Таможенное оформление товаров и транспортных средств

Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, подвергаются определенным таможенным процедурам, одной из которых является таможенное оформление. Таможенное оформление – это процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершение действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса. Таможенное оформление производится одновременно с таможенным контролем и представляет собой совокупность таможенных операций, совершаемых в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ. Оно производится в порядке, предусмотренном действующим ТК РФ.

Целью таможенного оформления является помещение товаров под определенный таможенный режим — наиболее важного инструмента таможенного регулирования. Таможенный режим — таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, а также статус товаров и транспортных средств в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.

Статьей 155 ТК РФ установлено четыре вида таможенных режимов:

1. Основные таможенные режимы (рассматриваются в качестве таковых из-за частоты обращения к ним участников ВЭД).

- Выпуск для внутреннего потребления — таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары остаются на этой территории без обязательства о вывозе с уплатой причитающихся таможенных пошлин и налогов.

- Экспорт — таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.

- Международный таможенный транзит — таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории РФ под таможенным контролем между местом их прибытия и убытия с таможенной территории РФ без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.

2. Экономические таможенные режимы (объединены в соответствующую группу по хозяйственно-целевому применению и призваны способствовать развитию предпринимательской деятельности, активизации инвестиционного производства).

- Переработка на таможенной территории.

- Переработка для внутреннего потребления.

- Переработка вне таможенной территории.

- Временный ввоз.

- Таможенный склад.

- Свободная таможенная зона (свободный склад).

При этом каждый из режимов предполагает полное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии соблюдения определенных условий (например, обязательный вывоз продуктов переработки с таможенной территории РФ в определенный срок, хранение товаров под таможенным контролем при помещении под режим таможенного склада и т.д.).

3. Завершающие таможенные режимы (характеризуются окончанием таможенного контроля по завершении действия любого из них, применяются, как правило, в целях приведения сторон в первоначальное состояние, при этом имеет место освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов).

- Реимпорт.

- Реэкспорт.

- Уничтожение.

- Отказ в пользу государства.

Данная группа режимов призвана завершить таможенный оборот товаров, например, режим уничтожения предусматривает уничтожение иностранных товаров под таможенным контролем, отказ в пользу государства — безвозмездную передачу товаров в федеральную собственность, реимпорт — ввоз ранее вывезенных товаров;

4. Специальные таможенные режимы (предусматривают узконаправленное использование товаров, полностью освобожденных от уплаты таможенных платежей).

- Временный вывоз.

- Беспошлинная торговля.

- Перемещение припасов.

- Иные специальные таможенные режимы, установленные ст. 268 ТК РФ.

Например, режим беспошлинной торговли — таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, таможенное оформление товаров и транспортных средств - student2.ru таможенное оформление товаров и транспортных средств - student2.ru выезжающим за пределы таможенной территории РФ, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли, а перемещение припасов — таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных), воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, таможенный режим устанавливает порядок перемещения товара, условия его нахождения на (вне) таможенной территории, устанавливает рамки, в которых товар может быть использован, а также права и обязанности лица, перемещающего товар.

Таможенное оформление осуществляется в таможенном органе назначения посредством декларирования товаров, которое относится к наиболее важному этапу процедуры перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления таможенных формальностей. Декларирование представляет собой заявление декларантом или таможенным брокером таможенному органу сведений о товарах, необходимых для таможенных целей, при этом декларантом является лицо, которое декларирует или от имени которого декларируются товары, а таможенным брокером — юридическое лицо, включенное в соответствии с определенными требованиями (наличие специалистов по таможенному оформлению, обеспечения уплаты таможенных платежей в размере не менее 50 млн. руб. и пр.) в Реестр таможенных брокеров, совер­шающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта. Перечень основных документов, представляемых при декларировании таможенному органу, установлен ст. 131 ТК РФ и включает договоры международной купли-продажи, коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, происхождение товаров, платежные и расчетные, документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах.

Необходимые сведения заявляются в следующих формах: конклюдентной, устной, письменной, электронной. Устная и конклюдентная формы декларированияприменяются в случае перемещения товаров физическими лицами для личных или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности целей. При применении конклюдентной формы таможенному органу сообщается об отсутствии товаров, за перемещением которых законодательством установлен повышенный контроль, в то время как посредством других форм (письменная, электронная и устная) декларант заявляет таможенному органу сведения о фактически перемещаемых им товарах. Конклюдентные действия (от лат. concludere — заключать) — действия, свидетельствующие о молчаливом согласии лица, совершающего действия, его намерении совершить сделку, заключить договор. Конклюдентная форма декларирования широко применяется в международных аэропортах при использовании так называемого «зеленого коридора», выбор которого предполагает, что физическое лицо таким образом.

Письменная формадекларирования в настоящее время является наиболее распространенной, реализуется посредством подачи грузовой таможенной декларации (ГТД). С момента принятия ГТД должностным лицом таможенного органа она становится документом, свидетельствующим о фактах пере­мещения товара, имеющих юридическое значение. Наиболее перспективной является электронная форма декларирования, предусматривающая подачу электронной ГТД, представляющей совокупность электронных докумен­тов в формализованном виде либо в виде их электронных образов, полученных сканированием бумажных носителей. Преимущества электронной формы декларирования состоят в ускорении процесса обработки и выпуска таможенной декларации до 30 мин, исключении контакта декларанта с должностными лицами таможенных органов, повышении прозрачности и сокращении влияния субъективного фактора при принятии решения должностным лицом таможенного органа.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ:

1. Механизм таможенного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ.

2. Направления совершенствования таможенно-тарифного регулирования в России.

Наши рекомендации