Антимонопольная политика
Антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений.
Для ограничения рыночной власти фирм государство регулирует рынки несовершенной конкуренции. Антимонопольная политика направлена не против крупных фирм вообще, а против фирм, которые монополизировали рынок средствами ограничительной практики: захватили ресурсы, осуществили слияние и поглощение других фирм, заключили соглашения с другими фирмами о разделе рынков сбыта продукции, исключили соперников из конкуренции и т.п.
В России существует Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Основными задачами антимонопольной политики являются: содействие развитию рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Регулирование естественной монополии
Рассмотрим проблему регулирования естественной монополии.Она существует в отраслях, в которых особенности технологии и экономия от масштаба дают возможность одной фирме произвести товар (услугу) с меньшими средними издержками по сравнению с его производством несколькими или многими фирмами и при этом удовлетворить рыночный спрос на товар. Потребители не имеют близкого заменителя товара (услуги), производимого естественной монополией.
Согласно Закону РФ «О естественных монополиях», к ним относят: транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; общедоступной электрической и почтовой связи. Естественные монополии могут действовать на федеральном, региональном и местном (локальном) уровнях. Примерами локальных естественных монополий являются предприятия водо-, тепло-, электроснабжения и канализации в жилищно-коммунальном хозяйстве города.
Рис.8-7. Регулирование естественной монополии |
Нерегулируемая естественная монополияустанавливает цену
и объем выпуска
, что обеспечивает ей максимальную прибыль (заштрихованный прямоугольник на рис. 8-7).
Ресурсы общества используются неэффективно. Безвозвратные потери DWL максимальны, их величину можно оценить площадью фигуры АЕС.
Для общества эффективной является цена на уровне долгосрочных предельных издержек Рс = LMC. Ресурсы общества используются эффективно, безвозвратные потери отсутствуют. Однако в этих условиях монополия станет убыточной, так как не сможет возместить свои средние издержки, LAC > Рс, и ей потребуется субсидия правительства.
Компромиссным решением станут справедливая цена на уровне долгосрочных средних издержек, = LAC, и объем выпуска . При такой цене монополия станет безубыточной, однако она будет стремиться завысить свои средние издержки. Поэтому регулирующие органы проводят периодические независимые проверки финансовой деятельности монополии. При справедливой цене безвозвратные потери существуют, их величину можно оценить площадью фигуры BFC, однако они существенно меньше по сравнению с нерегулируемой монополией (рис. 8.4.1).
Антимонопольные органы могут применить и другие способы регулирования естественной монополии — ограничить норму рентабельности; организовать конкурс среди фирм за право доступа в отрасль естественной монополии, например конкурс за право вещания или трансляции телепередач на определенной частоте (канале).
Регулирование цен
Регулирование цен может применяться не только по отношению к естественным, но и к другим монополиям. Антимонопольные органы могут установить максимально допустимую цену, чтобы побудить монополиста увеличить объем производства. При этом цена должна превышать минимальное значение долгосрочных средних издержек, иначе в долгосрочном периоде монополия станет убыточной. К сожалению, на практике достаточно сложно определить приемлемый уровень цены.
Налоги позволяют уменьшить выгоды от монопольного положения фирмы на рынке. Например, аккордный налог, который взимается независимо от количества производимой продукции, уменьшает прибыль монополии на величину налога, при этом монопольная цена и объем выпуска не меняются. Введение потоварного налога на монополию приводит к повышению цены товара для потребителей, снижению объема выпуска и уменьшению прибыли монополии.