецкого, С.Ф. Сутырина; Санкт-Петербургский гос. ун-т. – М.: Юрайт, 2014. - 733 с.
2. Дякин, Б.Г. Международный бизнес: Т 2: Магистратура [Текст]. – М.: ТЕИС, 2010. – 1182 с.
3. Ломакин, В.К. Мировая экономика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / В. К. Ломакин. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 671 с.
4. Мировая экономика и международные экономические отношения [Текст]: учебник для бакалавров: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки 080100 "Экономика", 080200 "Менеджмент" (квалификация (степень) "бакалавр") / [Р.К. Щенин и др.]; под ред. Р.К. Щенина, В.В. Полякова; Гос. ун-т управления. – М.: Юрайт, 2014. - 446 с.
5. Медведева, Е.А. Основы международного бизнеса. Учебно-методический комплекс / Е.А. Медведева. - М. : Евразийский открытый институт, 2008. - 115 с.
6. Чернявский, С.П. Международный офшорный бизнес и банки / С.П. Чернявский. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 144 с.
7.2. Дополнительная литература:
1. Архангельский А.Ю. США: условия для бизнеса. – М.: 1991.
2. Асмолов К. Административная культура Южной Кореи // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 6. – с. 37 – 44.
3. Бусыгин А.В. Предпринимательство. М.: 2004.
4. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. М.: Юнити,2001.
5. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Предпринимательство. М.: 2009.
6. Градобитова Л.Д. Теория международных конкурентных преимуществ государств М. Портера. – М.: 1996.
7. Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2001.
8. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
9. Грядов С.И. Предпринимательство. Уч. пособие. М.: 2007.
10. Дадалко В.А., Дадалко А.В. Международное экономическое сообщество: современное состояние и перспективы развития. // Минск: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 1999.
11. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. 3-е изд. М.: Дело, 2002.
12. Друкер Питер Ф. Рынок: как выйти в лидеры: практика и принципы. М.: 1992.
13. Дэвид А. Рикс. Просчеты в международном бизнесе. // М.: Издательский дом «Вильямс», 2004,
14. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес. – М.: Дело, 1994.
15. Замедлина Е.А. Предпринимательство. Уч. пособие. М.: Феникс, 2007.
16. Зарицкий В.Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз. – М., 2003.
17. Имаи М. Кайдзен: путь к успеху японских компаний. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
18. Крутик А.Б., Решетова М.В. Основы предпринимательской деятельности. Изд-во «Академия». М.: 2008.
19. Куликов Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. – М.: Экономика, 2000.
20. Лапуста М.Г. Предпринимательство. Учебник. М.: 2008.
21. Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. – М., 1999.
22. Малявин В. Китай управляемый. Старый добрый менеджмент. – М.: «Европа», 2005.
23. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
24. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б.М. Смитиенко. М.: Инфра-М, 2005.
25. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под ред. Акад. А.А.Дынкина / ИМЭМО РАН. - М.: Магистр, 2007.
26. Михайлов Д.М. Международные расчеты и гарантии. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.
27. Мясоедов С.П. Основы кросс-культурного менеджмента: как вести бизнес с представителями других стран и культур. – М.: Дело, 2003.
28. Ноздрева Р.Б. Международный маркетинг. - М.: Экономистъ, 2005.
29. Основы предпринимательского дела. Учебник. Под рук. проф. Осипова Ю.М., Смирновой Е.Е. М.: 1996.
30. Пирогов К.М. Основы организации бизнеса: учебник / 2-е изд.- М.: КНОРУС, 2007
31. Портер М. и др. Японская экономическая модель: может ли Япония конкурировать? – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
32. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2001.
33. Ростовский Ю.М. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. - М.: Экономистъ, 2004. - 574 с.
34. Селищев А.С., Селищев Н.С. Китайская экономика в 21 веке. – СПб.: Питер, 2004.
35. Симонова Л.М., Стровский Л.Е. Кросс-культурные взаимодействия в международном предпринимательстве. – М.: ЮНИТИ, 2003.
36. Супян В.Б. Экономика США. – СПб.: Питер, 2003.
37. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. Учебник / Иванов И.Д. М «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001.
38. Холден Н.Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
39. Цукалн Л. Новая европейская экономика: попытка переосмысления. – СПб., 2001.
40. Шумилов В.М. Международное право. М.: ТК Велби, 2007.
41. Эклунд К. Эффективная экономика – шведская модель. – М.: Экономика, 1991.
7.3. Список авторских методических разработок:
1. Международный договор купли-продажи товаров. Порядок и практика оформления и проверки контрактной документации: Учебно-практическое пособие. – Таганрог: Изд-во НП «Центр развития личности», 2009.
2. Организация внешнеэкономической деятельности. Учебная программа и методические указания для магистрантов специальности «Управление ВЭД». – Таганрог: Изд-во НОУ ВПО «ТИУиЭ», 2010.
3. Специальные налоговые и таможенные режимы. Учебно-практическое пособие. – Таганрог: Изд-во НОУ ВПО «ТИУиЭ», 2010.
Периодические издания
-
7.5. Интернет-ресурсы:
1. www.expert.ru – Журнал «Эксперт».Официальный сайт.
2. www.imf.org – Международный валютный фонд. Официальный сайт.
3. www.mergers.ru - Информационно-аналитический проект «Слияния и Поглощения в России».
4. www.oecd.org – Организация экономической кооперации и развития. Официальный сайт.
5. www.rbc.ru – информационный портал Информационного Агентства «РосБизнесКонсалтинг».
6. www.rusimpex.ru – Внешнеэкономический сервер. Россия-экспорт-импорт.
7. www.un.org – информационный портал Организации Объединенных Наций.
8. www.unctad.org – Конференция по торговле и развитию ООН. Официальный сайт.
9. www.vniki.ru - Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт. Официальный сайт.
10. www.wto.org – информационный портал ВТО.
11. http://dbs.sfedu.ru/pls/rsu/rsu$persons$.startup?p_per_id=6616 - страница преподавателя Павлова П.В. на сайте Южного Федерального Университета.
12. http://incampus.ru/campus.aspx?id=12582000 – страница преподавателя Павлова П.В. в Информационно-цифровом кампусе Южного Федерального Университета.