Нашюна 11.пымрссар11равоьы\а1с:оБРсс11\'.м1ик|1 Ьелар\сь- 1999 №91
- расчеты по дивидендам;
- доходы будущих периодов;
- резервы предстоящих расходов и платежей;
- прочие пассивы.
Порядок оценки стоимости чистых активов юридических лиц, кроме банков, утвержден Приказом Минфина от 20 января 2000 г. № 241 с послед, изм. и доп
Оценка чистых активов является дополнительной операцией наряду с составлением и представлением бухгалтерской отчетности.
Резервный фондсоздается в обязательном порядке в соответствии с законодательством (например, ст. 111 Банковского кодекса) или в добровольном порядке, т. е. в соответствии с учредительными документами и учетной политикой организации.
Коммерческая организация имеет право создавать резервы сомнительных долговСомнительный долг - это дебиторская задолженность организации, которая не погашена в установленные для ее погашения сроки и не обеспечена соответствующими гарантиями. Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной в конце отчетного года инвентаризации дебиторской задолженности организации с отнесением суммы резерва на результаты хозяйственной деятельности Резервы по сомнительным долгам создаются главным бухгалтером без дополнительного распоряжения руководителя. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Амортизационный фондформируется путем накопления включаемых в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) сумм начисленной амортизации с учетом индексации. Он является источником финансирования капитальных вложений производственного назначения, жилищного строительства, приобретения и создания нематериальных активов (в том числе посредством выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ).
Фонды накопления и потреблениятакже относятся к фондам специального назначения. Они образуются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации в порядке, определен-
1 Национальный реестр правовых актов Республики 1я.мар>сь. -2000. -№ 26. 122
ном учредительными документами. Фонд накопления является источником финансирования капитальных вложений как производственного, так и непроизводственного назначения. Средства фонда потребления направляются на осуществление мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива организации и т. п.
Инновационный фондявляется одним из источников финансирования капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства.
Средства целевого финансирования и поступленийформируются за счет поступления средств из бюджета, внебюджетных, отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения, от других организаций, физических лиц, а также в результате предоставления льгот по налогам и таможенным платежам. Данные средства могут использоваться только по целевому назначению и могут быть изъяты при выявлении фактов нарушения порядка их использования. Они направляются на финансирование капитальных вложений, научно-исследовательских работ, на покрытие убытков и другие нужды.
Из прибыли, остающейся в распоряжении организации, могут формироваться и другие фонды,что является элементом учетной политики организации.
ГЛАВА 6 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ОТЧЕТНОСТИ И АНАЛИЗА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Понятие и правовое значение бухгалтерского
Учета. Реформирование национальной системы
Бухгалтерского учета
В соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 8 Закона Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» (данный Закон действует до 1 января 2004 г.), ч. 2 ст. 21 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с граждан» в редакции Закона Республики Беларусь от 9 марта 1999 г «О внесении изменений и дополнений^ в Закон Республики Беларусь "О подоходном налоге с граждан V с послед, изм. и доп подп. 1.3 п. 1 ст. 22 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. коммерческие организации и индивидуальные предприниматели обязаны вести в установленном порядке бухгалтерский учет и отчетность о финансово-хозяйственной деятельности.
Цель настоящей главы - общая характеристика правовых основ бухгалтерского учета и отчетности.
Бухгалтерский учет - система непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии и движении имущества и обязательств организации методом ее двойной за-
| Ведомости Верховно! о Совет а Республики 1>елар\сь -1992. №4. С г. 75.
" Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь - [999. -№ 21.
Национальный реестр правовых актов Республики Ье.тарусь. - 2003. - № 8.
I
писи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ч. 3 ст. 2 Закона о бухгалтерском учете)
Субъектамибухгалтерского учета являются юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь, филиалы и представительства, в том числе иностранные организации, хозяйственные группы, простые товарищества, государственные органы, а также индивидуальные предприниматели.
Объектамибухгалтерского учета являются имущество субъекта хозяйственной деятельности, его обязательства и хозяйственные операции. При этом для целей бухгалтерского учета под обязательствами понимаются отраженные в бухгалтерском учете обязанности организации перед иными лицами, в т. ч. ее учредителями и собственниками имущества, возникновение которых является следствием совершившихся хозяйственных операций, т. е. действий или событий, влекущих изменения в объеме и (или) составе имущества и (или) обязательств организации.
Основными задачамибухгалтерского учета и отчетности, согласно ст. 4 Закона о бухгалтерском учете, являются:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах,
- обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.
Исходя из перечисленных задач можно сделать вывод, что ведение бухгалтерского учета необходимо как для обеспечения публичных интересов (позволяет государству осуществлять контроль за субъектами предпринимательской деятельности), так и частных интересов (позволяет контрагентам субъекта предпринимательской деятельности получить нужную информацию о его имуществе и финансовом положении). Планирование предпринимателем своей деятельности предполагает анализ его финансового и имущественного положения, который также основывается на данных бухгалтерского учета.
В условиях перехода к рыночной экономике, повлекшего изменения в правовом регулировании практически всех общественных отношений, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, появилась объективная необходимость реформированиябухгалтерского учета. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 1998 г. № 694 утверждена Государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республики Беларусь (далее - Программа).
Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. Достижение этой цели необходимо для формирования системы информации о финансовом состоянии организации для ее пользователей, прежде всего инвесторов, заинтересованных в результатах деятельности данной организации. В результате достижения указанной цели будут созданы надлежащие правовые условия для формирования субъектами хозяйствования достоверной и полезной информации об их финансовом положении, результатах их деятельности и изменениях в их финансовом положении, обеспечения прозрачности и надежности бухгалтерской отчетности как важнейшего источника информации для принятия управленческих решений широким кругом заинтересованных пользователей.
Основными направлениями реформирования национальной системы бухгалтерского учета являются:
- законодательное обеспечение и нормативное регулирование;
- формирование нормативной базы (стандартов);
- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
- кадровое обеспечение (подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
- международное сотрудничество (работа в международных организациях, взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета).
Предполагается, что регулирование бухгалтерского учета будет осуществляться с целью обеспечения доступа всех заинтере-
' Собрание декретов. \ катов Прошлом 1а и постановлений Правнтс'м.сгва Реицб'шкн Беларусь - 1497 № 13. Ст. .141.
сованных пользователей к сопоставимой и объективной информации о финансовом положении и результатах деятельности субъектов хозяйствования.
В соответствии с Программой внесены изменения и дополнения в Закон о бухгалтерском учете, принят ряд иных актов законодательства, обеспечивающих постепенное реформирование национальной системы бухгалтерского учета. Кроме этого, предстоит:
разработать и утвердить пакет положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, включающих в себя основные требования международных стандартов;
- пересмотреть План счетов бухгалтерского учета и инструкцию по его применению и, при необходимости, внести в них изменения;
- ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
Таким образом, национальная система бухгалтерского учета находится в состоянии перехода на международные стандарты, что предполагает определенную нестабильность ее правового регулирования.
Система правового регулирования бухгалтерского учета состоит из нормативных правовых актов различной юридической силы, регулирующих порядок организации и ведения бухгалтерского учета субъектов предпринимательской деятельности и определяющих правовые основы его государственного регулирования.
Данная система основывается на Конституции и включает.
- Закон о бухгалтерском учете. Он определяет правовые и ме
тодологические основы организации и ведения бухгалтерского
учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению
и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимо
отношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Рес
публике Беларусь Действие Закона распространяется на юриди
ческие лица, зарегистрированные на территории Республики Бе
ларусь, филиалы и представительства, в том числе иностранных
организаций, хозяйственные группы, простые товарищества, го
сударственные органы (далее - организации), а также на индиви
дуальных предпринимателей;
положения по бухгалтерскому учету, например, Положение о порядке начисления амортизации Положения детализируют правила ведения учета конкретных видов имущества в зависимости от вида предпринимательской деятельности либо сферы деятель-
ности субъекта предпринимательской деятельности, закрепляют основные понятия, используемые в бухгалтерском учете;
- методические указания, рекомендации и инструкции, например, Инструкцию о порядке ведения бухгалтерского учета основных средств, утвержденную Постановлением Минфина от 20 декабря 2001 г. № 127;
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцию по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. № 56;
- локальные нормативные акты, принимаемые самим субъектом предпринимательской деятельности и формирующие его учетную политику.
Необходимо отметить, что в сфере бухгалтерского учета еще действуют некоторые акты бывшего СССР. Они применяются в случаях отсутствия соответствующего законодательства Республики Беларусь при условии, что они не противоречат национальному законодательству (Ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28 мая 1999 г. «О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР»).
В целом законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете призвано обеспечивать:
- единообразие ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций всеми организациями;
- сопоставимость учетной информации различных организаций;
- достоверность учетной информации каждой организации (ст. 3 Закона о бухгалтерском учете).
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 октября 2001 г. № 1493 «О государственном регулировании бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь» общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Республике Беларусь осуществляется Минфином. К ведению Минфина отнесено:
- осуществление государственного регулирования бухгалтерс
кого учета и отчетности в Республике Беларусь,
' Национальный реестр правовых актов Респлбликн Беларусь - 1999.-№42. " I [аннональный ресст р правовых актов Республики Беларусь. - 2001. - № 99.
- разработка и утверждение типовых унифицированных форм первичной учетной документации.
Ч. 4 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете устанавливает, что нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые органами государственного управления, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право государственного регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным правовым актам Минфина.