Iii. требования к результатам освоения дисциплины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Международный бизнес: внутренняя и внешняя среда»

Направление подготовки

38.04.01 «Экономика»

Магистерская программа

«Международный бизнес и право»

Уровень образования

магистратура

Форма обучения: заочная

Программа разработана: Павловым П.В.,

зав. каф. Международного бизнеса,

д.э.н., д.ю.н., доцентом

  Рекомендована к утверждению на заседании кафедры Международного бизнеса   протокол заседания от ____________№ _________   Зав. кафедрой ____________ Павлов П.В. (подпись) (Ф.И.О.)  

Ростов-на-Дону, 2016

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели:

Целями освоения дисциплины «Международный бизнес: внутренняя и внешняя среда» являются:

- ознакомиться с основными положениями ведения бизнеса в зарубежных странах и регионах;

- изучить особенности развития бизнеса за рубежом сравнительно с российской спецификой;

- развить способность выбирать оптимальные черты ведения бизнеса на примере российской и зарубежных моделей.

Задачи:

- изучение проблем, возникающие при выходе на внешние рынки и особенности построения маркетинговой политики предприятия;

- овладение методиками разработки внешнеэкономической стратегии предприятия, выбора страны и зарубежного партнера для ведения международного бизнеса;

- формирование знаний о порядке выхода на мировой рынок российских предприятий, государственном регулировании внешнеэкономической сферы, осуществлении валютных операций и международных расчетов, создании и функционировании совместных предприятий;

- овладение современными инструментами и методиками взаимодействия субъектов международного бизнеса с иными субъектами национальной экономики, участвующими в его организации;

- формирование практических навыков по выбору маркетинговой стратегии и разработка сбытовой политики пред­­приятия на внешнем рынке;

- ознакомление с особенностями внешнеторговых операций по нап­рав­­лениям торговли различными видами товаров и услуг;

- изучение основных форм международных расчетов и способов со­вер­­шенствования валютно-финансовых отношений в международном бизнесе;

- ознакомление с основными формами и особенностями делового об­ще­­­ния с иностранными партнерами.

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

2.1. Учебная дисциплина «Международный бизнес: внутренняя и внешняя среда» входит в цикл профиля международный бизнес. Дисциплина является обязательной дисциплиной и изучается магистрантами на 1 курсе в течение первого и второго семестра, в цикле С3.В.2

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами бакалавриата:

- «Мировая экономика»,

- «Экономика зарубежных стран»;

- «Международный маркетинг»,

- «Теория и практика международной деятельности компании»,

- «Техника и организация внешнеэкономической деятельности»,

- «Контракт во внешнеэкономической деятельности».

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

- «Современное таможенно-тарифное регулирование»;

- «Правовое обеспечение ВЭД предприятия»;

- «Международный маркетинг».

Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами при изучении дисциплины, могут быть использованы в деловых играх, в процессе прохождения производственной практики и подготовки магистерской диссертации.

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО (ОС ЮФУ) и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК) или универсальных (УК):

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

б) профессиональных (ПК):

- способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);

- способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);

- способностью разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках (ПК-7);

- способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8);

- способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- содержание понятия «международный бизнес» и его формы;

- особенности нормативно-правового регулирования отечественного и зарубежного бизнеса;

- основные тенденции развития современного международного бизнеса по сравнению с отечественным;

- основные маркетинговые стратегии выхода предприятия на внешний рынок;

- особенности продвижения товаров на внешних рынках;

- процедуры заключения внешнеторговых сделок;

- особенности внешнеторговых операций по направлениям торговли раз­личными видами товаров и услуг на рынках различных стран;

- основные формы международных расчетов;

- основные формы и особенности делового общения с иностранными парт­нерами

Уметь:

– планировать, оценивать, анализировать международную деятельность фирмы;

– оценивать возможности зарубежных рынков;

– планировать стратегию выхода фирмы на зарубежные рынки.

– формулировать задачи предприятия на мировых рынках;

– обосновывать способы выхода субъектов международного бизнеса в международную среду;

– рассматривать проблемы ведения бизнеса и управления им с позиций конкуренции в международной среде;

– ориентироваться в источниках международной информации и использовать ее при ведении бизнеса;

Владеть:

– навыками сравнительного анализа перспектив отечественного и зарубежных рынков;

– понятиями, использующимися в международном бизнесе;

– методикой выбора зарубежного рынка;

– современными инструментами и методиками взаимодействия субъектов международного бизнеса с иными субъектами национальной экономики, участвующими в его организации;

– принципами ценообразования, валютно-финансовых отношений в международной торговле и подходами к их применению на практике; основами составления контрактов купли-продажи, защищающих юридические и финансовые интересы компании;

– вопросами логистики и международных перевозок, таможенного регулирования, страхования внешнеторговых грузов.

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет __8__ зачетных единицы ___288___ часа.

Структура дисциплины

№ п/п Раздел дисциплины/темы Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семинар Лабораторные и практические занятия В интерактивной форме из общего количества аудиторных часов Самостоятельная работа
Модуль 1. Общие основы ведения международного бизнеса
1. Тема 1. Международный бизнес и международная предпринимательская деятельность: общие характеристики. - -      
2. Тема 2. Теории международного бизнеса. -        
3. Тема 3. Внешняя среда в международном бизнесе. -        
4. Тема 4. Стратегические аспекты в международном бизнесе. -      
5. Тема 5. Транспортно-логистическое обеспечение международных бизнес-операций -     -  
  Тестирование             тест
Модуль 2. Организационно-правовые аспекты международного бизнеса
6. Тема 6. Формы организации предпринимательской деятельности в международном бизнесе. -        
7. Тема 7. Правовые основы ведения международного бизнеса. -        
8. Тема 8. Модели международного бизнеса. - -      
9. Тема 9. Международная промышленная кооперация и совместное предпринимательство. -        
10. Тема 10. Электронная коммерция в международном бизнесе. -      
  Деловая игра             Деловая игра
Модуль 3. Маркетинговые подходы к анализу операций в международном бизнесе
11. Тема 11. Особенности проникновения компаний на зарубежные рынки. - -        
12. Тема 12. Конкурентоспособность в международном бизнесе.        
13. Тема 13. Особенности ценообразования в международном бизнесе.        
14. Тема 14. Деловая культура и этика в международном бизнесе. - -        
15. Тема 15. Специфика предпринимательства в ведущих секторах мировой экономики. -        
  Выполнение индивидуального задания             ИЗ
Модуль 4. Финансово-инвестиционные аспекты международного бизнеса
16. Тема 16. Вопросы финансирования международных бизнес-операций. -        
17. Тема 17. Формы расчетов в международном бизнесе. -        
18. Тема 18. Роль иностранных инвестиций в международном бизнесе. -        
19. Тема 19. Риски в системе международных бизнес-отношений. -        
20. Тема 20. Международное налоговое планирование. -        
  Написание реферата             Реферат
Модуль 5. Стратегии ведения международного бизнеса: опыт развитых и развивающихся государств
21. Тема 21. Развитые государства в системе международного бизнеса. -        
22. Тема 22. КНР в системе международного бизнеса. -        
23. Тема 23. Страны Латинской Америки в системе международного бизнеса. -        
24. Тема 24. Арабские страны в системе международного бизнеса. - -      
25. Тема 25. Российские компании в системе международного бизнеса -        
  Написание Эссе         Эссе
  Самоподготовка к экзамену и сдача экзамена            
  ИТОГО         Экзамен

4.2 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Недели Название раздела, темы Самостоятельная работа обучающихся Формы контроля
Вид самостоятельной работы Сроки выполнения Затраты времени (час.)
Тема 1. Международный бизнес и международная предпринимательская деятельность: общие характеристики. Самостоятельное изучение темы Неделя 1  
Тема 4. Стратегические аспекты в международном бизнесе. Самостоятельное изучение темы Неделя 2  
Темы 1 - 5 Тестирование Неделя 2 тест
Тема 8. Модели международного бизнеса. Самостоятельное изучение темы Неделя 3  
Тема 10. Электронная коммерция в международном бизнесе. Самостоятельное изучение темы Неделя 4  
Темы 6-10 Деловая игра Неделя 4 ДИ
Вариант по выбору Выполнение индивидуального задания Неделя 6 ИЗ
Тема по выбору Написание реферата Неделя 8 Реферат
Тема 24. Арабские страны в системе международного бизнеса. Самостоятельное изучение темы Неделя 9  
Эссе Написание Эссе Неделя 9 Эссе
Подготовка и сдача экзамена Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к рубежному контролю и т.д.) Неделя 10-11 Экзамен
Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)  
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)  

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Во время изучения дисциплины в учебном процессе широко применяются активные и интерактивные формы проведения занятий, проводимых в рамках семинарских занятий, а именно:

− метод проблемного изложения материала, как лектором, так и студентом;

− самостоятельное чтение студентами учебной, учебно-методической и справочной литературы и последующие свободные дискуссии по освоенному ими материалу;

− использование иллюстративного материала, ориентированного на использование мультимедийного презентационного оборудования, содержащем основные формулировки, графики, таблицы;

− разбор примеров решения задач для понимания студентами сути и прикладной значимости решаемых задач;

− участие в деловой игре;

− подготовка домашних заданий по предложенным примерам.

VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Полный комплект контрольно-оценочных материалов (Фонд оценочных средств) оформлен в виде приложения к настоящей рабочей программе дисциплины.

VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Основная литература.

1. Международный бизнес [Текст]: теория и практика: учебник для бакалавров: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / [А.И. Погорлецкий и др.]; под ред. А.И. Погорлецкого, С.Ф. Сутырина; Санкт-Петербургский гос. ун-т. – М.: Юрайт, 2014. - 733 с.

2. Дякин, Б.Г. Международный бизнес: Т 2: Магистратура [Текст]. – М.: ТЕИС, 2010. – 1182 с.

3. Ломакин, В.К. Мировая экономика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / В. К. Ломакин. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 671 с.

4. Мировая экономика и международные экономические отношения [Текст]: учебник для бакалавров: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки 080100 "Экономика", 080200 "Менеджмент" (квалификация (степень) "бакалавр") / [Р.К. Щенин и др.]; под ред. Р.К. Щенина, В.В. Полякова; Гос. ун-т управления. – М.: Юрайт, 2014. - 446 с.

5. Медведева, Е.А. Основы международного бизнеса. Учебно-методический комплекс / Е.А. Медведева. - М. : Евразийский открытый институт, 2008. - 115 с.

6. Чернявский, С.П. Международный офшорный бизнес и банки / С.П. Чернявский. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 144 с.

7.2. Дополнительная литература:

1. Архангельский А.Ю. США: условия для бизнеса. – М.: 1991.

2. Асмолов К. Административная культура Южной Кореи // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 6. – с. 37 – 44.

3. Бусыгин А.В. Предпринимательство. М.: 2004.

4. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. М.: Юнити,2001.

5. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Предпринимательство. М.: 2009.

6. Градобитова Л.Д. Теория международных конкурентных преимуществ государств М. Портера. – М.: 1996.

7. Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2001.

8. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

9. Грядов С.И. Предпринимательство. Уч. пособие. М.: 2007.

10. Дадалко В.А., Дадалко А.В. Международное экономическое сообщество: современное состояние и перспективы развития. // Минск: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 1999.

11. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. 3-е изд. М.: Дело, 2002.

12. Друкер Питер Ф. Рынок: как выйти в лидеры: практика и принципы. М.: 1992.

13. Дэвид А. Рикс. Просчеты в международном бизнесе. // М.: Издательский дом «Вильямс», 2004,

14. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес. – М.: Дело, 1994.

15. Замедлина Е.А. Предпринимательство. Уч. пособие. М.: Феникс, 2007.

16. Зарицкий В.Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз. – М., 2003.

17. Имаи М. Кайдзен: путь к успеху японских компаний. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

18. Крутик А.Б., Решетова М.В. Основы предпринимательской деятельности. Изд-во «Академия». М.: 2008.

19. Куликов Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. – М.: Экономика, 2000.

20. Лапуста М.Г. Предпринимательство. Учебник. М.: 2008.

21. Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. – М., 1999.

22. Малявин В. Китай управляемый. Старый добрый менеджмент. – М.: «Европа», 2005.

23. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

24. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б.М. Смитиенко. М.: Инфра-М, 2005.

25. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под ред. Акад. А.А.Дынкина / ИМЭМО РАН. - М.: Магистр, 2007.

26. Михайлов Д.М. Международные расчеты и гарантии. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.

27. Мясоедов С.П. Основы кросс-культурного менеджмента: как вести бизнес с представителями других стран и культур. – М.: Дело, 2003.

28. Ноздрева Р.Б. Международный маркетинг. - М.: Экономистъ, 2005.

29. Основы предпринимательского дела. Учебник. Под рук. проф. Осипова Ю.М., Смирновой Е.Е. М.: 1996.

30. Пирогов К.М. Основы организации бизнеса: учебник / 2-е изд.- М.: КНОРУС, 2007

31. Портер М. и др. Японская экономическая модель: может ли Япония конкурировать? – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

32. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2001.

33. Ростовский Ю.М. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. - М.: Экономистъ, 2004. - 574 с.

34. Селищев А.С., Селищев Н.С. Китайская экономика в 21 веке. – СПб.: Питер, 2004.

35. Симонова Л.М., Стровский Л.Е. Кросс-культурные взаимодействия в международном предпринимательстве. – М.: ЮНИТИ, 2003.

36. Супян В.Б. Экономика США. – СПб.: Питер, 2003.

37. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. Учебник / Иванов И.Д. М «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001.

38. Холден Н.Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

39. Цукалн Л. Новая европейская экономика: попытка переосмысления. – СПб., 2001.

40. Шумилов В.М. Международное право. М.: ТК Велби, 2007.

41. Эклунд К. Эффективная экономика – шведская модель. – М.: Экономика, 1991.

7.3. Список авторских методических разработок:

1. Международный договор купли-продажи товаров. Порядок и практика оформления и проверки контрактной документации: Учебно-практическое пособие. – Таганрог: Изд-во НП «Центр развития личности», 2009.

2. Организация внешнеэкономической деятельности. Учебная программа и методические указания для магистрантов специальности «Управление ВЭД». – Таганрог: Изд-во НОУ ВПО «ТИУиЭ», 2010.

3. Специальные налоговые и таможенные режимы. Учебно-практическое пособие. – Таганрог: Изд-во НОУ ВПО «ТИУиЭ», 2010.

Периодические издания

-

7.5. Интернет-ресурсы:

1. www.expert.ru – Журнал «Эксперт».Официальный сайт.

2. www.imf.org – Международный валютный фонд. Официальный сайт.

3. www.mergers.ru - Информационно-аналитический проект «Слияния и Поглощения в России».

4. www.oecd.org – Организация экономической кооперации и развития. Официальный сайт.

5. www.rbc.ru – информационный портал Информационного Агентства «РосБизнесКонсалтинг».

6. www.rusimpex.ru – Внешнеэкономический сервер. Россия-экспорт-импорт.

7. www.un.org – информационный портал Организации Объединенных Наций.

8. www.unctad.org – Конференция по торговле и развитию ООН. Официальный сайт.

9. www.vniki.ru - Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт. Официальный сайт.

10. www.wto.org – информационный портал ВТО.

11. http://dbs.sfedu.ru/pls/rsu/rsu$persons$.startup?p_per_id=6616 - страница преподавателя Павлова П.В. на сайте Южного Федерального Университета.

12. http://incampus.ru/campus.aspx?id=12582000 – страница преподавателя Павлова П.В. в Информационно-цифровом кампусе Южного Федерального Университета.

Наши рекомендации