Структура договорных связей при закупке продукции для государственных нужд.
Существенными особенностями характеризуется структура связей по закупкам продукции для государственных нужд. Организации, определяемые Правительством РФ, а в регионах — их органами исполнительной власти, получают право выступать в качестве заказчиков материальных ресурсов для выполнения государственных федеральных и региональных программ. Они подыскивают на конкурсной основе поставщиков соответствующей продукции. Заказчик и поставщик заключают государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд. Такая простейшая схема применяется в случаях, когда заказчиками выступают унитарные и казенные предприятия или иные организации, сами использующие товар согласно государственным программам.
В случаях, когда товар закупается для других лиц, ст. 531 ГК РФ предусматривает выдачу заказчиком, заключившим контракт, отгрузочной разнарядки поставщику с указанием в ней наименований и адресов получателей, вида, количества и сроков отгрузки им товаров.
Наряду с этим ст. 529 ГК РФ предусматривает более сложную двухуровневую структуру связей. В заключенном государственном контракте может быть установлено, что поставка будет производиться не заказчику, а определяемому им покупателю. В этом случае заказчик выдает поставщику и покупателю специальный документ — извещение о прикреплении покупателя к поставщику. В соответствии с полученным извещением поставщик обязан в 30-дневный срок заключить с покупателем договор на поставку товаров для государственных нужд.
Заказчик сам определяет более предпочтительную структуру договорных связей, исходя из целей сохранения контроля за реальным получением товаров для ресурсного обеспечения государственных программ.
Правильное формирование структуры договорных связей требуется при организации поставок товаров из одних регионов страны в другие. Межрегиональные торговые связи способствуют улучшению снабжения населения, развитию конкуренции на товарных рынках. Они укрепляют хозяйственную кооперацию, сложившуюся между регионами.
Для налаживания межрегиональных поставок органы исполнительной власти региона должны предварительно выявить на своей территории потенциальных поставщиков товаров, предлагаемых к продаже, определить возможные объемы поставок и уровни цен. Одновременно исполнительные органы власти другого региона выясняют, какие организации желают закупить соответствующие товары, в каких количествах и по каким предельным ценам.
На этой основе соответствующими органами исполнительной власти заключаются межрегиональные соглашения. Их составными частями являются приложения (протоколы), содержащие сведения о конкретных продавцах и покупателях товаров и ориентировочных объемах продаж. Исполнительной властью регионов должен быть установлен контроль за заключением договоров, оказано необходимое содействие организациям, в частности, путем предоставления кредитов или поручительств по оплате. Должен осуществляться текущий контроль за выполнением поставок по межрегиональным соглашениям, осуществляться меры по замене нереальных поставщиков или покупателей.
В результате такой деятельности создается сложная система отношений. Она включает в себя соглашения, подписанные руководителями органов исполнительной власти соответствующих регионов и носящие организационный характер. Кроме того, в систему входят многочисленные торговые договоры, заключаемые при содействии и поддержке государственных органов между организациями-продавцами и покупателями, расположенными в этих регионах.
Контрольные вопросы