Денежно-кредитная политика Республики Казахастан

Национальный Банк, как главный банк страны, определяет приоритеты направления денежно-кредитной политики на предстоящий период, исходя из макроэкономической ситуации и состояния государственных финансов.

С 2002 года ориентиры денежно-кредитной политики определяются Национальным банком на три года вперед с ежегодным уточнением, что связано с достижением в стране относительной макроэкономической стабильности. Основным направлением денежно-кредитной политики Национального банка Казахстана в 2002-2005 гг. станет подготовка и переход к принципам инфляционного таргетирования, что предполагает постепенный отход от целевых показателей по денежной базе и золотовалютным резервам к целевым показателям по инфляции. Такая денежно-кредитная политика более отвечает основной цели Национального банка по снижению инфляции и, кроме того, обеспечивает ей большее доверие участников рынка к проводимой денежно-кредитной политике ввиду полной прозрачности поставленной цели. В 2002-2005 годах денежно-кредитная политика будет проводиться Национальным банком, исходя из определенной законом его основной задачи – обеспечения внешней и внутренней устойчивости тенге. Предполагается, что за 2002-2003 гг. суммарный уровень инфляции составит 18-20%.

Основными инструментами денежно-кредитной политики в 2002-2004 годах останутся операции открытого рынка, официальные ставки и переучетные операции с векселями. Национальный банк будет делать упор на операции открытого рынка. Ожидается, что с увеличением операций открытого рынка и операций по переучету векселей будет усиливаться регулирующая роль учетной ставки Нацбанка и его ставки по операциям РЕПО, которые и будут официальными ставками рефинансирования.

Рост денежной базы за трехлетний период составит 55-58%. Это мультиплицирует прирост денежной базы за трехлетний период – на 75-77% (на уровне 1 000 млрд. тенге) что приведет к повышению коэффициента монетизации экономики до 23-25%. Национальный банк в ближайшие три года намерен поддерживать все свои официальные ставки слабоположительными в реальном выражении. Ожидается, что снижение официальных ставок Нацбанка приведет к снижению ставок вознаграждения по срочным тенговым депозитам физических лиц к концу 2004 года до 7,5% годовых, а по выданным тенговым кредитам юридических лиц до 13,5% годовых.

По официальным данным Агентства РК по статистике цены на потребительском рынке имели тенденцию к снижению с 17, 8% в 1999 году до 6,6% в 2002 году. За 7 месяцев 2003 года уровень инфляции составил 2,3% (в январе-июле 2002 года – 3,7%), при этом цены на продовольственные товары повысились на 2,4%, на непродовольственные товары – на 2,1%, на платные услуги населению – 2,1%. В июле 2003 года инфляция в годовом выражении составила 5,1% (в июне 2003 года – 5,7%). Значительное замедление темпов инфляции позволило снизить ставку рефинансирования с 7 июля 2003 года с 7,5% до 7%.

Значительный приток иностранной валюты при существенном снижении выпуска государственных ценных бумаг Министерством финансов потребовал активизации денежного регулирования для сохранения стабильности финансового рынка. В I полугодии 2003 года было выпущено краткосрочных нот в 4,1 раза больше, чем в I полугодии 2002 года, а объем операций РЕПО по сравнению с соответствующим периодом прошедшего года увеличился на 23,5%. Это естественно увеличивает расходы Национального банка по монетарной деятельности и приведет к уменьшению отчислений в бюджет по итогам года.

Снижение ставки рефинансирования способствует активизации кредитной деятельности БВУ. Так, объемы кредитов банка увеличились с 57 991 млн. тенге в 1997 году до 672 407 млн. тенге в 2002 году. На 01.07.2003 этот показатель составил 696 653 млн. тенге. При этом необходимо отметить, что банки достаточно активно кредитуют реальный сектор экономики. В настоящее время более 60% всех активов банков направлено на кредитование экономики, тогда как год назад данный показатель не превышал 53%. Учитывая высокую ликвидность банковского сектора, данный факт необходимо оценивать положительно. В универсальных банках развитых стран кредитный портфель в структуре активов также занимает около 60-65%.

Качество активов и кредитного портфеля банков не вызывает опасений. В последние годы в совокупном кредитном портфеле банков доля безнадежных кредитов не превышает 2-2,5%, тогда как доля стандартных кредитов составляет около 70%. Сохранение таких показателей во многом связано с грамотной работой самих банков на фоне жестких требований центрального банка к качеству кредитного портфеля. Сохраняющиеся позитивные тенденции позволяют нам утверждать о том, что уже в ближайшие годы казахстанская банковская система с этапа активного реформирования и перехода к международным стандартам может перейти к новому этапу устойчивого развития и совершенствования международных стандартов.

Резюме

1. Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

2. В экономической политике в зависимости от целевой направленности выделяют следующие виды ДКП. Жесткая ДКП – денежно-кредитная политика, направленная на поддержание на определенном уровне денежной массы с помощью инструментов ДКП. Гибкая ДКП – денежно-кредитная политика, направленная на поддержание на определенном уровне процентной ставки. Инфляционное таргетирование – ДКП, направленная на поддержание на определенном уровне индекса инфляции. Денежно-кредитная экспансия – ДКП, направленная на расширение денежной массы в стране. Денежно-кредитная рестрикция – ДКП, направленная на уменьшение денежной массы в стране.

3. К косвенным инструментам денежно-кредитного регулирования относят. Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке страны. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объёмов депозитов.

4. Другим инструментом ДКП является изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), по которой Центральный Банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объём заимствований у Центрального Банка сокращается, а, следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по выдаче ссуд. Изменение учетной ставки Центральным Банком можно рассматривать как индикатор политики Центрального Банка. К примеру, повышение ставки рефинансирования сигнализирует о начале ограничительной ДКП.

5. Операции на открытом рынке – широко используются в странах с развитым рынком ценных бумаг. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным Банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке ценных бумаг, так как во многих странах деятельность Центрального Банка на первичном рынке запрещена). Чаще всего это краткосрочные государственные ценные бумаги.

6. Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный Банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным Банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае Центральный Банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок.

7. Монетарная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность денежно-кредитной политики в целом. Можно выделить 4 звена передаточного механизма денежно-кредитной политики: 1). Изменение реального предложения денег (М/Р)S в результате проведения Центральным Банком соответствующей политики. 2). Изменение ставки процента на денежном рынке. 3). Реакция совокупных расходов на динамику ставки процента (в особенности инвестиционных). 4). Изменение объёма выпуска (совокупного предложения) в ответ на изменение совокупного спроса.

8. Национальный Банк, как главный банк страны, определяет приоритеты направления денежно-кредитной политики РК на предстоящий период, исходя из макроэкономической ситуации и состояния государственных финансов. С 2002 года ориентиры денежно-кредитной политики определяются Национальным банком на три года вперед с ежегодным уточнением, что связано с достижением в стране относительной макроэкономической стабильности. Основным направлением денежно-кредитной политики Национального банка Казахстана является инфляционное таргетирование, что предполагает постепенный отход от целевых показателей по денежной базе и золотовалютным резервам к целевым показателям по инфляции.

9. Основными инструментами денежно-кредитной политики при инфляционном таргетировании являются операции открытого рынка. В качестве оперативного показателя обычно используются различные виды краткосрочных процентных ставок. Действенность денежно-кредитной политики оценивается с помощью модели трансмиссионного механизма, отражающего влияние изменений инструментов денежно-кредитной политики на оперативный и далее на целевой показатель.

Тестовые вопросы для самоконтроля знаний

1. Жесткая денежно-кредитная политика подразумевает:

а) поддержание ставки процента;

б) эмиссию денежной массы;

в) увеличение госдолга;

г) выпуск займов;

д) поддержание на определенном уровне денежной массы.

2. К инструментам косвенного регулирования денежной системы относятся:

а) обязательные резервы и РЕПО;

б) лимиты кредитования;

в) административное регулирование ставки процента;

г) денежная эмиссия;

д) все ответы не верны.

3. Увеличение нормы резервов:

а) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы;

б) снижает ставку рефинансирования;

в) увеличивает госдолг;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.

4. К инструментам косвенного регулирования денежной системы не относятся:

а) лимиты кредитования;

б) изменение нормы обязательных резервов;

в) изменение учетной ставки;

г) операции на открытом рынке;

д) все ответы не верны.

5. Увеличение нормы резервов:

а) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы;

б) снижает ставку рефинансирования;

в) увеличивает госдолг;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.

6. Передаточный механизм денежно-кредитной политики включает:

а) 2 звена;

б) 4 звена;

в) 6 звеньев;

г) 3 звена;

д) 7 звеньев.

7. Для того чтобы, увеличить денежную массу в стране необходимо:

а) повысить ставку рефинансирования;

б) увеличить норму резервирования;

в) провысить учетную ставку;

г) центральному банку выкупить у коммерческих банков государственные ценные бумаги

д) ве ответы верны.

8.Самым оперативным инструментом денежно-кредитной политики является:

а) ставка рефинансирования;

б) учетная ставка;

в) нормы обязательных резевов;

г) операции на открытом рынке;

д) все ответы верны.

9. Национальный банк Казахстана на современном этапе развития проводит политику:

а) жесткую ДКП;

б) гибкую ДКП;

в) инфляционное таргетирование;

г) все ответы не верны;

д) все ответы верны.

10. Часть суммы депозитов, которую банки второго уровня обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке траны – это:

а) обязательные резервы;

б) ставка рефинансирования;

в) избыточные резервы;

г) учетная ставка;

д) операции РЕПО.

ТЕМА 5 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА (ФИСКАЛЬНАЯ)

Изучив тему, студент должен:

- Сущность фискальной политики государства.

- Сущность и структуру государственного бюджета.

- Баланс бюджета, дефицит (профицит) государственного бюджета.

- Роль государственных расходов в ВНП.

- Сущность налогов, их классификацию. Налоги в РК.

Литература: 1, 2, 5, 13, 15, 21, 22, 40, 41.

Наши рекомендации