Методические рекомендации преподавателю.
При преподавании курса преподаватель должен ясно представлять конечную цель обучения (см. п. 1,2 настоящей программы – требования к знаниям и умениям обучаемого) и базовый уровень экономической подготовки студентов, начинающих изучать предпринимательство.
Этот уровень, к сожалению, остается очень низким, так как в школах экономику практически нигде не изучают, а окружающая среда особенно в отдельных сельских регионах, не способствует экономическому и предпринимательскому развитию личности. Поэтому преподавание предпринимательство в ВУЗе приходиться начинать практически с нуля и как минимум 2 лекции приходиться уделять введение в предпринимательскую деятельность.
Лекции целесообразно строить от простого к сложному, где в начале дается история, формы, виды. По этим темам рекомендуется провести семинарские занятия в виде традиционного семинара (с докладами, сообщениями, обсуждением и вопросами к аудитории), так как студенты пока не готовы к дискуссии по предпринимательской деятельности.
Лекции далее идут по нарастании сложности, рекомендуется давать в основном в виде информационно-проблемных, таким образом, в ряде вопросов дать новую информацию студентам, а затем в последующих вопросах вывести их на некоторые проблемы, касающиеся предпринимательской деятельности, новых организационно-правовых форм, использование бизнес-плана с дополнением уточняющих и стимулирующих элементов, бухучета и анализа предпринимательской деятельности с новыми подходами и презинтациями.
В заключение курса целесообразно чтение лекции и проведение семинара в виде общих тестов по всему курсу.
Рекомендации по использованию информационных технологий обучения.
При преподавании курса «Основы предпринимательства» преподаватель должен использовать информационные и презентационные технологии обучения для активизации усвоения материала, увеличения его объема и улучшения подготовки студентов.
В компьютерном зале библиотеки института имеется обучающая программа по основам предпринимательства, где студент может ознакомиться с основами предпринимательства и проверить свои знания по прилагаемым там вопросам. Там же, есть обзор литературы по основным разделам предпринимательской деятельности.
Нами разработан тест компьютерного контроля оценки уровня знаний студентов, в котором содержится около 90 вопросов, затрагивающих основные разделы курса. Составлена компьютерная программа тестирования.
Разработаны и рекомендованы к применению в компьютерном варианте методические рекомендации к выполнению семинарских заданий, где приводятся исходные данные, методика выполнения, вопросы для самоконтроля т.е. рабочая тетрадь.
2. Тематический план по курсу «Основы предпринимательства» факультет «Менеджмент, экономика и технология». (Бакалавриат)
№ | Тема | Всего час. | В т.ч.ауд.час. | Сам раб. | ||
Всего ауд. | Лекции | Семинары | ||||
1. | Понятие и сущность предпринимательства | |||||
2. | Модели и виды предпринимательства | |||||
3. | Факторы производства | |||||
4. | Организационно-правовая форма | |||||
5. | Бизнес-процессы и способы их организации | |||||
6. | Управленческое решение как системный инструмент | |||||
7. | Управление персоналом | |||||
8. | Маркетинг в управлении бизнесом | |||||
9. | Инновационное предпринимательство | |||||
10. | Предпринимательское право | |||||
11. | Финансирование предпринимательской деятельности | |||||
12. | Инвестиции в предпринимательстве | |||||
13. | Малое предпринимательство | |||||
Культура и этика предпринимательства | ||||||
15. | Налогообложение предпринимательской деятельности | |||||
16. | Учредительные документы | |||||
Бизнес-планирование | ||||||
Итого |
3. Содержание учебной дисциплины «Основы предпринимательства»
Содержание учебного материала.