Региональная политик россии на соврмеменном этапе
Цель государственной региональной политики состоит в обеспечении экономически однородного развития территории страны без избыточной экономической дифференциации. Однако достижение этой цели необходимо соотносить со степенью экономического взаимодействия субъектов РФ, а именно их экономическая однородность должна быть подкреплена достаточно тесной торгово-производственной интеграцией.
Региональная политика федеральных властей в России включает в себя такие элементы, как [2]:
· конституционный процесс (правовое определение отношений между субъектами Федерации и центральными структурами, символизирующими Федерацию в целом);
· согласование интересов территорий с различным статусом (национальные республики - области) и различных этнических групп. Экономическая составляющая региональной политики рассматривается президентскими структурами скорее, как средство решения действительных проблем - сохранение целостности государства и поддержание межнациональной стабильности.
В области экономики ключевым элементом региональной политики является предоставление регионам прав на ускоренное реформирование экономических отношений ради скорейшего преодоления кризиса переходного периода. Важным элементом региональной политики является региональная политика в сфере межнациональных отношений.
Ниже рассмотрен механизм установления дифференцированных инвестиционных режимов, с помощью которых преодолевается чрезмерная экономическая дифференциация между регионами в рамках федеральных округов, а также сглаживается экономическое неравенство между федеральными округами (рис.1).
Рис.1. Цикл государственного управления экономически однородным развитием территории страны [5]
Региональная политика основывается на идеях[5]:
· национального центризма и демократического федерализма (обеспечение всем национально- и административно-территориальным единицам подлинного равноправия);
· преодоления асимметричности нынешнего федеративного устройства. Особое значение приобретают согласование и разграничение полномочий по линиям: Центр - республики, Центр - регионы (края, области, города),
· освоение специальных механизмов предупреждения конфликтов между нациями.
· учет специфики региона (Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока.)
· укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету наднациональных ценностей.
· С точки зрения упрочения хозяйственных связей регионов, далеко не оптимальным выглядит административно-территориальное деление страны, при котором слишком высокое число регионов, не соответствующее традиционным нормам управляемости, способствует сохранению экономического сепаратизма субъектов РФ по отношению к остальной части страны, но не внешнему рынку.
Кроме того, в деле обеспечения экономической интеграции регионов большое значение имеет развитие транспортной инфраструктуры и стоимость ее услуг. Несмотря на существенные вложения государства в решение транспортных проблем, восстановление транспортной системы осуществляется весьма медленно.
Проводя аналогии с выравниванием экономического благополучия регионов, обеспечение их экономической интеграции может осуществляться по нескольким направлениям: укрепление торгово-производственных связей между регионами внутри федерального округа, а также выстраивание взаимодействия между регионами различных федеральных округов. Скорее всего, данные процессы должны осуществляться параллельно без каких-либо приоритетов. В конечном итоге сетевая экономическая интеграция регионов России будет представлять своего рода «кольчугу», защищающую единое экономическое пространство, когда каждый регион будет вплетен в хозяйственные отношения не только с соседними, но и с отдаленными субъектами РФ[7]. Регионы, являющиеся точками опоры экономической интеграции, конечно, будут оставаться заметными, однако их большее число позволит равномернее распределить экономический потенциал на территории страны.