Сущность статистического наблюдения; требования, предъявляемые к статистическому наблюдению.
С развитием рыночных отношений роль информационной базы возрастает, поскольку усложняются связи субъектов рынка, возникает потребность в изучении влияния различных факторов на результаты деятельности, социальные последствия, а также в прогнозировании, в обобщениях, как на макро, так и на микроуровне. Важнейшим ресурсом в управлении становится статистическая информация.
Для того чтобы выполнить статистическое исследование, необходима научно-обоснованная информационная база, которая формируется в результате статистического наблюдения.
Статистическим наблюдением называется планомерный научно обоснованный сбор данных или сведений о социально-экономических явлениях и процессах. Факты, собранные в процессе статистического наблюдения, используются для дальнейшего наблюдения и должны отвечать определённым требованиям:
-достоверности и полноты данных;
-обоснованности отбора;
-сопоставимости данных (единообразию);
-своевременности.
Определённые особенности на статистическое наблюдение налагает сложившаяся в стране в целом практика статистических исследований. Она позволяет выделить обособленные и необособленные системы организации статистического наблюдения. Обособленная система может быть централизованной и децентрализованной.
Централизованная система осуществляет сбор данных для наиболее важных общегосударственных исследований, разрабатывает методологическую базу, осуществляет руководство и контроль за организацией необособленной системы сбора данных в министерствах, ведомствах, регионах. Централизованная система используется для обработки материалов единовременных статистических наблюдений, например, перепись населения страны.
Децентрализованная система – это обработка статистических материалов путём последовательных этапов, когда отчеты предприятий сводятся последовательно различными статистическими органами региона, а итоговые данные регионов России поступают в Росстат, где и рассчитываются показатели в цедом по народному хозяйству.
Общее руководство, проводимых в стране статистических наблюдений, осуществляет Госкомстат (Росстат). Непосредственный сбор статистических данных ведётся региональными статистическими управлениями, ведомствами, которые представляют информацию в центральные статистические органы.
Статистическое наблюдение должно следовать следующим требованиям:
- иметь народнохозяйственное значение, научную или практическую ценность. Выражать социально-экономические типы явлений.
- отражать всю совокупность факторов, относящихся к рассмотренному вопросу;
- не вырывать отдельные факты и цифры из общей связи политических и экономических отношений;
- необходима тщательная проверка качества собираемых фактов, строгая достоверность, так как недостоверность фактов будут мешать принятию объективного научно-обоснованного решения;
- производиться по заранее разработанной системе, плану, правилам.
Программно-методологическое обеспечение статистического наблюдения и организационные вопросы наблюдения
При подготовке к проведению статистического наблюдения возникает ряд вопросов, требующих своего решения. Статистический план наблюдения содержит 2 группы вопросов: программно-методологическая; организационная.
К первой группе относятся вопросы, связанные с определением цели, объекта и единицы наблюдения, программы наблюдения, проектированием формуляров, текста инструкций, установлением источников и способов сбора информации.
Вторая группа вопросов включает вопросы об органе наблюдения, сроках, месте проведения наблюдения, составления предварительных списков единиц изучаемой совокупности, расстановке и подготовке кадров.
Цель наблюдения – определить нужды информационного обеспечения для экономического и социального развития общества, это основной результат статистического исследования. Цель определяет объект статистического наблюдения.
Объект статистического наблюдения - это совокупность единиц изучаемого явления, о которых должны быть собраны статистические данные.
Единица наблюдения – это первичный элемент объекта статистического наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Статистический признак – это конкретное свойство, качество, отличительная черта единицы наблюдения.
Единица совокупности - это та первичная ячейка, от которой должны быть получены необходимые статистические сведения.
Программой статистического наблюдения называется перечень показателей, подлежащих изучению.
Статистические формуляры – это бланки определенных форм учета и отчетности. В условиях машинной обработки результатов наблюдения носителями информации служат технические средства.
Индивидуальный формуляр содержит сведения об одной единице совокупности (например, формы статистической отчетности о товарообороте №1-торг; №3-торг; - заполняются каждой торговой организацией в отдельности).
Списочный формуляр содержит данные по нескольким единицам совокупности (например, при переписи населения члены каждой семьи записываются в один переписной лист).
К статистическим формулярам составляются инструкции.
Инструкция - это совокупность разъяснений, указаний по программе статистического наблюдения. В ней подробно излагаются цели и задачи исследования, способы наблюдения. Инструкция должна быть написана кратко, просто. Указания должны быть ясными и четкими.
Организационные вопросы статистического наблюдения.
Организационный план – основной документ, в котором отражаются важнейшие вопросы организации и проведения намеченных мероприятий.
В организационном плане указывается:
-органы наблюдения;
-время наблюдения;
-сроки наблюдения;
-подготовительные работы к проведению наблюдения;
-порядок проведения наблюдения;
-прием и сдача материалов наблюдения;
-получение и представление предварительных и окончательных итогов.
При организации статистического наблюдения должен быть решен вопрос времени проведения, включая сезон наблюдения, установление срока (периода) и критического момента наблюдения.
Сезон наблюдения следует выбрать такой, в котором изучаемый объект пребывает в обычном для него состоянии (например, перепись населения чаще всего проводится осенью, зимой – когда наблюдается наименьшее передвижение населения).
Время наблюдения – устанавливается единое время регистрации изучаемых показателей.
Критической – называют дату, по состоянию на которую сообщаются сведения. При переписях обычно устанавливается время начала и время окончания регистрации наблюдения фактов (например, Всесоюзная перепись населения 1989 года проводилась 8 дней с 12 по 19 января).
Критическим моментом наблюдения выбирают полночь, момент окончания одних суток и начала других.