Редактор и компьютер. Перспективы использования современных информационных технологий в издательском деле.
Под информационной технологией понимают организованную совокупность процессов, элементов, устройств и методов, используемых для сбора, передачи, накопления, обработки, хранения и представления информации.
Стадия допечатных процессов:
Применение информационных технологий на стадии допечатных процессов характеризуется широким внедрением ПК в решение задач набора и обработки текста. В комплексе с лазерными сканирующими и выводными устройствами ПК изменили лицо полиграфических предприятий и частично или полностью переместили процесс набора текста в творческую и издательскую сферу. Современные системы допечатной подготовки информации строятся по модульному принципу и позволяют выполнять следующие функции:
Автоматизировать обработку текста, включая те функции, которые ранее выполнялись только человеком, т.е. корректуру, перевод, реферирование.
Трансформация цветной и графической изобразительной информации
Получение цветоделенных форм.
Получение готовых форм.
Получение пробных оттисков на цифровых печатающих устройствах.
Прямое перенесение изображения в печатную секцию, минуя формные процессы.
Использование программных средств обработки информации:
Текстовые процессоры и программы машинной графики представляют собою прикладные программы для выполнения основных функций при обработке соответственно текстовой и графической информации (сюда могут быть отнесены, например, текстовые процессоры типа Лексикон, Write, ChiWriter, TeX, Т3, WinWord, а также графические программы типа PaintBrush, CorelChart, CorelDraw, FreeHand, AdobeIllustrator, PhotoShop и др.) Word, Excel, FineReader и т.п.
Системы верстки обеспечивают компоновку материала на полосах публикации обычно из заранее заготовленных текстовых и графических файлов. Для таких систем (например, Ventura Publisher) характерно наличие встроенных подпрограмм формирования таблиц, математических формул, библиотек текстовых и графических фрагментов, а также использование дополнительных средств, облегчающих позиционирование отдельных фрагментов на полосе, выполнение цветоделения, обтекания текстом иллюстративного материала, подготовки публикации для передачи ее в сервис-бюро (Adobe PageMaker, Adobe InDesign, Quark Express, Corel Ventura).
Совершенствование КИС:
автоматизация всего издательского производства, совершенствование средств разработчиков и средств настройки;
поддержка коллективной работы, совместимость документов различных платформ (Windows, Macintosh, UNIX);
дальнейшее развитие интеграции средств для набора текстов, таблиц, формул, обработки графики, словарей (по принципу «все в одном»);
дальнейшее совершенствование возможностей работы с графикой;
поддержка средств создания структурированных, бизнескритичных по срокам и целостности документов, управления документопотоком;
создание более интеллектуальных программ, например издательских пакетов, которые позволяют один раз создать документ и публиковать его в любом формате.
Этап печатных и отделочных процессов
В настоящее время появились интегрированные системы для организации печатных и отделочных процессов в полиграфии. Созданы печатные машины с лазерной технологией нанесения изображения на формные пластины. На цифровой технологии базируются системы, применяемые в печатных машинах для дозирования количества краски для дозирования температуры красочных аппаратов машин. Появление новых методов печати сделало экономически целесообразным выполнение малых тиражей (принтер, ризограф).
Информационная система предприятия.
Информационная система может быть определена с технической точки зрения как набор взаимосвязанных компонентов, которые собирают, обрабатывают, запасают и распределяют информацию, чтобы поддержать принятие решений и управление в организации. В дополнение к поддержке принятия решений, координации и управлению информационные системы могут также помогать менеджерам проводить анализ проблемы, делают видимыми комплексные объекты и создают новые изделия.
Формирование базы данных предприятия для эффективного использования и управления информацией всеми структурными подразделениями фирмы.
Важной задачей информационной системы является создание единого информационного пространства предприятия. Для этого необходимо разработать стандарт информационного обмена внутри предприятия (стандарт Электронного обмена данными – ЭОД, Electronic Data Interchange – EDI). Такое есть у ТД «Библио-Глобус», Топ-книги. Важно распространить единый документооборот и на партнеров, это облегчит заказ товара, его обработку и т.д.
Лучезарной перспективой является создание единого информационного пространства книжного рынка страны, использование единого стандарта обмена информацией между предприятиями. Это удешевит процесс передачи, обработки информации издательств и книготорговых предприятий, ускорит коммерческие процессы, упростит процесс статистического учета и анализа состояния рынка.
Важно упомянуть об активно развивающейся интернет-торговле.
Стандарты: Unimark – международный формат, использующийся в библиотечном деле(библ. описание) , Edifact – набор стандартов для ЭОД (не только для книжной области), Onix – международный формат электронного обмена информацией о изд. продукции(библ. описание +товарные х-ки)
Электронные издания: на CD и в Инете. Электронное издание — электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.
Плюсы:
низкая себестоимость;
возможность создания гипертекстовой книги;
низкие расходы на перевозку тиража;
возможность выпустить издание быстрее конкурентов, печатающих свою продукцию на бумаге.
Минусы:
необходимость иметь комп, или соотв-й гаджет.
32. Современное состояние издательского дела за рубежом.Наиболее развитой издательской системой обладают Соединенные Штаты. Примерно половина всех внесенных в реестр издательств расположена в Европе, что соответствует роли этого континента в мировом книжном выпуске. Самой крупной издательской системой в Европе располагает Великобритания, далее Германия, Франция. Мощные издательские системы современного типа имеют и крупные книгоиздающие страны на других континентах. Среди азиатских стран Китай, Япония. Среди латиноамериканских — Аргентина и Бразилия , в Африке—Нигерия и Южная Африка.
Десятка крупнейших издателей (2009 год):
1. Pearson – €5,290m (Великобритания)
2. Reed Elsevier – €5,024m (Великобритания-Нидерланды)
3. ThomsonReuters – €3,813m (Канада)
4. Wolters Kluwer – €3,425m (Нидерланды)
5. Bertelsmann – €2,969m (Германия)
6. Hachette Livre – €2,273m (Франция)
7. Grupo Planeta – €1,804m (Испания)
8. McGraw–Hill Education – €1,666m (США)
9. De Agostini Editore – €1,616m (Италия)
10. Holtzbrinck – информация не предоставлена (Германия)
В лидерах книгоиздания страны: США, Британия, Германия, Нидерланды,
Из лекции: из 50 издательств 10-е место Ашетт (Франция), Голландия тоже +Ирландия есть крупные изд-ва в списке. Есть Японские изд-ва после 25-го места.
Монополия концернов. Все меньше семейных издательств, больше изд-х групп и объединений, концернов.
Максимальная концентрация производства (особенно в США). Издательскому концерну может принадлежать несколько типографий и книгораспространительских структур общенационального масштаба, а также журнальные и газетные издательства, телеканалы, информационные сети и т. д. Так, в состав концерна "Бертельсманн" в Германии и за рубежом входят издательства и издательские объединения: "Карл Бертельсманн", "Гольдманн", "Бланвалет", "Габлер", "Вивег", "Лексикотек" и др., журнальное объединение "Грунер + Яр", объединения "Пласа и Жанес" в Испании и "Рэндом Хаус" в США, сеть крупнейших книжных клубов по всему миру, телекомпания "РТЛ", музыкальная компания "БМГ" и др. В свое время при создании подобных гигантских объединений мыслилось, что они будут сосредоточивать в одних руках не только все стадии производства и распространения книги, но и всесторонне "эксплуатировать" сюжет или произведение, т. е. выпускать по нему не только книгу, но и, например, видео- или кинофильм, аудиокассету, компакт-диск
Создание альянсов вместо жесткой конкуренции.
Большинство универсальных издательств. Узкоспециализированных издательств немного, и это, как правило, небольшие фирмы. Большинство средних и крупных издательств, да же при наличии основной специализации, имеют профиль, близкий к универсальному. Учебное издательство, например, почти обязательно будет выпускать детскую, художественную, справочно-энциклопедическую литературу, практические руководства; литературно-художественное – историческую, детскую литературу, литературу по гуманитарным наукам, издания по искусству; издательство литературы по искусству – книги по истории, о природе, о путешествиях, изд-я для детей и т.д.
Абсолютное большинство изданий выходит в составе серий. Это выгодно, можно предлагать одну и ту же серию разного качества.
Рост выпуска эл. изданий (CD, online). США – 8 % от оборота. Европа – 5 %, Россия – 3 %.
Читатель и читательский спрос. Снижается интерес к "бестселлерам" и массовой литературе. Общий уровень образования населения, естественно, повышается, общее число читателей увеличивается, однако доля "сильных читателей", прочитывающих несколько десятков книг в год, будет снижаться, так как чтение все же уступает позиции главного вида досуга.
Изменение психологии потребителя книги: "целеустремленный" читатель уступает место читателю-"бабочке", "порхающему" с одной тематической группы на другую. Издателям в этом случае придется довольно резко перестраиваться, приспосабливаться к новым, более разнообразным и фрагментарным вкусам публики.
Переход от рынка предложения к рынку спроса. До последнего времени книжный рынок был рынком предложения, т. е. читатели были вынуждены покупать то, что им предлагали издательства. Сейчас ситуация меняется: спрос начинает превалировать над предложением. Это радикальное изменение для книгоиздательской отрасли и ее психологии (от "просветительской" психологии приходится отказываться). От издательств потребуется более глубокое изучение рынка, его отдельных сегментов и издание именно того, в чем эти сегменты читательской аудитории нуждаются. Все шире в книгоиздательской отрасли будут применяться методы маркетинга, разработанные и применяемые в других отраслях. Гл. чел – менеджер по маркетингу.
Большое кол-во книг в мягкой обложке хорошего качества, они не одноразовые, но они дешевле. Вузовские учебники за рубежом выпускают в двух вариках твердая обложка и мягкая, внутри все одинаковое. Издания в мягкой обложке – основные за рубежом, а в переплете только бестселлеры, элитарные здания , издания для библиотек.
Возрастание роли изданий для детей (приучают к книге, видимо).
Больше иллюстраций в книге, рост полиграфического исполнения изданий.
Изменение и возрастание роли издателя. Разработка идей, поиск авторов для воплощения этих идей и организация их материализации в виде различных информационных продуктов – книг, видеофильмов, телефильмов, компакт-дисков, программ для ЭВМ, баз данных и т. д. При выпуске, например, интерактивного мультимедийного компакт-диска работу авторов, программистов, режиссеров, специалистов по видеоинформации и специалистов по обработке и хранению текстовой информации, собственно производителей должен будет организовывать, и координировать именно издатель.
Важная роль ассоциаций за рубежом. Отстаивание интересов всей отрасли, лоббирование своих интересов перед законодателями, разработка полит. вопросов касающихся отрасли, связь с книготорг. и полигр. объединениями, проведение мероприятий по пропаганде книги в обществе, проведение рекламных компаний, представление интересов национального книгоиздания в международных обществах.
Лит. агент как особ-сть зарубежного книгоиздания (особый институт).