ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ. Издержки. Общественные, индивидуальные и отраслевые издержки

Издержки. Общественные, индивидуальные и отраслевые издержки. Нормативные и фактические издержки. Бухгалтерские (внешние) и неявные (внутренние) издержки. Экономические издержки. Постоянные, переменные и общие издержки. Эффект масштаба. Положительный и отрицательный эффекты масштаба. Доход фирмы. Общий, средний и единичный доходы фирмы. Валовой и чистый доходы. Балансовая, бухгалтерская и экономическая прибыль. Рентабельность. Рентабельность продукции, производительного капитала и производства.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

Ответим на вопросы

1. Чем отличаются индивидуальные издержки от издержек общества?

2. Каковы источники прибавочной стоимости?

3. Чем отличается перенесенная стоимость от новой стоимости?

4. Почему бухгалтерские издержки называют еще явными, а внутренние — неявными издержками?

5. Чем отличаются издержки в краткосрочном периоде от издержек в долгосрочном периоде?

6. Что постоянного в постоянных издержках и переменного в переменных?

7. Почему средние постоянные издержки имеют тенденцию к снижению?

8. Чем предельные издержки отличаются от единичных издержек?

9. Чем вы можете объяснить положительный эффект масштаба?

10. Чем экономическая прибыль отличается от бухгалтерской прибыли?

Выполним задания

1. Поведение фирмы в условиях рыночной экономики изучает:

а) макроэкономика; б) микроэкономика; в) мировая экономика.

2. Если рабочий день наемного работника равен 8 часов, а на себя он работает 2 часа, то степень эксплуатации равна:

а) 100%; б) 200%; в) 300%; г) 400%.

3. Издержки производства фирмы складываются из:

а) заработной платы, стоимости машин, оборудования, материалов;

б) заработной платы, амортизационных отчислений, стоимости материалов, налогов;

в) процента по кредитам, заработной платы, налога на прибыль, амортизационных отчислений;

г) коммерческих и представительских расходов, стоимости материалов, налога на прибыль, подоходного налога.

4. Затраты фирмы являются постоянными, если они не зависят от:

а) объема выпуска продукции;

б) времени;

в) технологии;

г) величины минимальной заработной платы.

5. По данным таблицы определите оптимальный выпуск продукции:

Количество продукции, шт.
Общие издержки, в тыс. руб.

6. Экономическая прибыль — это разница между:

а) выручкой и бухгалтерскими издержками;

б) бухгалтерской прибылью и неявными издержками;

в) постоянными и переменными издержками.

7. Предполагаемая цена книги равна 10 тыс. руб., переменные издержки равны 6 тыс. руб., а постоянные — 200 млн. руб.

При каком тираже издательская фирма получит прибыль в 400 млн. руб.?

8. Годовая выручка фирмы составила 100 млн. руб. Среднегодовая стоимость ее основного капитала оценивается в 200 млн. руб., а годовая норма амортизации равна 10%.

Какова будет рентабельность продукции фирмы, если за год она затратила на выпуск продукции оборотного капитала на 40 млн. руб., годовой фонд заработной платы составил 20 млн. руб.?

ЛИТЕРАУТРА

1. Базылев Н.И, Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник для студентов экономических специальностей вузов. — Мн.: Книжный Дом, 2004. — Глава 12.

2. Лемешевская Л.В. Экономическая теория: тесты, ситуации, задачи: Учеб. пособие. — Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. — Тема 12.

3. Лемешевский И.М. Микроэкономика (экономическая теория. Ч. 2.) Учебное пособие для вузов. — Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003. — Главы 7 и 8.

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го зд. Т. 2. — М.: Республика, 1992.— Глава 24.

5. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: Пер. с англ. — М.: «БИНОМ», 1997. —Глава 7.

РАЗДЕЛ III

ФИРМА НА РЫНКАХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ

ТОВАРОВ И РЕСУРСОВ

В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ

Ø Дается развернутая характеристика рынков совершенной и несовершенной конкуренции.

Ø Рассматриваются модели поведения фирмы на рынках совершенной и монополистической конкуренции.

Ø Выясняются особенности рынков ресурсов и выводятся правила оптимального использования ресурсов фирмами.

Ø Определяется специфика рынков трудовых ресурсов, капитала, ценных бумаг, природных ресурсов и интеллектуальных продуктов.

ГЛАВА 5

Наши рекомендации