Системный подход в таможенном деле
Тема 1. Раздел 1. Организация системы управления в таможенных органах
Системный подход в таможенном деле
Система - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. При этом целостность как характеристика системы проявляется в возникновении новых интегративных качеств, не присущих образующим ее элементам.
Система с одной стороны, - это целое, составленное из частей, с другой - это порядок, определенный правильным расположением отдельных частей в целом и их взаимосвязью, и, наконец - это устройство, организация, объединение и т.д.
Основные термины и понятия, характеризующие систему, представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Основные термины и понятия, характеризующие систему
№ п/п | Термины и понятия | Определение термина (понятия) |
Элемент | Наименьшее звено в структуре системы, внутреннее, строение которого не рассматривается на выбранном уровне анализа | |
Связи | Различные технические, технологические, коммуникационные, транспортные и другие каналы, объединяющие элементы, входящие и не входящие в систему | |
Структура системы | Совокупность элементов и связей, определяющих внутреннее строение и таможенную систему объекта как целостной системы | |
Подсистема | Часть системы, внутреннее строение которой рассматривается на выбранном уровне анализа | |
Внешняя среда системы | Макросреда, с компонентами которой система имеет прямые или косвенные связи |
Существует четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой: 1) целостность и членимость; 2) связи; 3) организация; 4) интегративные качества.
Первое свойство - целостность и членимость. Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.
Второе свойство - связи. Между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать.
Третье свойство - организация. Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т.е. определенную структуру, организацию системы.
Четвертое свойство - интегративные (суммарные) качества. Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.
Основные положения системного подхода:
- любой объект (например, таможенная система или бизнес-процесс) – это открытая система, активно взаимодействующая с внешней средой (макросистемой);
- эффективность системы определяется не только ее системными качествами, но и условиями окружающей среды;
- элементы системы рассматриваются в их взаимосвязи и развитии.
В понятие «системный подход» входит группа методов, с помощью которых реальный объект исследования (таможенное дело) описывается как совокупность взаимодействующих элементов (частей).
Системный подход позволяет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.
Это даст, во-первых, возможность объединить все знания о таможенном деле; во-вторых, более точно определить в практической деятельности основные части отдельных структур и подсистем управления в таможенном деле, их элементы и функции; в-третьих, системный, целостный подход даст возможность более целенаправленно управлять как небольшими системами, такими, как таможенный пост, так и такими, как национальные таможенные системы или Всемирная таможенная организация.
Системный анализ означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных, разобщенных подсистем.
В организационном плане современная система управления таможенной службы России имеет иерархическую структуру. В рамках такой структуры управление реализуются на уровне Центрального аппарата ФТС России, региональных управлений, таможен и таможенных постов. Такая структура обеспечивает централизованный распределенный характер управления.
На каждом уровне управления решается комплекс задач системного характера. При этом осуществляется мониторинг внешней торговли относительно контролируемого сегмента сферы ВЭД, принимаются и реализуются системные решения, обеспечивающие результативное (эффективное) достижение целей таможенной деятельности.
Примеры задач системного характера и вариантов их практического решения содержатся в таблице 1.2.
Таблица 1.2.
Задачи системного характера и примеры их практического решения
Уровень системы | Задачи системного характера | Примеры принятия системных решений |
Система ВЭД | Формирование стратегии развития ВЭД России | Стратегия развития ВЭД России |
Таможенная система | Разработка концепции и нормативно-правового обеспече-ния перехода таможенных органов на новые условия службы | Указ Президента РФ, постановле- ния Правительства РФ и др. о переходе таможенных органов на новые условия службы |
Концептуальный уровень | Разработка концепции развития таможенной службы России Разработка концепции таможен-ного контроллинга | Концепция развития таможенной службы России Концепция таможенного контрол- линга |
Правовой уровень | Модернизация правового обеспе-чения таможенной деятельности | Целевая программа модернизации правового обеспечения |
Технологический уровень | Развитие информационно- технического обеспечения таможенной деятельности | Целевая программа модернизации информационно-технического обеспечения таможенной деятельности |
Инфраструктур- ный уровень | Модернизация таможенной инфраструктуры | Целевая программа модернизации таможенной инфраструктуры |
Кадровое обеспечение | Совершенствование системы под-готовки и переподготовки кадров для таможенных органов | Программа совершенствования подготовки кадров высшей квалификации для таможенных органов |
Организация и управление | Модернизация системы управления | Создание, внедрение и развитие системы информационного конт- роллинга внешнеэкономической и таможенной деятельности |
Системное решение (системного характера) – это решение непосредственно связанное с целью таможенной деятельности, а также с развитием таможенных систем или таможенного дела в целом.
С целью практического освоения материала студентам предлагается выполнение практического задания на тему «Системное управление таможенным делом» по следующему плану.
План практической работы
1. На примере таможенных органов описать основные термины и понятия, характеризующие систему и оформить в виде таблицы.
2. На основе материалов таблицы составить структурные схемы по каждому понятию, характеризующему таможенную систему.
3. Рассмотреть элементы таможенной системы в их взаимосвязи и развитии.
Приведем пример выполнения заданий в соответствие с планом практической работы.
1) Для выполнения задания 1 опишем термины и понятия, приведенные в таблице 1.1, применительно к Камчатской таможне.
Таблица 1.3.
Основные термины и понятия, характеризующие Камчатскую таможню как систему
№ п/п | Термины и понятия | Описание термина (понятия) |
Элемент | Должностное лицо – подразделение – таможенный пост – таможня. Наименьший элемент в структуре системы - должностное лицо, деятельность которого не рассматривается на выбранном уровне анализа. | |
Связи | Существуют различные виды связей, для того чтобы все элементы системы могли взаимодействовать для достижения общих целей. В данной структуре существуют такие связи как: коммуникационные – с помощью них происходит обмен необходимой информацией, документацией, отдаются и реализуются приказы, распоряжения и т.д. как внутри системы, так и вне ее; технические – например, с помощью интернета происходит быстрый обмен информацией между подразделениями в системе таможенных органов, с участниками ВЭД, органами власти, смежными организациями; транспортные - таможенные органы осуществляют транспортные операции самостоятельно для собственных нужд и во взаимодействии с иными организациями для перемещения товаров через таможенную границу и т.д. | |
Структура системы | Камчатская таможня представляет собой систему с соответствующей инфраструктурой, поэтому совокупность всех её элементов и связей составляет структуру, укомплектованную штатами соответствующей квалификации с набором определенных функций. | |
Подсистема | Таможня имеет следующие подсистемы: - обеспечивающая (Отдел документационного обеспечения, Оперативно-техническая служба, Отдел кадров и т.д.), - правоохранительная (Отдел по инспектированию и профилактике правонарушений, Отдел таможенной инспекции, Отдел таможенной охраны и оперативно-дежурной службы и т.д.); - фискальная (Отдел торговых ограничений и экспортного контроля, Отдел контроля таможенной стоимости, Отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров и т.д.). | |
Внешняя среда системы | Макроуровень: государство и право; состояние экономики; уровень научно-технического прогресса (НТП); демографические факторы; природно-географические факторы. Микроуровень: участники ВЭД; таможенные представители; перевозчики; склады временного хранения (СВХ); транспортные и телекоммуникационные системы; органы власти субъектов федерации, др. государственные органы, в т.ч. силовые и правоохранительные, контролирующие структуры. |
2) Согласно заданию 2 составим структурные схемы по каждому понятию, характеризующему таможенную систему.
Таможенная служба является метасистемой, т.е. состоит из совокупности вложенных систем, показанных на рисунке 1.1.
|
Рисунок 1.1. Элементы таможенной системы
На нижнем уровне данной организационной структуры находятся таможенные посты. Они входят в качестве элементов в более сложные системы – таможни, последние, в свою очередь, являются элементами еще более сложных систем – региональных таможенных управлений, которые являются элементами ФТС России. Совокупность этих вложенных иерархических систем является метасистемой и составляет единую систему таможенных органов России, которая, в свою очередь, есть один из элементов макросистемы, например, России или системы внешнеэкономической деятельности.
На уровне Камчатской таможни как системы ее элементы можно представить следующим образом, рисунок 1.2.
Рисунок 1.2. Структура элементов таможни
В данной структуре на нижнем уровне находятся таможенные посты с входящими в них подразделениями, в штате которых реализуют свои задачи непосредственные исполнители (специалисты, служащие, работники). Таможенные посты входят в качестве элементов в более сложную систему – Камчатскую таможню.
На рисунке 1.3 представлен пример структуры и содержания коммуникационных связей, направления информационных потоков в таможне.
Рисунок 1.3. Структура и содержание коммуникационных связей и информационных потоков в таможне
С помощью коммуникационных связей происходит передача и обмен необходимой информацией по каналам связи в виде разнообразной документации на бумажных носителях и в электронной форме, как внутри системы, так и за ее пределами.
На рисунке 1.4 представлен фрагмент организационно-управленческой структуры Камчатской таможни.
Организационная структура управления - это упорядоченная совокупность элементов иерархической системы управления и их взаимоотношений друг с другом, обеспечивающих развитие этих элементов как единого целого. Организационно-управленческая структура Камчатской таможни является линейно-функциональной, основу которой составляет вертикальный принцип построения и специализация управленческих подразделений по функциональным подсистемам таможенного органа, что видно на рисунке 1.4.
Линейность в данной структуре означает, что каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных.
Рисунок 1.4. Фрагмент организационно-управленческой структуры Камчатской таможни
Функциональное управление осуществляется совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления таможней.
Подсистема как часть системы, внутреннее строение которой рассматривается на выбранном уровне анализа таможни, представлена на рисунке 1.5, где отображена структура правоохранительной подсистемы Камчатской таможни.
Рисунок 1.5. Структура правоохранительной подсистемы таможни
Внешняя среда таможенной системы рассматривается на макро и микроуровне (рисунок 1.6).
Внешняя среда оказывает разнообразное влияние на систему, предоставляя либо благоприятные условия и возможности для эффективной деятельности, либо создавая угрозы для ее существования. Все элементы внешней среды таможенной системы взаимозависимы и взаимосвязаны между собой на макро и микроуровне как это показано стрелками на рисунке.
На микроуровне воздействие субъектов на таможенную систему является непосредственным (прямым); на макроуровне влияние на систему большей частью опосредованное (косвенное).
3) Рассматривая элементы таможенной системы в их взаимосвязи и развитии, можно отметить следующее.
Макросистема задает таможенным органам цели и ограничения, в рамках которых на основе имеющихся ресурсов обеспечивается их деятельность.
Рисунок 1.6. Внешняя среда таможенной системы
Поэтому единая система таможенных органов должна обладать структурой, набором функций, укомплектованностью штатов, их квалификацией, оснащенностью техникой и инфраструктурой в целом, позволяющими разрешать возникающую в процессе эволюции макросистемы проблемную ситуацию. Это означает, что единая система должна адекватным образом реагировать на изменения воздействий макросистемы, сохраняя при этом свою эффективность. Именно согласованностью всех процессов (от макросистемы до таможенного поста) при оптимальной интеграции всех видов ресурсов, имеющихся в распоряжении единой системы, обеспечиваются заданный уровень управления, требуемая эффективность. Поэтому для адаптации организации во внешней среде необходимо изменять ее внутреннюю среду.
Во взаимоотношениях с внешней средой у таможенных органов возникают проблемы взаимодействия и адаптации. Быстрое развитие технологий, усложнение и многообразие предлагаемых товаров и услуг, появление большого количества участников ВЭД, возрастание требований клиентов, изменения в нормативно-правовой базе – все эти и другие изменения усиливают влияние и зависимость таможенных органов от внешних условий, вынуждают их искать лучшие способы взаимодействия и адаптации.
Например, при внесении изменений в законы, формировании новых законов, тем или иным образом касающихся таможенной деятельности, деятельность таможенных органов также будет меняться. Изменение численности и структуры населения, уровня жизни, состояние НТП и т.д. в той или иной степени также будут влиять на функционирование таможни.
От того, насколько согласовано взаимодействие таможенных органов, участников ВЭД, государственных и местных органов власти, смежных организаций зависит эффективность деятельности таможенной системы.
Совершенствование и развитие любого из элементов на макро или на микроуровне будет влиять на деятельность всей таможенной системы. Например, научно-технический прогресс (НТП) способствует развитию современных таможенных технологий (технология удаленного доступа, предварительное информирование, электронное декларирование и т.д.) и позволит значительно сократить время совершения таможенных операций, сроки временного хранения товаров, и таким образом снизить издержки таможен, участников ВЭД, таможенных перевозчиков, таможенных представителей.