Общая характеристика рынка совершенной конкуренции

Любое предприятие в своей деятельности стремится минимизировать издержки и максимизировать прибыль. Минимизация издержек создает условие для появления и роста прибыли. Однако сам этот процесс зависит от типа предприятия: является ли оно совершенно конкурентным или несовершенно конкурентным.

Совершенно конкурентное предприятие – это предприятие, принимающее цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого им объема продукции. Спрос на продукцию отдельного предприятия, объем продаж которого не оказывает никакого влияния на изменение рыночной цены, отражает кривая спроса совершенно конкурентного предприятия. Эта кривая спроса представляет собой кривую абсолютно эластичного спроса. Она показывает, что любое количество товаров предприятие будет продавать по одной и той же цене, которая определяется общим отраслевым спросом и предложением.

Валовой доход совершенно конкурентного предприятия определяется по формуле:

ТR = PQ,

где ТR – валовой доход; Р – цена товара; Q – объем продаж.

Средний доход данного предприятия равняется доходу от единицы проданной продукции, и повлиять на свой доход предприятие может, только изменяя объем продаж.

Предельный доход совершенно конкурентного предприятия постоянен и равен цене единицы продукции.

Совершенно конкурентное предприятие можно определить и как предприятие, которое продает свою продукцию на совершенно конкурентном рынке.

Совершенно конкурентный рынок есть рынок, где выполняются условия совершенной конкуренции:

· множество мелких предприятий (продавцов) и покупателей;

· конкурирующие предприятия производят однородную продукцию;

· покупатели и продавцы хорошо информированы о ценах;

· продавцы действуют независимо друг от друга;

· предприятия могут свободно выходить из одной отрасли и входить в другую.

ПОВЕДЕНИЕ СОВЕРШЕННО КОНКУРЕНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ

Краткосрочный временной интервал – это период, недостаточный для вождения новых производителей в отрасль или выходе из нее. На данном интервале постоянные издержки не оказывают влияния на объем производства.

Основной задачей совершенно конкурентного предприятия в краткосрочном периоде является выбор оптимального объема производства для достижения максимизации прибыли или минимизации убытков.

Для определения объема производства на краткосрочном временном интервале предприятие сравнивает получаемый им валовой доход (ТR) при различных объемах выпуска с валовыми издержками (ТС), соответствующими каждому из возможных объемов. Предприятие выберет вариант, когда разница между валовым доходом и валовыми издержками будет максимальной.

Предельный доход и предельные издержки связаны между собой. Когда предприятие желает расширить производство, то оно будет сравнивать предельный доход и предельные издержки, т.е. будет сопоставлять, в какой пропорции расширение производства увеличит доход и издержки. До тех пор, пока расширение производства будет обеспечивать более быстрый рост предельного дохода по сравнению с ростом предельных издержек, предприятие будет наращивать производство. Когда же дополнительная продукция будет больше добавлять к издержкам, чем к доходу, предприятие прекратит расширять объем производства. Переломной точкой станет момент, когда будет достигнуто равенство предельного дохода и предельных издержек. То количество продукции, при котором обеспечивается это равенство, и будет выбрано предприятием. Объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам, называется точкой оптимального выпуска . ПриQ0 предельный доход будет равен предельным издержкам. На участкеQ1Q0 предприятие будет получать прибыль, а в промежутке Q0Q2 предельные издержки превысят предельный доход и эффективность снизится. Как только прирост издержек начнет превышать прирост дохода, предприятие перестанет производить дополнительную продукцию.

Положение предприятия, при котором объем производства определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу, называется максимально прибыльным равновесием предприятия.

На практике возможны четыре ситуации, с которыми сталкивается предприятие в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде.

Если на рынке сложившаяся цена Р1 превышает минимальные средние валовые издержки, то предприятие, производя продукцию в количествеQ1, при котором обеспечивается равенство цены, предельного дохода и предельных издержек, получает экономическую прибыль.

Если же рыночная цена на продукцию предприятия равна минимальным средним издержкам, то она позволяет совершенно конкурентному предприятию покрывать свои издержки. В результате этого предприятие не получает экономической прибыли, довольствуется нормальной прибылью. В этом случае предприятие находится на уровне самоокупаемости.

Если по каким-то причинам рыночная цена упала до уровня Р3 и стала ниже минимума средних валовых издержек предприятия, но выше минимума средних переменных издержек, то предприятие понесет убытки Однако оно продолжит производство в объеме, который позволит ему максимально сократить возникшие убытки и хотя бы частично компенсировать постоянные издержки (затраты на аренду помещения и т.д.

В случае, если рыночная цена снизится до уровня Р4 и окажется ниже минимальных средних переменных издержек, предприятие не сможет компенсировать даже части своих постоянных затрат и единственным приемлемым выходом для него станет прекращение производства В краткосрочном периоде совершенно конкурентное предприятие может продолжать производство в случае его убыточности. Стабильные убытки в течение длительного времени скорее заставят предприятие отказаться от выпуска данной продукции и перенести свою деятельность в другую более выгодную сферу.

Наши рекомендации