Занятий для студентов дневной формы обучения
Цель и задачи курса
Основная цель изучения курса — обеспечить знания о фундаментальных проблемах экономики и сформировать экономическое мышление. Курс рассчитан на получение необходимого объема знаний об основных концепциях и категориях рыночной экономики. Это позволит понять сущность экономических процессов на микро- и макроуровнях, а также закономерности экономического поведения субъектов, даст представление о хозяйственной жизни России.
Освоение курса предполагает использование не только основной учебной литературы, но и дополнительной экономической литературы, периодических изданий.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
После завершения курса студенты должны:
1) владеть основными концепциями курса, позволяющими понимать поведение домохозяйств, фирм и государства в смешанной экономике;
2) уметь выделять особенности различных моделей государственного регулирования и характеризовать их;
3) рассчитывать основные экономические показатели, индексы;
4) уметь решать различные типы задач, строить простые графики, объяснять тестовые задания по основным темам курса;
5) используя инструменты микро- и макроанализа, характеризовать специфику экономики России на разных этапах ее развития;
6) иметь системное представление о тенденциях развития национальной и мировой экономики.
Формы контроля
Итоговый контроль — для студентов дневной и заочной форм обучения — экзамен.
Промежуточный контроль для студентов дневной формы обучения — контрольные работы, устные зачеты по блокам тем. Предусмотрены письменные задания по основным темам, которые выполняются на семинарах и в виде домашних заданий. По ряду проблем студенты готовят сообщения. Результаты данных работ оказывают влияние на формирование итоговой оценки по дисциплине.
Студенты заочного отделения пишут контрольную работу, успешное выполнение которой является условием допуска к экзамену по экономике. Проведение семинарского занятия, темы которого определяются по выбору, позволит закрепить знания, обсудить сложные вопросы курса.
Распределение часов лекционного курса и семинарских
ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
№ | Тема занятия | Лекции | Семинары |
Предмет и метод экономики | |||
Основы теории спроса и предложения | |||
Основы теории потребительского выбора | |||
Производство и издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах | 2 | ||
Конкуренция и монополия. Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции | |||
Экономические ресурсы и их движение | |||
Общее равновесие и благосостояние | |||
Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические показатели | |||
9 | Измерение объема национального производства | 2 2 | 2 2 |
Модель совокупного спроса и совокупного предложения | |||
Равновесие на рынке товаров и услуг (простая кейнсианская модель товарного рынка) | |||
Деньги и денежный рынок | |||
Государство в национальной экономике. Фискальная и монетарная политика | |||
Экономический рост и циклы. Макроэкономическая нестабильность | |||
Международные аспекты экономики и мировое хозяйство | |||
Основы формирования новой экономической системы России |
В учебно-методическом комплексе дано содержание всех тем курса «Экономика»*, планы семинаров, а также задания, включающие вопросы для обсуждения, тесты, задачи, проблемные ситуации. Одна часть заданий (тесты, вопросы для обсуждения, проблемные ситуации) может использоваться как на семинарских занятиях студентами дневной формы обучения (устное обсуждение или письменные работы), так и студентами заочной формы обучения для самостоятельной подготовки, другая часть (задачи) — предложена, прежде всего, для домашних работ студентов дневной формы обучения с последующим разбором на семинарских занятиях.
Разрабатывая задания, автор ставил две цели: помочь студентам в усвоении учебного материала и максимально приблизить теорию к экономической практике. Большая часть заданий апробирована в процессе преподавания курса «Экономика» и, как показывает опыт автора, развивает умение логически мыслить, аргументировать ответы, проводить простые расчеты.
Многие задания учебно-методического комплекса ориентированы на построение или анализ графиков, на использование
■ Автор не приводит планов лекций, руководствуясь двумя соображениями: во-первых, нельзя сужать границы выбора преподавателя, варьирующего вопросы в зависимости от постановки задач, композиции материала, степени подготовленности аудитории: во-вторых, данная работа адресована, прежде всего, студентам, для которых важнее знание полного содержания тем в соответствии со стандартом.
формул, простых экономических моделей. Зачастую именно они трудно воспринимаются студентами юридического факультета, но работе с графиками, формулами, моделями, по убеждению автора, следует учить, так как они иллюстрируют (а иногда -выражают) суть дела, без них нельзя вникнуть в сущность многих экономических процессов и явлений. Степень сложности заданий различна, что позволяет вовлечь в работу всех студентов. Но при ответах на тесты, вопросы (в том числе типа «да» или «нет») студенты должны обосновывать устно или письменно свой выбор, иллюстрировать его с помощью схем, расчетов, учиться отстаивать свою позицию, а иначе отдача будет иллюзорной.
Автор надеется, что предложенные задания будут полезны и преподавателям экономики, так как являются одним из средств активизации учебного процесса.
Наряду с заданиями, разработанными автором, в учебно-методический комплекс вошли задания, содержащиеся в учебниках, учебных пособиях и задачниках'.
К каждой теме курса дан перечень терминов, чтобы акцентировать внимание студентов на ключевых вопросах.
В методических указаниях для студентов заочной формы обучения изложены требования к выполнению контрольных работ, тематика письменных работ и варианты контрольного задания.
В учебно-методический комплекс включены примерный перечень экзаменационных вопросов и список литературы4.
Заканчивается пособие приложением, где предложены материалы для самоконтроля и проверки знаний: к тестам даны ответы, а к задачам — решения и ответы.
' Камаев В.Д. и др. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории М.. I998; Методические материалы по: экономическим дисциплинам для преподавателей средних школ и вузов: Программы, тесты, задачи, решения / Под обш. ред. Л.С. Гребнева М., 2000: Микро-, макроэкономика: Практикум / Под обш. ред. Ю.А. Огибина. СПб.. 1994: Нуреев P.M. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. М.. 1998; Планы семинарских занятий и тесты по курс) микроэкономики. Новосибирск, 1996.
' Списки литературы к каждой теме, по мнению автора, неприемлемы, так как дают многочисленные повторы, а главное, не позволяют студентам выполнять важную часть самостоятельной работы — учиться самостоятельно ориентироваться в учебной и дополнительной литературе.
Рабочая программа и задания
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ