Структура договорных связей при закупке продукции для государственных нужд.

Существенными особенностями характеризуется структура связей по закупкам продукции для государственных нужд. Организации, определяемые Правительством РФ, а в регио­нах — их органами исполнительной власти, получают право выступать в качестве заказчиков материальных ресурсов для выполнения государственных федеральных и региональных программ. Они подыскивают на конкурсной основе постав­щиков соответствующей продукции. Заказчик и поставщик заключают государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд. Такая простейшая схема приме­няется в случаях, когда заказчиками выступают унитарные и казенные предприятия или иные организации, сами исполь­зующие товар согласно государственным программам.

В случаях, когда товар закупается для других лиц, ст. 531 ГК РФ предусматривает выдачу заказчиком, заключившим контракт, отгрузочной разнарядки поставщику с указанием в ней наименований и адресов получателей, вида, количества и сроков отгрузки им товаров.

Наряду с этим ст. 529 ГК РФ предусматривает более сложную двухуровневую структуру связей. В заключенном государственном контракте может быть установлено, что поставка будет производиться не заказчику, а определяемому им покупателю. В этом случае заказчик выдает поставщику и покупателю специальный документ — извещение о при­креплении покупателя к поставщику. В соответствии с полученным извещением поставщик обязан в 30-дневный срок заключить с покупателем договор на поставку товаров для государственных нужд.

Заказчик сам определяет более предпочтительную струк­туру договорных связей, исходя из целей сохранения контро­ля за реальным получением товаров для ресурсного обеспече­ния государственных программ.

Правильное формирование структуры договорных связей требуется при организации поставок товаров из одних регио­нов страны в другие. Межрегиональные торговые связи способствуют улучшению снабжения населения, развитию конкуренции на товарных рынках. Они укрепляют хозяйст­венную кооперацию, сложившуюся между регионами.

Для налаживания межрегиональных поставок органы ис­полнительной власти региона должны предварительно вы­явить на своей территории потенциальных поставщиков това­ров, предлагаемых к продаже, определить возможные объемы поставок и уровни цен. Одновременно исполнительные орга­ны власти другого региона выясняют, какие организации желают закупить соответствующие товары, в каких количест­вах и по каким предельным ценам.

На этой основе соответствующими органами исполни­тельной власти заключаются межрегиональные соглашения. Их составными частями являются приложения (протоколы), содержащие сведения о конкретных продавцах и покупателях товаров и ориентировочных объемах продаж. Исполнитель­ной властью регионов должен быть установлен контроль за заключением договоров, оказано необходимое содействие организациям, в частности, путем предоставления кредитов или поручительств по оплате. Должен осуществляться теку­щий контроль за выполнением поставок по межрегиональ­ным соглашениям, осуществляться меры по замене нереаль­ных поставщиков или покупателей.

В результате такой деятельности создается сложная систе­ма отношений. Она включает в себя соглашения, подписан­ные руководителями органов исполнительной власти соответ­ствующих регионов и носящие организационный характер. Кроме того, в систему входят многочисленные торговые договоры, заключаемые при содействии и поддержке госу­дарственных органов между организациями-продавцами и покупателями, расположенными в этих регионах.

Контрольные вопросы

Наши рекомендации