Понятие и признаки юридического лица
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК).
Выделяют такие признаки юридического лица:
а) организационное единство;
б) имущественная обособленность;
в) самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам;
г) участие в гражданском обороте от своего имени.
Организационное единство выражается в том, что юридическое лицо представляет собой организацию, которая имеет самостоятельный правовой статус, отделенный от правового статуса создавших или входящих в нее участников (учредителей). Такая обособленность юридического лица закрепляется в учредительных и иных документах организации, определяющих порядок ведения ее дел.
Учредительные документы определяют правовой статус юридического лица. При этом учредительными являются документы, на основании которых учреждается (создается и регистрируется) и действует данная организация.
Гражданский кодекс в п. 1 ст. 52 указывает на три вида учредительных документов: устав, учредительный договор и общее положение об организациях данного вида. Юридические лица действуют либо на основании одного из указанных документов, либо на основании двух документов - устава и учредительного договора.
Законом установлено, что на основании учредительного договора действуют полные товарищества (ст. 70 ГК) и товарищества на вере (ст. 83 ГК); на основании устава и учредительного договора действуют общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (ст. ст. 89, 95 ГК), объединения юридических лиц (ст. 122 ГК); на основании устава - акционерные общества (ст. 98 ГК), общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, созданные одним лицом (ст. ст. 89, 95 ГК), производственные и потребительские кооперативы (ст. ст. 108, 116 ГК), государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113 ГК), фонды (ст. 118 ГК), общественные организации (объединения), некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, учреждения (ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"[16]).
При создании акционерного общества в соответствии со ст. 98 ГК учредители заключают между собой договор о создании общества, который является разновидностью договора о совместной деятельности (ст. 1041 ГК).
Пункт 2 ст. 52 ГК содержит требования, предъявляемые к содержанию учредительных документов. Подобные требования носят императивный характер для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы. В учредительные документы организации в обязательном порядке включаются сведения о наименовании, месте нахождения, органах управления юридического лица. В отношении отдельных видов юридических лиц этот перечень может быть конкретизирован ГК и специальными законами об этих организациях (см., например, п. 2 ст. 70 ГК относительно полных товариществ, п. 3 ст. 98 ГК относительно акционерных обществ). Законом не запрещается включать в учредительные документы и иные положения, не предусмотренные действующим законодательством России, при условии, что они не противоречат ему.
Согласно ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" государственная некоммерческая корпорация создается на основании закона, который заменяет ей все учредительные документы.
Наличие организационного единства предполагает также существование определенной внутренней структуры организации, которая отвечала бы целям и задачам юридического лица и выражалась в наличии у нее органов управления.
Имущественная обособленность юридического лица означает, что имущество организации должно быть обособлено от имущества любых иных лиц, в том числе от ее учредителей (участников).
Пункт 1 ст. 48 ГК указывает, что такое имущество организация может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Большинство юридических лиц обладает имуществом на праве собственности (п. 1 ст. 48, ст. 216 ГК). Исключение составляют государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. ст. 113, 114, 294 ГК), обладающие имуществом на праве хозяйственного ведения; а также учреждения (ст. ст. 120, 296, 298 ГК) и казенные предприятия (ст. ст. 115, 296, 297 ГК), которым имущество принадлежит на праве оперативного управления.
Помимо этого, некоторые виды образовательных, культурных, научных учреждений вправе самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от разрешенной хозяйственной (предпринимательской) деятельности, а также приобретенным на них имуществом (ст. 298 ГК).
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 48 ГК юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс (а учреждение - также и смету его расходов, утвержденную собственником). Находящееся на балансе организации имущество характеризует его обособленность от имущества учредителей (участников). Однако далеко не всегда балансодержатель является единственным собственником числящегося на его балансе недвижимого имущества (см. п. 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"[17]). Структурное подразделение юридического лица также может составлять отдельный баланс, который не является самостоятельным, так как в нем не отражается ряд затрат, без которых деятельность данного подразделения невозможна. Кроме этого, данные подразделения не вправе без согласия юридического лица распоряжаться каким-либо его имуществом.
Самостоятельная имущественная ответственность организации заключается в том, что по своим долгам юридическое лицо отвечает только принадлежащим ему имуществом. Из этого следует, что ни учредитель (участник), ни собственник, ни третьи лица не отвечают по обязательствам юридического лица, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Более подробно гражданско-правовая ответственность юридического лица рассмотрена в главе "Ответственность юридического лица".
Участие в гражданском обороте от своего имени означает, что юридическое лицо от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, т.е. выступать в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельного субъекта права, в том числе в качестве истца и ответчика в суде.
Для индивидуализации юридического лица и выделения его из класса подобных лиц каждое юридическое лицо имеет свое наименование (ст. 54 ГК).
Наименованием юридического лица является его название, под которым оно выступает в гражданском обороте. Наименование организации указывается в ее учредительных документах и должно включать в себя указание на ее организационно-правовую форму (см., например, п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82, п. 2 ст. 96, п. 4 ст. 118, п. 5 ст. 121 ГК).
Наименование юридического лица состоит из двух частей - собственно имени (наименования) и указания на организационно-правовую форму юридического лица. В юридической литературе, особенно дореволюционной, обозначение организационно-правовой формы юридического лица считалось корпусом наименования, а собственно имя (наименование) юридического лица - добавлением[18].
Собственно наименование представляет собой словесное и (или) цифровое обозначение (названия предметов, имена, фамилии, условные обозначения, составные слова и аббревиатуры, а также иностранные слова), направленное на индивидуализацию данного юридического лица среди других субъектов гражданских правоотношений (например, общество с ограниченной ответственностью "Секрет").
При регистрации коммерческой организации в качестве юридического лица его наименование становится фирменным наименованием (п. 4 ст. 54 ГК). Фирменное наименование наряду с товарным знаком и знаком обслуживания является объектом интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК).
Наименование некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях и коммерческих организаций должно содержать указание на характер их деятельности. Так, например, словосочетание "центральная компания финансово-промышленной группы" включается в фирменное наименование общества, выполняющего функции такой компании в соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах"; согласно ст. 7 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" фирменное наименование кредитной организации содержит указание на характер деятельности данного юридического лица посредством использования слова "банк" или словосочетания "небанковская кредитная организация".
Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 14 февраля 1992 г. N 2355-1 "О порядке использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур" наименования "Россия" и "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания в наименованиях юридических лиц, за исключением политических партий, профессиональных союзов и религиозных объединений, могут использоваться только с согласия Правительства Российской Федерации и в соответствии с принятыми законодательными актами.
Согласно ст. 150 и п. 7 ст. 152 ГК юридическое лицо обладает также деловой репутацией, под которой понимается оценка деловых качеств лица в общественном мнении.
Анализ судебной практики по данному вопросу осуществлен в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" и в информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 сентября 1999 г. N 46 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации".
Помимо наименования и деловой репутации каждое юридическое лицо должно иметь свое место нахождения.
В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Организация может иметь юридический и фактический адреса. Под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент регистрации, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"[19]). Юридический адрес указывается в учредительных документах организации. Фактический адрес - это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. У организации может совпадать юридический и фактический адреса.
Виды юридических лиц
В соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 48 ГК в зависимости от того, какие права сохраняют его учредители (участники) в отношении этого юридического лица или его имущества, юридические лица делятся на:
1) юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы);
2) юридические лица, на имущество которых их учредители имеют вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения);
3) юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц).
Указанная классификация не основана на единых критериях. В первом случае имеется в виду отношение участников к организации как к субъекту права, во втором - отношение учредителей к имуществу юридического лица.
Гражданский кодекс указывает, что все юридические лица могут создаваться только в той организационно-правовой форме, которая предусмотрена законом.
В зависимости от основной цели деятельности (ст. 50 ГК) юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.
Основной целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли и возможность ее распределения среди участников.
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Гражданский кодекс (п. 3 ст. 50) разрешает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью при условии, что указанная деятельность служит достижению целей, ради которых она создана и которым соответствует. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Классификация юридических лиц на коммерческие и некоммерческие позволяет выявить все разновидности юридических лиц, определить (выделить) правовой статус конкретных их групп и провести разграничение организаций с неодинаковыми типами правосубъектности, предусмотреть их организационно-правовые формы и тем самым исключить возможность создания не закрепленных законом организаций[20]. При этом в юридической литературе высказываются сомнения относительно того, насколько оправданно получившее легальное закрепление деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации с точки зрения как последовательности его проведения, так и связанных с ним практических последствий. Одни коммерческие организации наделяются общей правоспособностью, другие - специальной; банкротом может быть признана не только коммерческая организация (кроме казенных предприятий), но и некоммерческая (потребительский кооператив или фонд); одни кооперативы (производственные) относятся к коммерческим организациям, другие (потребительские) - к некоммерческим, хотя потребительские общества активно занимаются предпринимательской деятельностью.
Вместе с тем следует признать, что такое деление юридических лиц является принципиальным шагом, имеющим первостепенное значение в систематизации всех юридических лиц как участников гражданских правоотношений[21].
В пункте 2 ст. 50 ГК содержится исчерпывающий перечень коммерческих организаций. К ним относятся:
1) хозяйственное товарищество:
а) полное товарищество (ст. 69 ГК);
б) товарищество на вере (коммандитное товарищество) (ст. 82 ГК);
2) хозяйственное общество:
а) общество с ограниченной ответственностью (ст. 87 ГК, Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"[22]);
б) общество с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК);
в) акционерное общество (ст. 96 ГК, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах");
3) производственный кооператив (артель) (п. 1 ст. 107 ГК, Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", Федеральный закон от 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации");
4) государственное (муниципальное) унитарное предприятие (ст. 113 ГК, Федеральный закон 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Перечень некоммерческих организаций, содержащийся в п. 3 ст. 50 ГК, не является исчерпывающим. Это объясняется тем, что для некоммерческих организаций юридическая личность имеет вспомогательное значение, поэтому они могут существовать в формах, предусмотренных как Гражданским кодексом, так и иными законами. На сегодняшний день, после принятия большого числа законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, появилось множество организационно-правовых форм, как действительно новых, так и тех, которые на самом деле таковыми не являются либо отличаются друг от друга лишь незначительными нюансами, не имеющими формообразующего значения[23]. Именно поэтому для того, чтобы создать стройную систему юридических лиц, необходимо установить исчерпывающий перечень форм некоммерческих организаций в одном законе - Гражданском кодексе Российской Федерации, так же как и коммерческих организаций, и не отсылать к другим законам, которые могут иметь только специальный характер, раскрывая категории, определенные в Гражданском кодексе.
Основные виды некоммерческих организаций:
1) потребительский кооператив, например жилищный, накопительный, дачный и т.п.
2) община малочисленных народов (Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации");
3) общественное объединение;
4) фонд (ст. ст. 118, 119 ГК, ст. 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст. 10 Федерального закона "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях");
5) негосударственный пенсионный фонд (ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах");
6) учреждение ;
7) объединение юридических лиц (ассоциация или союз)
8) объединение работодателей (Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей");
9) некоммерческое товарищество (ст. 291 ГК, ст. ст. 135 - 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан");
10) некоммерческое партнерство (ст. 22 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации);
11) автономная некоммерческая организация (ст. 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст. 23 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", ст. 11.1 Закона "Об образовании");
12) государственная некоммерческая корпорация (ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации");
13) товарная биржа (ст. 2 Закона от 20 февраля 1992 г. "О товарных биржах и биржевой торговле").
В силу п. 2 ст. 124 ГК РФ к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Следовательно, понятие юридического лица для науки публичного права представляет интерес в плане его сущности и структуры. Для науки гражданского права данное понятие актуально для уяснения особенностей участия этих субъектов в гражданском обороте.
Понятие юридического лица публичного права предполагает, что им охватывается, прежде всего, то, что имеет все признаки обыкновенного юридического лица, т.е. юридического лица частного права, поскольку очевидно, что понятие юридического лица и понятие юридического лица публичного права соотносятся как род и вид. Во-вторых, помимо признаков обыкновенного юридического лица, юридическое лицо публичного права должно обладать еще и дополнительными признаками, как раз и позволяющими относить его в особую разновидность юридических лиц.
Представляется, что таким дополнительным признаком, позволяющим отнести с гражданско-правовой точки зрения правосубъектные организации к юридическим лицам публичного права, будет наличие у них публично-властных полномочий.
В связи с этим юридическими лицами публичного права являются публично-правовые образования, т.е. сама Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, на что недвусмысленно указывает ст. 124 ГК РФ. Казалось бы, отнесение публично-правовых образований к юридическим лицам публичного права не должно вызывать возражений, поскольку это одна из немногих разновидностей субъектов гражданского права, в публично-правовой природе которых сомневаться не приходится. В некоторых случаях, однако, положения ст. 124 ГК РФ истолковываются совершенно неожиданным образом в том смысле, что к публично-правовым образованиям применяются лишь положения о юридических лицах, но сами они таковыми не являются, поскольку занимают положение неких неизвестных науке "особых субъектов гражданского права" или "особых участников гражданского оборота"[24]. Несостоятельность подобного аргумента объясняется тем, что никакой "третьей разновидности" субъектов гражданского права, кроме физических и юридических лиц, существовать не может, а потому, подводя публично-правовые образования под действие норм, относящихся к юридическим лицам, законодатель тем самым приравнивает их к юридическим лицам, хотя и признает, что сама природа данных субъектов не позволяет в полной мере распространить на них все нормы о юридических лицах. Из этого с большей логической последовательностью следует вывод о том, что публично-правовые образования являются особой разновидностью юридических лиц, т.е. юридическими лицами публичного права, а не разновидностью субъектов гражданского права наряду с физическими и юридическими лицами[25].
В то же время публично-властные полномочия могут осуществлять и другие организации, обладающие гражданской правосубъектностью, что сближает данные организации с органами публично-правовых образований, посредством которых они функционируют, но самостоятельная правосубъектность этих организаций не позволяет причислять их к органам единого публично-правового образования. Государство здесь в определенных целях ограничивает свои властные полномочия, наделяя ими самостоятельные организации. При этом может быть использовано несколько способов подобного наделения: во-первых, публично-правовое образование может стать единоличным учредителем подобной организации и в акте о ее учреждении наделить организацию публично-властными полномочиями; во-вторых, оно может наделить публично-властными полномочиями объединение, создаваемое субъектами частного права. В первом случае речь будет идти о публично-правовых учреждениях, во втором - о публично-правовых корпорациях.
К числу публично-правовых учреждений (как разновидности юридических лиц публичного права) следует, например, отнести такие организации, как Центральный банк РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, и др. Все указанные организации объединяет то, что, во-первых, они хотя и создаются государством, но не входят в систему органов исполнительной, а тем более законодательной или судебной власти и, как следствие, на них не распространяется принцип единства кассы, т.е. они имущественно обособлены от создавшего их публично-правового образования.
Так, например, хотя имущество Банка России и является федеральной собственностью, но он самостоятельно осуществляет владение, пользование и распоряжение этим имуществом, имеет собственные доходы, используя это имущество и доходы на те цели, ради достижения которых он создан (ст. 2 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). При этом Банк России осуществляет такие публично-властные полномочия, как установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации и правил проведения банковских операций; государственная регистрация кредитных организаций, выдача им лицензий на осуществление банковских операций, приостановление и отзыв лицензий; банковский надзор; регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; организация и осуществление валютного регулирования и контроля и т.д. (ст. 4 указанного Федерального закона).
Таким образом, к первому виду юридических лиц публичного права относятся создаваемые государством учреждения, средства которых хотя и находятся в государственной собственности, но которые, во-первых, самостоятельно распоряжаются этими средствами, употребляя их на определяемые государством цели; во-вторых, имущественно обособлены от единой кассы (т.е. бюджета), за счет которой финансируется деятельность всех других органов государства; в-третьих, имеют самостоятельные источники доходов либо в виде доходов от использования закрепленного за ними имущества, либо в виде особых платежей, не являющихся налоговыми доходами бюджета какого-либо публично-правового образования; в-четвертых, осуществляют возложенные на них государством публично-властные полномочия. Последний признак напрямую объединяет их с обыкновенными государственными органами, но первые три, напротив, отграничивают подобные организации от указанных органов, поскольку ни один государственный орган не может обладать имущественной обособленностью по отношению к самому государству, что напрямую следует из самого понятия органа. С другой стороны, юридическая личность этих учреждений все-таки производна от личности самого государства, а имеющаяся у этих организаций имущественная обособленность скорее формальная, чем фактическая. Государство здесь как бы использует форму юридического лица для решения определенных задач, прежде всего для ограничения полномочий правительства как высшего органа исполнительной власти по распоряжению финансовыми средствами, имеющими строго целевой характер. Объясняется это тем, что правительство - орган власти, руководствующийся в своей деятельности в большей степени политическими, нежели техническими (экономическими) соображениями. Распоряжение же финансовыми средствами, имеющими целевой характер, должно по определению осуществляться специалистами, а не политиками, хотя и под контролем органов государственной власти. Не случайно практически все из названных законодательных актов ограничивают вмешательство правительства в деятельность рассматриваемых учреждений и прямо запрещают им выделять правительству финансовые средства в какой бы то ни было форме.
От публично-правовых учреждений как юридических лиц публичного права необходимо отличать иные, создаваемые государством унитарные организации, которые хотя и обособлены в имущественной сфере от государства, но тем не менее не наделены никакими публично-властными полномочиями. Речь идет об обычных государственных предприятиях и учреждениях (как автономных, так и финансируемых государством), имущественная обособленность которых проявляется в форме признания за ними особых вещных прав на государственное имущество (хотя в большинстве развитых правопорядков унитарные государственные организации наделяются правом собственности на закрепленное за ними имущество, а объем их прав на это имущество ограничивается целевой правоспособностью), а также о такой относительно недавно закрепленной организационно-правовой форме некоммерческой организации, как государственная корпорация (она хотя и именуются корпорацией, но в действительности является учреждением, поскольку у нее все же единственный учредитель - государство), имущественная обособленность которой выражается в признании за ней права собственности на переданное ей государственное имущество. Акты создания этих организаций в большинстве случаев не предусматривают закрепление за ними каких-либо государственно-властных полномочий.
К другой разновидности юридических лиц публичного права следует отнести публично-правовые корпорации, т.е. организации, создаваемые как минимум двумя участниками. Поэтому теоретически в них не исключено участие государства, и наделение их публично-правовыми функциями будет осуществляться примерно так же, как и наделение публично-правовых учреждений. Однако современный отечественный правопорядок знает лишь такие публично-правовые корпорации, которые создаются субъектами частного права в форме, прямо предусмотренной законодательными актами, которыми государство одновременно наделяет соответствующую корпорацию определенными публично-властными полномочиями.
Речь идет, к примеру, о нотариальных и адвокатских палатах, о саморегулируемых организациях арбитражных управляющих и независимых оценщиков и других подобных организациях. Указанные организации объединяет то, что они создаются субъектами частного права - гражданами, принадлежащими к определенной профессии, а также в некоторых случаях юридическими лицами, осуществляющими определенный вид деятельности. Однако при этом законодатель вводит обязательность членства в данной организации в качестве условия осуществления определенной профессиональной деятельности, одновременно предоставляя соответствующей организации возможность утверждения правил осуществления этой деятельности, а также полномочия по осуществлению контроля за соблюдением этих правил. В качестве санкции за нарушение правил предусматривается возможность исключения из числа членов саморегулируемой организации. С одной стороны, это является некой дисциплинарной санкцией, с другой - имеет своим последствием запрет осуществления соответствующей профессиональной деятельности в течение определенного срока для исключенного члена саморегулируемой организации (что напрямую вытекает из принципа об обязательности членства в данных организациях). Потому данная санкция приобретает все характерные черты публично-правовой ответственности и принципиально не отличается, например, от такой уголовно-правовой санкции, как лишение права заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ).
От саморегулируемых организаций, основанных на обязательном членстве и, как следствие, обладающих публично-властными полномочиями (а потому являющихся юридическими лицами публичного права), необходимо отличать иные профессиональные сообщества (которые к тому же нередко именуются в законодательстве саморегулируемыми организациями), основанные на принципах добровольности членства и поэтому не имеющие никаких публично-властных полномочий, например к ним относятся саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (ст. 48 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"), саморегулируемые организации в сфере рекламы (ст. 31 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе") и др.
Очевидно намерение законодателя и в дальнейшем широко использовать такую форму регулирования определенных видов деятельности, как создание и функционирование саморегулируемых организаций, основанных на обязательном членстве. Так, Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (ст. 5) хотя и устанавливает общее правило, согласно которому членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным, но в то же время допускает и возможность федеральными законами предусматривать и исключения из этого правила. Подобные положения уже успели получить негативные отклики в литературе[26], суть которых сводится к тому, что принцип обязательности членства в каких бы то ни было объединениях противоречит конституционному положению о свободе вступления и пребывания в каком-либо объединении (ч. 2 ст. 30 Конституции РФ).
Здесь необходимо отметить принципиальную разницу между частными объединениями, о которых говорит Конституция РФ, и профессиональными публичными корпорациями (являющимися разновидностью юридических лиц публичного права), на которые государство возлагает публично-властные полномочия.
Таким образом, государство может в определенных случаях передать осуществление публично-властных полномочий всевозможным негосударственным объединениям, основанным на принципе обязательного членства как одного из условий осуществления той или иной профессиональной деятельности. При этом государство решает весьма различные задачи. Так, например, посредством такой профессиональной корпорации, как адвокатская палата, государство последовательно проводит принцип независимости адвокатуры от государства (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). Иные же профессиональные корпорации есть один из вариантов самоограничения государства в сфере регулирования экономической деятельности и предоставления большей самостоятельности ее участникам, что особенно ярко проявляется при исключении определенных видов деятельности из перечня лицензируемых при одновременном создании профессиональных корпораций, построенных на принципе обязательного членства: подобные организации, по сути, являются иной формой публичного контроля за соответствием предпринимательской и иной профессиональной деятельности определенным требованиям. В связи с этим возникают вопросы: существуют ли объективные границы для подобного самоограничения государства, регулирование каких видов деятельности по определению не может быть отдано на откуп негосударственным организациям? Однако ответы на поставленные вопросы выходят далеко за рамки настоящей работы и являются в большей мере задачей науки публичного, нежели гражданского, права.
Изложенное позволяет сделать следующие выводы.
Под юридическими лицами публичного права необходимо понимать организации, которые наряду с гражданской правосубъектностью обладают еще и публично-властными полномочиями, что отличает их от обыкновенных юридических лиц (или юридических лиц частного права).
Помимо государства и иных публично-правовых образований, юридические лица публичного права могут существовать в форме публично-правовых учреждений и публично-правовых корпораций.
Публично-правовые учреждения создаются государством в целях ограничения исполнительно-распорядительных полномочий правительства.
Целями создания публично-правовых корпораций является ограничение полномочий государственной власти и наделение публично-властными полномочиями негосударственных организаций.
Заключение
В части общих вопросов изменения положений гражданского законодательства Концепцией отмечена недостаточная для новых условий завершенность ряда классических гражданско-правовых институтов, таких как реорганизация и ликвидация юридического лица.
Фрагментарный характер регулирования их статуса в ГК РФ, а также в некоторых других законах, требуется разумное расширение положений ГК РФ о юридических лицах за счет норм корпоративного права. Сама по себе корпоратизация как качественная характеристика развития коллективных участников экономической жизни тесно переплетается с вопросами регулирования отношений из корпоративной деятельности.
Сегодня можно констатировать интенсивное развитие отношений по созданию юридических лиц корпоративного типа, участию в них и связанным с таким участием обязательствам. Можно отметить, что корпоративные отношения - это отношения, связанные с "правом участия" в корпорации, а также соответствующие обязательственные отношения между учредителями (участниками) и корпорацией.
Думается, выделение корпоративных отношений в качестве особого предмета гражданско-правового регулирования будет способствовать стабильности их развития на основе синтеза корпоративной практики в общих нормах гражданского законодательства.
Законодатель планирует ряд новелл гражданского закона, касающихся развития норм о юридических лицах.
Прежде всего, юридические лица получают гражданские права и гражданские обязанности наряду с физическими лицами. Отдельным образом регулируются вопросы специальной правоспособности юридического лица. Проект изменения ст. 49 ГК РФ предусматривает, что отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) или членства в саморегулируемой организации.
В целом институт саморегулируемых организаций постепенно заменяет традиционное лицензирование. Поэтому указание наряду с лицензией на наличие членства юридического лица в саморегулируемой организации для осуществления отдельных видов деятельности является своевременным и необходимым дополнением, отражающим уже сложившуюся практику отношений в допуске организаций к отдельным видам деятельности.
В рамках закрепления норм о процедуре создания организации проект предусматривает в отдельной статье (ст. 50.1 ГК РФ) порядок принятия учредителями решения о создании юридического лица. По сути, данная статья закрепляет условия принятия соответствующего решения, заменяющего по своему содержанию учредительный договор, от которого законодатель (за исключением товариществ) отказался.
Важные новеллы предусмотрены в порядке легализации юридических лиц. В проекте воспроизведен принцип достоверности данных государственного реестра юридических лиц. Предусмотрена обязанность возмещения юридическим лицом убытков, причиненных другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в Единый государственный реестр юридических лиц.
Кроме того, установлена обязанность уполномоченного государственного органа юстиции своевременно информировать заинтересованных лиц о предполагаемых изменениях в учредительные документы.
В свою очередь юридическое лицо, зарегистрированное на территории иностранного государства, предоставляющего льготный режим налогообложения и (или) не требующего предоставления или раскрытия информации при проведении финансовых операции, может осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации при условии депонирования в уполномоченном государственном органе юстиции достоверной информации о своих учредителях (участниках) и выгодоприобретателях.
Перечень таких иностранных государств определяется уполномоченным государственным органом. Депонированная информация может быть раскрыта самим юридическим лицом или на основании решения суда. Риск последствий депонирования недостоверной информации, равно как осуществление деятельности на территории Российской Федерации без депонирования указанной информации, несет это юридическое лицо (п. 8 ст. 51 ГК РФ).
Решающее значение получает система юридических лиц. Она представлена в новом облике, позволяющем учесть современное место отдельных видов организаций в гражданском обороте.
Методологически верно сохранение принципиального деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ). На это указывалось и в Концепции, которая основным аргументом в пользу сохранения такого разделительного критерия приводила, в рамках осуществления некоммерческими организациями, например, платных услуг, последствия стирания границ между "деятельностью, приносящей доходы" и "предпринимательской деятельностью" (в противном случае мог быть нарушен необходимый баланс между деятельностью юридического лица и его назначением). Отметим, что такая деятельность некоммерческой организации, даже осуществляемая за плату, является вспомогательной хозяйственной деятельностью и не должна оказывать влияние на изменение статуса юридического лица.
Как известно, эти организации представляют собой малопривлекательные конструкции для своих контрагентов в силу недостаточной проработанности вопросов ответственности перед кредиторами. В силу слабой имущественной самостоятельности требовалась адекватная компенсация их некоммерческого статуса.
Что касается новелл относительно конкретных правовых конструкций и отражения их в гражданском законодательстве, то их следует в большей степени соотносить с унификацией организационно-правовых форм. Сообразно корпоративному взгляду на юридическую сущность хозяйственных обществ, товариществ, а также кооперативов права их участников Концепция предлагала охарактеризовать в качестве корпоративных прав. Под корпоративными правами понимаются как собственно "права участия" в юридическом лице, так и соответствующие обязательственные права.
В связи с этим проект изменений вводит новые понятия, разделяющие юридические лица на корпоративные и унитарные.
Перечень обозначенных проблем современного отечественного гражданского права, касающихся регулирования правового статуса юридических лиц, далеко не полный, и его можно было бы продолжить. Очевидно, что требовался системный пересмотр норм основного гражданского закона, на перспективу определяющих полноценность регулирования общественных отношений в сфере частного права. Представляется, что проведенный анализ предлагаемых корректировок позволяет решить некоторую часть проблемных вопросов.